Формирование образовательного опыта школьных библиотекарей Новосибирской области

 
 

Хрущева Валентина Викторовна,

старший методист управления цифрового образования

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО,

Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации

 
 
 

Вержанская Валентина Ильинична,

методист управления цифрового образования

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

Формирование образовательного опыта школьных библиотекарей Новосибирской области

Школьная библиотека сегодня... Какая она? Полагаем, не будет преувеличением сказать, что школьные библиотеки в настоящее время претерпевают концептуальные изменения. Эти перемены связаны, в первую очередь, с принятием Концепции школьных информационно-библиотечных центров от 2016 года, с реализацией национального проекта «Образование» (2018 год) и со «Стратегией развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2030 года» (2021 год).

Проект по модернизации школьных библиотек и их трансформации в школьные информационно-библиотечные центры реализуется на территории Новосибирской области с 2016 года. В рамках проекта мы попытались предоставить библиотекам возможность, продолжая выполнять традиционные функции, видоизменить свою деятельность, активно используя информационные технологии в повседневной работе, расширить свои возможности и круг пользователей.

В статье мы остановимся на концептуальных моментах внедрения данного проекта в школах Новосибирской области. Данная публикация описывает деятельность педагогов-библиотекарей в созданных школьных информационно-библиотечных центрах (ШИБЦ) – деятельность, направленную на решение задачи воспитания «человека читающего», развитие активной читательской среды школьников, в результате чего и формируется образовательный опыт педагогов-библиотекарей как участников образовательного процесса.

Несомненно, крайне важное решение на пути построения новой школьной библиотеки как информационного института – это выбор пути оптимального развития, определение стратегии, обеспечивающей максимально эффективный результат при минимальных ресурсных затратах.

Школьная библиотека содействует развитию обучающихся, формированию их информационной компетентности путём проведения мероприятий по приобщению к чтению детей и юношества, проектирования и организации библиотечных уроков – таким образом, в настоящее время формируется образовательный опыт педагогов-библиотекарей в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В деятельности педагогов-библиотекарей при работе с учащимися значительное место занимает формирование универсальных учебных действий, включающих работу с книгой и библиотекой в целом как важнейшими источниками информации, источниками получения новых знаний.

В статье вводится понятие «образовательный опыт». По мнению Н. А Селиверстовой, «это переживания, возникающие в результате социальных взаимодействий между учеником – учителем, учеником – учеником, учеником – группой по поводу обучения в образовательных организациях и опосредованных социальных взаимодействий (самообразования)» [6]. Важна мысль автора о том, что способы обучения, самообразование, социальные взаимодействия меняют установки и модели поведения.

Образовательные организации, реализующие программу основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, должны иметь информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами.

ФГОС предъявляет требования к материально-техническому оснащению образовательного процесса, которое должно предоставлять возможность обеспечения доступа к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстовых, аудио- и видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

С 2017 года проект называется «Модернизация организационно-технологической инфраструктуры и обновление фондов школьных библиотек», поэтому в проекте решались организационные вопросы, цель которых – разработка наиболее целесообразных решений с учётом процесса модернизации образования и внедрения информационных технологий в образовательные и библиотечно-библиографические процессы.

Оснащение библиотек образовательных организаций проекта оборудованием происходит за счёт собственных средств, грантовой поддержки и участия в национальных проектах.

В рамках проекта школьные библиотеки Новосибирской области обеспечены доступом к электронному контенту, который реализуется по следующим направлениям:

– закупка электронных форм учебников (ЭФУ);

– пополнение основных фондов школьных библиотек электронными изданиями художественной, научно-популярной, занимательной, справочной литературы, литературы патриотической направленности на базе платформы ЛитРес:Школа;

– организация Витрины Виртуального читального зала (ВЧЗ) на сайте lib.edu54.ru, где собраны ссылки на лучшие электронные хранилища полнотекстовых изданий литературы различной направленности: художественной, занимательной, научно-популярной, справочной (НЭБ, НДЭБ на базе Российской государственной деткой библиотеки, Президентская библиотека и т.д.).

Книга сегодня является основным средством обучения, поэтому школьный библиотечный книжный фонд необходимо оценивать как важнейший информационный ресурс, ориентированный на цели и задачи современной школы. К большому сожалению, уровень этого ресурса признаётся и библиотекарями, и педагогами школ неудовлетворительным.

Выход из данного затруднения в рамках нашего проекта мы видим в решении следующих задач:

– формирование в библиотеке особой образовательной среды, дающей доступ к большему количеству источников информации, главным среди которых должна оставаться книга;

– создание в библиотеке атмосферы, способствующей развитию интереса к чтению и обучению;

– изучение интересов читателей и осуществление руководства их чтением;

– координация внутренних и внешних ресурсов библиотеки в пропаганде книги и приобщении детей к чтению;

– использование наиболее действенных форм и методов работы для привлечения к чтению.

В своей деятельности мы не ставили задачу противопоставлять бумажную и электронную книгу. Школьная библиотека для нас – это пространство свободного чтения, где выбор остаётся за читателем, и где реализуются такие концептуальные решения, как:

– комплексное использование реальных и виртуальных ресурсов;

– облачные технологии, дополненная реальность.

Школьная библиотека должна всё-таки оставаться «классической библиотекой», в которой ребёнок учится любить и понимать книгу, наслаждаться чтением, а библиотекарь, сохраняя традиции, находится в постоянном поиске новых форм работы с детьми по привлечению их к чтению, продвижению использования книги как первичного учебного источника. В рамках проекта школьные библиотекари работали и продолжают работать в этом направлении:

– создают информационные бюллетени для популяризации лучших образцов классической и современной литературы;

– проводят читательские практикумы, участвуют с ребятами в различных конкурсах: «Дети читают» (организатор – Президентская библиотека), «Любимая книга» (организатор – Новосибирский Областной центр информационных технологий) и др.;

– развивают традиции семейного чтения;

– организуют интеллектуальные игры, викторины;

– приглашают на встречи писателей и поэтов и т.д.

Для обмена опытом по продвижению чтения среди учащихся в рамках проекта проведены семинары: «Семинар по обмену опытом по проблеме апробации моделей развития ШИБЦ», «Развитие читательской грамотности учащихся с использованием ресурсов Виртуального читального зала школьного информационно-библиотечного центра», «Обмен опытом по проблемам дистанционной работы ШИБЦ: решение современных задач образования средствами школьной библиотеки»; мастер-классы: «Образовательные события на базе Виртуального читального зала в ШИБЦ» и «Приёмы и способы формирования читательской грамотности обучающихся средствами ВЧЗ» – оба мастер-класса проходили формате онлайн, по 16 часов каждый.

Принятие ФГОС существенно модернизировало процесс организации школьного образования. Приоритетным становится формирование общекультурных компетенций у обучающихся, где важное место занимает воспитательная составляющая образовательного процесса, благодаря которой осуществляется эмоциональное насыщение, личностное развитие и обогащение детей и подростков. По мнению профессора Н. Е. Щурковой, воспитательный процесс – это «восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества» [8].

Эффективному формированию у обучающихся общекультурной компетентности способствует сложившаяся в каждом конкретном учебном заведении образовательная среда.  Одним из принципов образовательной среды является комплексный подход, при котором необходимо сотрудничество в работе учителя-предметника и педагога-библиотекаря как действенная и результативная форма совершенствования образовательного процесса.

Такое сотрудничество может реализовываться в следующих направлениях:

– оказание помощи школьникам по всем учебным предметам;

– совершенствование знаний и умений школьников по работе со справочной, научно-популярной, художественной, периодической и пр. литературой для успешного освоения школьных программ;

– оценка и корректировка информационных навыков обучающихся, стимулирование их познавательной и творческой деятельности;

– помощь учителям-предметникам в поиске, подборе, сортировке и использовании информации, разработке планов (конспектов) уроков, внеклассных занятий и культурно-досуговых воспитательных мероприятий;

– помощь в подготовке и проведении проектно-исследовательских работ, реализуемых в расширенной среде обучения.

Школьные библиотекари Новосибирской области активно включаются в такую деятельность, накапливая богатый образовательный опыт.

Совершенствовать образовательный опыт позволяет использование цифровой образовательной среды, а новые технологии – это удобные инструменты в арсенале педагога-библиотекаря.

Для освоения новых инструментов для работы в рамках проекта было организовано повышение квалификации школьных библиотекарей по 3 программам:

1. «Виртуальный читальный зал в школьной библиотеке как составная часть информационно-образовательной среды» объёмом 44 часа.

2. «Электронная форма учебника как современное интерактивное дидактическое средство» объёмом 72 часа.

3. «Использование мобильных устройств в работе библиотекаря» объёмом 36 часов.

В 2020 году в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции дистанционные формы работы были особенно актуальны.

Школы, которые организовали у себя виртуальные читальные залы, используя Витрину ВЧЗ Областного центра информационных технологий и платформу ЛитРес:Школа, смогли предоставлять контент (литературу) для обеспечения образовательного процесса без физического посещения библиотеки.

Кроме этого, библиотекари стали организовать различные онлайн- мероприятия и события на базе своих ШИБЦ по привлечению детской аудитории к чтению, по продвижению книг среди учащихся, что способствовало повышению мотивации к учебе, а, значит, и улучшению образовательных результатов.

Виртуальные книжные выставки, виртуальные флешмобы, виртуальные конкурсы, виртуальные встречи с писателями и многое другое делает школьную библиотеку востребованной современными детьми.

Становление школьной библиотеки как центра открытой информационно-образовательной среды определяет необходимость освоения педагогическими и библиотечными работниками новых способов соорганизации деятельности субъектов образовательной практики, организации образовательных событий в школьной библиотеке.

Образовательное событие – это не продуманное заранее, распределённое и выдающееся в готовом вид мероприятие. Это что-то значимое для ученика. Цели события вызывают у школьника внутренний отклик, отсутствие чрезмерной опеки со стороны взрослых позволяет включаться в работу на равных, становясь равноправным организатором и творцом [4].

Участники образовательного события, включенные в совместную со взрослыми деятельность, создают общий продукт, за который несут общую ответственность. Таким образом, полученный опыт, отрефлексированный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой цели.

В рамках проекта мы постепенно стали учить библиотекарей организации образовательных событий.

Для обобщения опыта работы школьных библиотек и выявления лучших педагогических практик в 2020 году в рамках проекта был проведён региональный конкурс профессионального мастерства «Предметная неделя как образовательное событие в школьном информационно-библиотечном центре».

Конкурс решал следующие задачи: выявление методических особенностей конструирования образовательных событий в школьном информационно-библиотечном центре;  определение организационных аспектов деятельности школьного библиотекаря, педагога-библиотекаря, выполняющего роль модератора образовательного события; активизация инновационной деятельности педагогов, направленной на поиск способов использования ресурсных возможностей социальных компетенций, заявленных в ФГОС (предметных, метапредметных, личностных); укрепление репутации библиотеки как информационного центра образовательной организации;  отбор работ педагогов-библиотекарей в региональный  банк лучших педагогических практик.

На конкурс была представлена 51 работа, члены жюри отобрали 12 лучших, которые были описаны и размещены в банке лучших образовательных практик на портале Новосибирская открытая образовательная сеть (https://www.edu54.ru/bp/events/). В своих работах педагоги-библиотекари постарались отойти от скучных мероприятий, разработать интересное запоминающееся образовательное событие на базе своего ШИБЦ совместно с педагогами школы. Лучшими стали:

1. Рожнова Маргарита Анатольевна, Нагорникова Оксана Геннадьевна, Мезенцева Юлия Владимировна, МБОУ СОШ № 13 г. Бердска, «Предметная неделя русского языка и литературы в начальной школе». «Банк лучших учебных практик педагогов Новосибирской области» https://edu54.ru/bp/events/247256.

2. Скрибко Василина Викторовна, МБОУ Чистоозёрная СОШ №3, «Предметная неделя «И расцвёл подснежник» https://cloud.mail.ru/public/3Dst/2RyUCk1AS.

3. Валеулина Рамила Рашатовна, МКОУ Убинская средняя школа №2, «Неделя химии в начальной школе» https://cloud.mail.ru/public/25Gk/44t1eLrrL.

4. Кениг Наталья Сергеевна, МБОУ Колыванская СОШ №3, «Предметная неделя в школьной библиотеке «Книжкина неделя». «Банк лучших учебных практик педагогов Новосибирской области» https://edu54.ru/bp/events/247256.

5. Куликова Валентина Михайловна, МБОУ СОШ №15 города Новосибирска, «Неделя поэзии, посвящённая Дню Белых журавлей». «Банк лучших учебных практик педагогов Новосибирской области» https://edu54.ru/bp/events/247256.

6. Косьянчук Елена Ивановна, Гимназия №1 им. А.Л. Кузнецовой Куйбышевский район, «Сценарий интеллектуально-творческого турнира "И это всё... Россия!"» https://yadi.sk/i/3vp17mBVdGYDfA.

7. Кадо Светлана Юрьевна, МБОУ Кыштовская СОШ №2 имени Героя Российской Федерации К.А. Тимермана, «Неделя гуманитарных наук» https://sites.google.com/site/ibcksosh2/home/akcii-meropriatia-proekty/nedela-gumanitarnyh-nauk.

8. Коковихина Елена Ивановна, МКОУ школа-интернат Куйбышевский район, «Библиотека – территория без границ» https://sites.google.com/d/1McAHFsy3bYlmf-AycYbgBFA2X-7soQXE/p/1o29GkcuzYVS4zZJo6-fZhDGKhfkxoij0/edit.

9. Бондарева Лилия Владимировна, МКОУ Краснообская СОШ №2 Новосибирский район, «Неделя математики в библиотеке» «Банк лучших учебных практик педагогов Новосибирской области» https://edu54.ru/bp/events/247256.

10. Лобкова Валентина Викторовна, МКОУ Венгеровская СОШ №2, «Предметная неделя русского языка и литературы». «Банк лучших учебных практик педагогов Новосибирской области» https://edu54.ru/bp/events/247256.

11. Макалева Светлана Сергеевна, МБОУ "Кочковская СШ", «Образовательное событие «МУЗЫКА И СЛОВО». «Банк лучших учебных практик педагогов Новосибирской области» https://edu54.ru/bp/events/247256.

12. Шмелева Елена Александровна, Бояндина Ольга Юрьевна, Синюкова Марина Сергеевна, МАОУ ОЦ "Горностай", Образовательное событие "Марафон наук. Неделя физики". «Банк лучших учебных практик педагогов Новосибирской области» https://edu54.ru/bp/events/247256.

Таким образом, чтобы библиотека в школе полностью соответствовала современным требованиям, необходима трансформация её в современный информационно-библиотечный центр, оснащенный по последнему слову техники, укомплектованный квалифицированными кадрами, принимающий участие в образовательном процессе как равноправный партнёр. Администрация школы должна использовать все возможности для достижения этих целей, и это, в свою очередь, повысит образовательный уровень учащихся.

Список литературы

1. Иванова Е. В. Школьные библиотеки в информационно-образовательной среде: практ. пособие / Е. В. Иванова. – СПб.: Профессия, 2009. - 240 с. – Текст: непосредственный.

2. Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров (15 июня 2016 г.). – Текст: электронный. – URL: http://rusla.ru/rsba/association/izdanija/journali/Prikaz%20715%20%D0%BE%D1%82%2015.06.2016.pdf (дата обращения: 21.05.2021).

3. Лобанов В.В. Образовательное событие как педагогическая категория // Образование и наука. - 2015. - № 1 – с.33-36. – Текст: электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-sobytie-kak-pedagogicheskaya-kategoriya/viewer (дата обращения: 21.05.2021).

4. Личкин Е.В. Образовательное событие про образовательные события. Что такое «событийность»? (20.03.2019). - Текст: электронный. – URL: https://novator.team/post/839 (дата обращения: 21.05.2021).

5. Распоряжение правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 608-р. – г. Москва «Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2030 года». – Текст: электронный. – URL: http://government.ru/docs/all/133337/ (дата обращения: 21.05.2021).

6. Селиверстова Н. А. Образовательный опыт как понятие социологии // Знание. Понимание. Умение.– 2015. - №2 - с. 79–87. – Текст: электронный. – URL: https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/66 (дата обращения: 21.05.2021).

7. Хрущева В.В., Вержанская В.И. Школьные информационно-библиотечные центры Новосибирской области: вектор развития // Школьная библиотека. - 2019. -№ 5. – Текст: непосредственный.

8. Щуркова Н.Е. Система достойного воспитания. Методическое пособие педагога-практика / Н.Е. Щуркова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2020. – 256 с. – Текст: непосредственный.

Количество просмотров: 5488  

Добавить комментарий

Target Image
1. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Организация деятельности по профориентации младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
12. Формирование и развитие читательской функциональной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Система гражданско-патриотического воспитания младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
14. Использование технологии «Буктрейлер» как средство повышения мотивации к чтению и развитию читательской грамотности в начальной школе ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
15. Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов посредством цифровых образовательных ресурсов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Информационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Профилактические принципы цифровой образовательной среды ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Методическая работа с педагогами: виртуальное отображение ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Формирование навыков программирования у младших школьников. Из опыта работы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Использование информационных технологий в образовательном процессе ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы