О дивный новый BANI-мир

 
 

Повстьянова Ксения Олеговна,

методист отдела медиасопровождения

МАУ ДПО «НИСО» г. Новосибирска

 

О дивный новый BANI-мир

С каждым годом изменения во всех сферах жизни общества идут всё быстрее. Пандемия, обрушившаяся на мир в 2020 году, ещё сильнее увеличила скорость преобразований. О вызовах новой реальности говорим с Анной Завалиной, руководителем направления педагогических программ Мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия ­– страна возможностей».

– Последние годы мы часто слышим, что живем в VUCA-мире (VUСА – это акроним, объединивший четыре понятия: непостоянство, неопределенность, сложность, неоднозначность – Прим. ред.). Как, по вашему мнению, этот новый мир влияет на систему образования? Какие вызовы ставит перед ней?

–  VUCA – это аббревиатура, которая обозначает уклад мироустройства, который есть в настоящий момент, но мы её так часто использовали, что не все успели заметить, что мир сильно поменялся и прежним не будет. Это, пожалуй, самая частая фраза 2020 года.

Первой аббревиатурой, которая характеризовала мироустройство, стал SPOD-мир. Это мир, который существовал до массового распространения техники и интернета. Он был устойчивым, предсказуемым, простым, определенным. Когда интернет стал повсеместным, появилась аббревиатура VUCA. B этом описании мир существовал до 2020 года. Но пандемия показала, что эти характеристики несколько сложнее, и так появился новый термин, предложенный футурологом Джамаисом Кашио – BANI-мир, который характеризуется четырьмя показателями: хрупкостью, тревожностью, нелинейностью и непостижимостью.

Эти аббревиатуры в системе образования могут использоваться для того, чтобы понимать, как должен меняться профиль того, кто обучает, какими компетенциями этот человек должен обладать и как должна меняться матрица компетенций того, кто учится. Я несколько со скепсисом отношусь к таким заголовкам, как «Топ-10 компетенций, которые нужно развивать, чтобы завтра стать успешным». Безусловно, эти рейтинги есть, их формируют разные всемирно известные институции, например, Давосский форум, Forbes, но у нас, в Мастерской управления «Сенеж», следующий подход: каждый человек, конечно, должен синхронизироваться с тем всемирным списком, который есть, он наверняка неспроста возник и есть определенные объяснения, почему именно такой, но конфигурация навыков будет успешна только в том случае, когда ты собрал их под себя, понимаешь, какая y тебя задача, где y тебя не получается, и что тебе не хватает, чтобы делать завтра то, чем ты занимаешься, чуть лучше, чтобы y тебя был прогресс по сравнению с самим собой.

На примере BANI-мира можно увидеть, как трансформируются профиль педагога и набор компетенций. Первая характеристика – это хрупкость, которая означает, что мы подвержены катастрофе в любое время. Следующая характеристика, которая вытекает из предыдущей, – это тревожность как беспокойство и один из главных симптомов заболеваний XXI века. B VUCA-мире стало понятно, что учитель – это не носитель знаний, что есть поисковые сервисы (Гугл, Яндекс) и голосовые помощники (Алиса, Маруся), которые знают больше, и учитель должен постоянно либо с ними конкурировать, но очевидно, что он эту конкуренцию проиграет, либо стать их союзником и превратиться в проводника, который расскажет своим ученикам, где и что можно найти, как отличить хорошие источники от плохих. В BANI-мире роль учителя (и это связано как раз с показателем хрупкости) трансформировалась в роль куратора образовательного контента: ему нужно не только найти те материалы, которые релевантны и не являются фейком, но и выявить запрос ученика, родителя, администрации, системы образования, хорошо понимать вектор ее движения и развития и соотнести этот запрос с подходящими инструментами, которые могли бы этот запрос удовлетворить. То есть учитель должен собрать своего рода конструктор, а чтобы его собрать, необходимо выявить запрос и тут на первый план выходят модерационные навыки.

Профессия модератора в качестве профессии оформилась во время пандемии и сейчас очень большой запрос на эту роль. Модератор управляет групповой коммуникацией, не влияя на ее результат. Это требует умения задавать вопросы, которые не приведут участников процесса к тому ответу, который нужен педагогу, а помогут найти этот ответ для себя; это умение учитывать, как меняется групповая динамика людей, вовлеченных в один и тот же процесс; это понимание, какие инструменты помогут людям с разным опытом и мировоззрением разного возраста договориться и двигаться в одном направлении. Мы наблюдаем смещение вектора в модерационную деятельность и уже очень многие школы это используют. Это видно в трансформации подходов к ведению уроков, например, групповая работа и работа в микрогруппах. Это было и раньше, но сегодня применяется чаще, потому что эти форматы позволяют использовать разные возможности донесения материала и превращения его в навыки, когда учитель не только транслирует, но и соединяет мысли и смыслы разных субъектов и объединяет их с теми материалами, которые стали доступны за время пандемии.

Если говорить о тревожности, то здесь набирает обороты направление по управлению своим ресурсным состоянием и здоровьем. В Мастерской управления «Сенеж» – это сквозной трек всех программ и наряду с типами развития интеллекта IQ и Q, которые отвечают за правое и левое полушарие мозга, появляется еще один поддерживающий коэффициент, характеризующей жизнедеятельность человека, – VQ. Это способность управлять своим здоровьем, инструменты и техники управления своей энергией, начиная с правильного дыхания, заканчивая какими-то простыми медитативными практиками концентрации на себе, практиками осознанности, которые помогут меньше испытывать тревожность, управлять своими эмоциями. Если мы обратимся к Инстаграму, то увидим, что тема ментального здоровья очень популярна. Причем она популярна у поколения Z. Этому уделяется большое количество времени, и вот здесь задача учителя – этим практикам научить и помочь ученикам и себе понять, что требуется для того, чтобы быть в порядке, как восполнить недостаток энергии, как бороться со стрессом, который возникает в той или иной ситуации. Вся эта история связана прежде всего с дисциплиной. Можно знать кучу методик, техник, как правильно дышать, что надо пройти десять тысяч шагов в день, но если ты этого не делаешь, то это не работает. И вот тут как раз функция школы – помочь. Мне кажется, что дисциплина, она только в школе может быть воспитана. Задача учителя – ненасильственно интегрировать эту компетенцию в образовательную и внеучебную деятельность.

Вернемся к характеристикам BANI-мира: нелинейности и непостижимости. Нелинейность новой реальности указывает на то, что разрыв между причиной и следствием растет, поэтому очень важно развивать критическое мышление, в частности, конкретно в направлении выявления фейков и понимания, как нам, людям, живущим в медиапространстве, относиться к разным инфоповодам, как понимать, где правда, как не стать жертвой мошенников и многое другое.

Если говорить о непостижимости, то она характеризуется конечным состоянием информационной перезагрузки, когда информация не является гарантией понимания того, что происходит, когда мы воспринимаем какое-то событие, не по тому что конкретно оно принесло, а по тому, как на него среагировали лидеры мнений. Жизнь в эпоху постправды, когда наша реакция основывается не на фактах, а реакциях других, дает понимание необходимости иметь свой ценностный базис, чтобы была возможность сформулировать свою позицию, основываясь на фактах; чтобы понимать, что является фактом, а что чьим-то мнением. B этом – глобальная задача педагога и этот вектор будет с каждым годом нарастать.

– Большой популярностью, в том числе в системе образования, пользуется Теория поколений (Теория разработана Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом и описывает повторяющиеся поколенческие циклы в истории США – Прим. ред.). Недавно в журнале The New Yorker вышла статья Луиса Менанда «Хватит рассуждать о «поколениях», в которой говорится о том, что данная теория – это иллюзия. Как Вы считаете, «работает» ли теория поколений и необходимо ли на неё ориентироваться в системе образования?

– В настоящее время теория поколений подвергается критике все чаще, потому очень многие почему-то решили воспринимать её буквально. Все рекомендации и поколенческие особенности, которые там описаны, воспринимаются как некий ярлык или клише. Многие не разбираются в деталях. Если мы обратимся к первоисточнику, то теория поколений – это некоторые исторические события, которые повлияли на формирование ценностей той или иной группы людей. Глупо отрицать, что есть люди, которые старше или младше нас, и очевидно, что их отношения к миру и ценностный базис чем-то отличаются. Например, самый известный ярлык для поколения X, что они – консерваторы. Но если разобраться, то это те, кто создал российское телевидение, открыл MTV, к этому поколению относятся Филипп Киркоров и Стив Джобс и назвать их консерваторами было бы странно. Мы очень часто путаем поколения, например, беби-бумеров и иксов. Молодым кажется, что X – это наши бабушки и дедушки, но это не всегда так. B связи с этим мы с коллегами и друзьями однажды подумали и решили, что в теории поколений не хватает следующего шага: как все-таки этим разным поколением, учитывая, что отличия есть, взаимодействовать друг с другом. И тогда у нас родилось такое направление, как GR – межпоколенческие коммуникации. Чем они отличаются от теории поколений. Мы рассматриваем разные особенности и отношения через призму разных сфер: образование, HR, политика, культура. Смотрим отношение людей разного возраста к процессам в этих сферах, что им в этих процессах важно. Если мы говорим про образование, то каким образом должна быть преподнесена информация и пытаемся сочетать такие форматы, которые будут удовлетворять представителей разных поколений, не создавая конфликт. Важно понимать, что (и теория поколений, кстати, об этом говорит) есть пограничники, у которых могут быть характеристики, находящиеся на стыке. И, конечно, это не универсальная история. Нельзя со стопроцентной вероятностью сказать, что если ты родился в такой-то год, то ты будешь вести себя вот так, но это та точка, от которой можно отстроиться. Если мы начинаем с белого листа, нам всегда очень тяжело. А если на листе есть хоть что-то, какая-то разметка, нам уже легче создавать на нем некоторый результат нашего творчества.

Зная особенности поколений, образовательный процесс можно выстроить более органично. Необходимо следить за последними исследованиями. Очень часто они проводятся в отношении поколения Z: как они относятся к тем или иным вещам, кто для них является кумиром, как они предпочитают одеваться, их отношение к экологическим проблемам, к заработку, собственности. Эти данные позволяют сделать образовательный процесс более комфортным, снизить межпоколенческий разрыв между учителем и учеником. Приведу простой пример, связанный с гаджетами. Часто в адрес молодого поколения сыплются обвинения, что они проводят много времени в гаджетах и мало читают. На самом деле, по последним исследованиям, современные школьники читают гораздо больше, чем поколение Y, просто не на бумажных носителях. Это могут быть лонгриды, статьи. Тут возникает вопрос: что читать. Я могу читать разную литературу и получать из нее информацию.

Минимизация конфликта в теории поколений связана с тем, что мы синхронизируемся в терминологии и учитываем разные факторы. Важно не уходить в категоричные точки. Я сейчас наблюдаю повальный переход многих учителей в тик-ток, но для многих это неорганично. Когда мы видим в тик-токе учителя по лицу которого видно, что он себя нелепо чувствует, танцуя и что-то такое выделывая, то это точно не способствует тому, чтобы  к нему как-то по-другому относились его ученики. То же самое можно сказать и про цифровые инструменты и сервисы. Это большое заблуждение, что детям очень важно, чтобы были цифровые сервисы и приложения. У нас появился термин для обозначения этого процесса – цифровой фетишизм. Это когда для решения одной образовательной задачи используются несколько сервисов: QR-код, онлайн-викторина, приложение. Во-первых, скорость переключения внимания становится еще больше и невозможность удерживания внимания на чем-то одном увеличивается, а во-вторых, способствует ли это более качественному усвоению материала. Как показывает практика – чаще всего нет. Работая в разных форматах, замечаю, что дети на самом деле при этом обилии цифровых приложений и сервисов испытывают восторг, когда предлагается задание с какими-нибудь физическими предметами, будь то головоломка или фигурки из бумаги, которые нужно соединить в определенной конфигурации. Во всем важен баланс. Уходить в цифровую среду и тешить себя иллюзиями, что если мы это используем, то это даст качественно другой результат, несколько наивно.

Важно уделять внимание визуальной коммуникации и эстетике, потому что для цифрового поколения становится очень важным, как это все выглядит. Если у учителя презентация, сделанная в худших традициях PowerPoint, то ребенку не хочется её смотреть. Есть тренд на кастомизацию всего: это должно быть создано специально для меня. И очень простой принцип выбора, куда мне пойти или что мне делать: хочу ли я это сфотографировать и выложить в свой Инстаграм.

Одно из направлений, которое сейчас набирает обороты – это дизайн образовательной среды. Насколько он комфортный, удобный, функциональный. Очевидно, что на ученика в классе влияет всё: свет, цвет стен, расположение парт, то, насколько они мобильны и могут менять расположение для групповой работы. Не у всех школ есть ресурсы, но даже минимальные вещи, например, пробковая доска, на которой можно отмечать какие-то важные для всего класса моменты, играет большую роль.

– Жизнь в ситуации неопределенности диктует переход от системы накопления знаний к системе непрерывного образования (Life-long learning). Чему необходимо учиться сегодня, чтобы уверенно чувствовать себя завтра?

– Принцип Life-long learning существует достаточно давно. Мне кажется, что он для многих стал альтернативным ответом на вопрос «Почему я куда-то иду». Когда не хочется думать и ставить цель на конкретный образовательный курс или конференцию, всегда можно ответить: «Я развиваюсь в течение жизни, вот такой я молодец». Мы заметили, что во время пандемии этот принцип очень часто превращался в образовательную прокрастинацию. Когда мы шли на курсы и количество их множилось, количество наших сертификатов множилось, но наша самореализация не увеличивалась, мы обучались новым навыкам, но место, где мы могли бы их применить в нашей жизни, его не было, не было такого запроса. Наблюдая это, мы в Мастерской управления «Сенеж» сформулировали в дополнение к принципу Life-long learning принцип Life-long development (принцип непрерывного развития). B чем ключевое отличие? B этапе выбора. Когда я выбираю очередной курс, конференцию или какой-то образовательный проект, то задаю себе четыре вопроса: есть ли у меня время, чтобы полученные навыки применить в работе; если у меня этого времени нет, то готов ли я его найти и насколько это время вообще соотносятся с затраченным временем. Например, я хочу изучить Excel, курс длится двадцать часов, при этом из этих двадцати часов мне нужно убрать свои текущие дела, потом я потрачу дополнительное время на то, чтобы эти дела выполнить, но проанализировав, сколько я реально использую Excel в своей работе, я понимаю, что использую его раз в полгода, чтобы сделать полугодовой отчет, то наверное, это не целесообразные траты времени и есть смысл просто найти человека, который раз в полгода будет помогать это делать и заняться чем-то другим‚ что в твоей профессиональной деятельности занимает большую часть работы.

С этим связаны другие два вопроса, я придумала для себя понятное обозначение – функциональная емкость. Наш рабочий процесс можно разложить на действия, которые мы совершаем, и приходя на какое-то обучение важно себе ответить: есть ли в нем функциональная емкость, которая позволит эти полученные знания применить. Например, когда я иду учиться на иллюстратора, то у меня по-хорошему должна быть задача руководителя сделать какой-то буклет или должен появиться какой-то проект, который я до этого не делала и я понимаю, что, пройдя курсы, через три месяца я смогу применить эти навыки в своем проекте. Если функциональный емкости нет, то важно задать себе вопрос: готов ли я ее создать для себя. Этим вопросом должны задаваться те, кто проектируют образовательные программы. Очень часто в школах детей обучают проектному мышлению, социальному проектированию, как правильно писать проекты, как сформулировать цель, задачи, как посчитать смету. Но в большинстве школ все заканчивается презентацией проекта и дальше это никуда не идет, потому что не рассказали, где проект можно реализовать, где найти ресурсы, кому он нужен. Дети это очень быстро считывают. Обучая социальному проектированию, педагоги должны задаться вопросами: какие проекты мы в этом году будем делать, кто может стать партнерами наших проектов, чтобы они выходили за пределы школы‚ потому что чем больше масштаб проекта, тем он ценнее. Опять же‚ это тоже поколенческая особенность: важно делать что-то не в стол, а имеющее значение для общественности в самом широком смысле.

– Выше вы сказали о том, как трансформируется роль педагога в современной действительности. Но деятельность учителя не исчерпывается ролью преподавателя и модератора. В ближайшие годы в школах могут появиться учителя-наставники. Новые задачи требуют освоения новых компетенций, актуальных навыков и практик преподавания. Где педагогу искать источники вдохновения и ресурсы? Какие возможности для развития предоставляет Мастерская управления «Сенеж»?

– Если говорить про наставничество, то его формат сейчас очень сильно меняется: молодым людям не нужен опыт другого человека. Здорово, что ты смог, но я сделаю по-другому. Сегодня от наставника ждут, что он поделится своим социальным капиталом, какими-то возможностями, поможет реализовать задуманные идеи. Современный мир требует индивидуальных траекторий для каждого. Учитель должен уметь выявить запрос (мы об этом говорили выше), конечную точку и помочь к ней прийти.

В Мастерской управления «Сенеж» есть школа тренеров и модераторов. Это одна из немногих программ, которая является открытой. В школу можно попасть, став участником форума «Территория смыслов» и пройдя отбор. B феврале 2022 годы мы выпустим второй поток. Для тех, кто хотел бы понять, что это такое, в феврале на платформе «Россия – страна возможностей» выйдет курс видеоуроков от наших выпускников про конкретные инструменты модерации, которые можно применять в школе, на уроке, будь то модель задавания вопросов или система модерации по организации работы в rpyппах. Также на платформе выложены онлайн-курсы, например, по развитию эмоционального интеллекта, критического мышления. Материалы можно использовать как на уроках, так и для общего развития и понимания. Учителя часто задают вопрос: а зачем нам это нужно? Зачем нам знать про искусственный интеллект, в нашей школе этого никогда не будет. Это нужно знать для общего кругозора и для того, чтобы рассказать детям, чтобы им советовать те или иные курсы, образовательные события.

Курсы платформы «Россия – страна возможностей» выступают своего рода базисом и дают широкую палитру экспертов, занимающихся тем или иным вопросом. Здесь же представлен трек по профориентации, который можно пройти самостоятельно или рекомендовать пройти своим детям, по результатам тут же подгружаются онлайн-курсы, которые позволяют развивать различные навыки.

Если говорить про линейку конкурсов «Россия – страна возможностей», которые полезны для учителя, то это безусловно – «Флагманы образования». B этом году в составе команды обязательно должен быть классный руководитель, учитель и представитель администрации школы‚ что позволяет решать извечную проблему: когда приезжают люди с конкурсов и их идеи дальше не интегрируется в образовательный процесс. В конкурсе есть треки для педагогов дополнительного образования, муниципалитетов, студентов.

Учителя могут быть кураторами учеников в рамках конкурса «Большая перемена». Там есть большой образовательный блок для педагогов-наставников.

Что касается Мастерской управления «Сенеж», то хочется рассказать про две программы, которые у нас являются открытыми – это молодежный педагогический форум «Линейка», который традиционно проходит в октябре и приурочен к Дню учителя, и семейная мастерская.

Тему форума мы формулируем вместе с нашими участниками. B этом году говорили об инструментах вовлечения и мотивации. В рамках трехдневного интенсива мы взяли на себя амбициозную задачу: посмотреть те инструменты, которые используются в смежных с образованием сферах и может быть не всегда напрямую с образованием связанные, которые учителя вряд ли где-то могли увидеть.

У учителя в современной действительности очень много разных профильных конференций, много кто занимается образованием педагогов, но как нам кажется, не хватает как раз такого учреждения, которое помогло бы учителям понять в чем их идентичность, чем учитель русского языка отличается от тысячи других учителей русского языка, сформировать сообщество единомышленников в других городах, которым хочется тоже заниматься этим, привлечь экспертов из смежных сфер, которые бы на своих кейсах рассказали, как можно по-другому посмотреть на образовательный процесс.

B рамках последнего форума мы рассказывали о том, как формировать сообщество через представителя туристического кластера. Это был интересный мастер-класс. Мы очень часто используем разные метафоричные практики – это плейбек-театр, творческие практики, игры-симуляции, через которые мы узнаем и эмоционально проживаем больше, чем в теории и на мастер-классе. Наша задача показать учителям, что спектр инструментов очень большой, как их можно сочетать друг с другом. «Сенеж» выступает площадкой диалога учителей из разных регионов, чтобы они могли синхронизироваться и увидеть, какая сейчас повестка существует. Далеко не у каждого педагога в обычной жизни есть возможность встретиться с ключевыми экспертами разных сфер.

B рамках форума и программы для победителей педагогического конкурса у нас есть платформа Средаобучения.рф, где выложены мастер-классы, вебинары, панельные дискуссии.

Еще одна программа, которая проходит в «Сенеже» – это семейная мастерская. Она состоится в марте 2022 года. В ней могут принять участие победители конкурсного отбора. Задача учителя – помочь семьям своих учеников наладить отношения между родителями и детьми, потому что чем лучше будут отношения, тем меньше сложностей будет в работе учителя. Было бы здорово, если бы учителя проинформировали родителей своего класса о том, что такая программа есть, а может быть приехали в качестве участников со своей семьей. Существует стереотип, что дети учителей обделены вниманием, потому что у учителя есть еще 20-30 детей в классе. Это уникальная возможность уделить время себе как родителю и посмотреть интересные инструменты и форматы, которые можно предлагать родителям и детям‚ чтобы они увидели себя с другой стороны.

Количество просмотров: 3812  

Добавить комментарий

Target Image