Молокова Анна Викторовна,

проректор по научно-методической работе и цифровизации

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО,

заведующий кафедрой начального образования,

доктор педагогических наук, доцент,

Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации

 
Здравствуйте, уважаемые читатели электронной газеты «Интерактивное образование»!

Каждый из нас с теплотой вспоминает свое детство, школьные годы, наполненные разнообразной активной деятельностью познания мира. При этом познание это происходило не только за партой и чтением учебников. Были экскурсии, походы и экспедиции, музеи и рассказы взрослых о былом и настоящем, скрытом от учеников развитии родного края, живущих в нем людей, флоры и фауны, полезных ископаемых и водных ресурсов.

Судя по статьям авторов, приславших истории о своем опыте педагогической деятельности в газету, и сегодняшние ученики учатся не только в замкнутом пространстве учебных кабинетов. Преемственность в признании и использовании потенциала регионально-краеведческого компонента в образовательном процессе очевидна.

Есть ли отличия того, что было вчера, от актуальной ситуации? Прежде всего, разница в том, что образовательная среда стала информационной, цифровые технологии используются в качестве инструмента самостоятельной учебной деятельности школьников. Не противоречит ли это обсуждаемой идее, нашим представлениям о том, как включить регионально-краеведческий компонент в образовательный процесс? Ответ на этот вопрос можно найти в рубрике «Информатизация образования».

Интересного вам чтения, уважаемые коллеги!

Краеведение в цифровой школе

Коробова Ольга Николаевна, Зайцева Татьяна Анатольевна

Краеведение как знание о родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех народов сведения о природе, истории передавались из поколения в поколение. Научно краеведение начало развиваться с середины XVIII века. Идея комплексного изучения своего края принадлежала М.В. Ломоносову, составившему и разославшему в разные регионы анкету с вопросами по экономике, географии, истории, культуре.

Изучение истории родного края (курс «Новосибирсковедение») в рамках внеурочной деятельности

Быков Андрей Алексеевич

Одна из насущных проблем современного общества – воспитание чувства патриотизма – приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Проблему необходимости изучения истории своего края с опорой на региональный материал, а также приобщение учащихся к самостоятельной поисково-исследовательской работе рассматривали многие педагоги и ученые, например, Д. С. Лихачев, который считал задачей первостепенной важности «воспитание любви к родному краю, к родной культуре…, так как ... для человека естественно любить свою семью, своё село и город, свою страну и её народ».

Педагогическая мастерская «Цифровая школа в зоне ближайшего развития»

Воронова Елена Ивановна

Сегодня каждый учитель понимает, что цифровая образовательная среда прочно входит в наше педагогическое пространство, что её нельзя отвергать, о ней нельзя не говорить и не думать, нельзя не совершенствоваться в этом направлении. И не только потому, что одной из задач национального проекта «Образование» является задача по созданию к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, а ещё и потому, что наши сегодняшние ученики в этом вопросе настолько нас могут опередить в ближайшее время, что нам их будет просто не догнать.

Развитие умения школьниками решать нестандартные задачи в информационно-образовательной среде

Ломова Наталья Владимировна

Современный мир стремительно меняется и предъявляет особые требования как выпускникам школ, так и взрослым людям. Поэтому очень важно с раннего возраста развивать у детей умения, которые помогут им во взрослой жизни вне зависимости от их будущей профессии. Начальное математическое образование в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта нацелено на овладение логическими операциями: анализа, сравнения, синтеза, классификации, обобщения, ассоциативных процессов.

Воспитание гражданина информационного общества средствами краеведения

Парфентьева Елена Леонидовна

Как воспитать гражданина информационного общества, человека, который умеет пользоваться всеми современными технологиями и при этом осознавать и ценить свою связь с историей и культурой своей Родины? С большим интересом познакомилась с материалами Всероссийского проекта «Культурный норматив школьника», который реализуется с 1 сентября 2019 года с целью вовлечения детей в культурную среду через посещение различных учреждений и знакомство с информационными источниками о культуре.