Развитие умения школьниками решать нестандартные задачи в информационно-образовательной среде

 
 

Ломова Наталья Владимировна,

учитель начальных классов
МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия»

 

Развитие умения школьниками решать нестандартные задачи в информационно-образовательной среде

Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства,

понятию строго обоснованной истины, а всё это формирует

личность, пожалуй, больше, чем музыка.

А. Д. Александров

Современный мир стремительно меняется и предъявляет особые требования как выпускникам школ, так и взрослым людям. Поэтому очень важно с раннего возраста развивать у детей умения, которые помогут им во взрослой жизни вне зависимости от их будущей профессии.

Начальное математическое образование в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта нацелено на овладение логическими операциями: анализа, сравнения, синтеза, классификации, обобщения, ассоциативных процессов. В настоящее время наше общество вышло на новый этап развития. В нравственной и социальной сферах появляются новые позиции. Для успешного развития общества требуются люди с высоким образованием, большим творческим потенциалом, с нестандартным мышлением, чтобы успешно осуществлять научно-технический прогресс.

На современном этапе следует большее внимание уделять воспитанию подрастающего поколения. Именно школа вооружает детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми в дальнейшей жизни. Уже в начальной школе ученики овладевают основными приемами логического мышления (сравнение, классификация, обобщение и др.), поэтому педагоги начальной школы ставят перед собой важную задачу по формированию и развитию логики детей, которая бы дала детям возможность доказывать свои суждения, приходить к правильным умозаключениям, делать доказательные выводы, что в итоге позволяет ученикам самостоятельно приобретать знания. А также развивать умения решать нестандартные задачи в современной информационно-образовательной среде.

На первой и самой ранней ступени обучения у ребенка преобладает наглядно-действенное мышление. Оно определяется практическим действием, то есть ребенку задача дается наглядно и решается руками. При развитии более высоких форм логического мышления данная форма мышления не исчезает. Постепенно с развитием речи и приобретением опыта дети приходят к наглядно-образному мышлению. Ребенок при мышлении использует образы, а слово помогает ему делать правильные обобщения.

Математика – это наука, которая является фундаментом для многих естественных дисциплин, таки как физика и химия. Её методы находят свое применение в данных дисциплинах. Оперируя абстрактными взаимосвязями и отношениями, эта область знаний тем не менее при вступлении в область любой науки о мире воплощается в моделирование, описание и предсказание вполне реальных природных процессов.

С предшкольной подготовки я начинаю учить детей решению нестандартных задач. Включаю в обучение решение логических заданий. Огромным помощником мне служит образовательная платформа Учи.ру

УЧИ.РУ – это онлайн платформа, с помощью которой более 600 тысяч учеников начальной школы со всей России изучают математику в интерактивной форме. УЧИ.РУ анализирует действия каждого ученика и на основе этих данных подбирает персональные задания, создавая таким образом индивидуальную образовательную траекторию. Также на базе платформы УЧИ.РУ проводятся масштабные онлайн олимпиады. Например, в зимней онлайн олимпиаде «Плюс» по математикеplus.olimpiada.ru приняли участие свыше 400 тысяч учеников начальных классов (около 10% школьников 1-4 классов РФ). Организаторами олимпиады «Плюс» на платформе УЧИ.РУ являются Департамент образования.

Учи.ру строит диалог с учеником. Система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению.

Индивидуальная образовательная траектория

Платформа Учи.ру учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности.

Учи.ру раскрывает потенциал к обучению каждого ребенка

Каждый ученик получает возможность самостоятельно изучить курс в комфортном для себя темпе с необходимым именно для него количеством повторений и отработок вне зависимости от уровня подготовки, социальных и географических условий. Школьнику достаточно от 2 до 125 часов самостоятельных занятий на сайте uchi. ru, чтобы получить крепкие знания по школьному предмету за один класс.

Интерактивные курсы на Учи.ру полностью соответствуют ФГОС и ПООП и получили высокую оценку научной и педагогической экспертизы РАН.

После того как ребенок пройдет курс, ему открывается лаборатория олимпиадных задач.

 

Уровень сложности повышается постепенно. Если задача решена ребенком, то ребенок не может решать дальше.

С периодичностью в 1 месяц проводятся олимпиады по различным предметам.

Задания Олимпиады отличаются от типовых задач общеобразовательной программы по математике. Они даны в понятной детям игровой форме и нацелены на развитие нестандартного мышления. Они тренируют внимание, логику и пространственное воображение, учат мыслить шире привычных рамок, но при этом не требуют углубленного знания школьной программы. Сказать по отношению к этим задачам: «Мы этого не проходили» – нельзя. Онлайн-формат Олимпиады интересен и удобен сразу в нескольких отношениях: во-первых, он привлекает детей сходством с компьютерной игрой, во-вторых – позволяет наглядно демонстрировать задание, в-третьих, участник узнает свой результат сразу (пробный тур) или через 5 минут после завершения олимпиады (основной тур). И, наконец, в такой Олимпиаде могут одновременно участвовать юные математики со всех концов света, и требуется для этого только владение мышкой, клавиатурой и выход в интернет. Участники, получившие диплом победителя, получают в своем личном кабинете в качестве приза сборник задач и журнал. Участники, получившие похвальную грамоту, получили в своем личном кабинете сборник задач.

В обучении детей решению нестандартных задач помогают пособия Т. П. Быковой. Пособие ориентировано на учебники математики для начальной школы, написанные в рамках традиционной системы обучения, но может с успехом использоваться и при обучении по вариативным программам. Материал пособия разбит по темам. Это позволит учителю легко подобрать нестандартные развивающие задания к каждому уроку. Задания, представленные в пособии, эффективны для развития логического мышления, внимания, математической интуиции, культуры мышления, речи. Они направлены на формирование умения грамотно и аргументированно обосновывать свои действия, последовательно и доказательно излагать свои мысли, выдвигать и проверять различные гипотезы. Данные задания способствуют расширению кругозора детей, поднятию их общего культурного уровня.

Ведение курса «Умникам и умницам» и экспресс-контроля О.П. Холодовой на протяжении многих лет показывает позитивную динамику в развитии умения решать нестандартные задачи в начальной школе.

 

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения проверочных работ, заданий ВПР, решение олимпиадных заданий;

– косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по математике, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Количество просмотров: 9066  

Комментарии

Отличная статья! Индивидуальный подход , большой творческий потенциал помогают раскрыть ребенка в разных сферах, найти ему свою среду. А помогает ему в этом и поддерживает живой интерес, конечно, учитель начальной школы! Спасибо Вам большое , Наталья Владимировна, за Ваш нелегкий труд!
Мой ребенок учится во 2 кл. у Натальи Владимировны Ломовой. По результатам 1 четверти, могу сказать: вышеописанные автором методы и приёмы, применяемые в обучении детей нашего класса, дают положительные результаты. Ребятам заниматься нравится! Присутствует дух здорового соперничества, а это даёт возможность каждому ученику поднять свой уровень знаний и, соответственно, свои отметки. Учиться должно быть весело!

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Организация деятельности по профориентации младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
12. Формирование и развитие читательской функциональной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Система гражданско-патриотического воспитания младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
14. Использование технологии «Буктрейлер» как средство повышения мотивации к чтению и развитию читательской грамотности в начальной школе ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
15. Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов посредством цифровых образовательных ресурсов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Информационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Профилактические принципы цифровой образовательной среды ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Методическая работа с педагогами: виртуальное отображение ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Формирование навыков программирования у младших школьников. Из опыта работы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Использование информационных технологий в образовательном процессе ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы