Молокова Анна Викторовна,

проректор по научно-методической работе и цифровизации

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО,

заведующий кафедрой начального образования,

доктор педагогических наук, доцент,

Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации

 
Здравствуйте, уважаемые коллеги, читатели электронной газеты «Интерактивное образование»!

Каждый педагог ощущает возросший уровень концентрации вызовов, связанных с ситуацией неопределенности, которая в новой реальности становится перманентной и стабильной, как бы парадоксально это не звучало. Однако философски воспринимая действительность, большинство педагогических работников стараются реализовать свою главную миссию – создать условия для качественного и эффективного образовательного процесса, обеспечить своим воспитанникам возможность для интеллектуального развития и личностного становления.

Кто и как в этих непростых обстоятельствах может помочь учителю и воспитателю, логопеду и инструктору по физической культуре, психологу и педагогу дополнительного образования? Предполагается, что самая действенная помощь может и должна исходить от коллег, которые испытывают те же трудности, но обладают волей к их преодолению, склонны организовывать продуктивное взаимодействие, могут взять на себя управленческие функции и выступить в качестве методических лидеров. Именно таких чаще всего и выбирают в качестве руководителей школьных и районных методических объединений работников образования. Однако и им нужна помощь и поддержка.

В 2021 году в Новосибирской области стартовал уникальный региональный проект, суть которого в научно-методическом обеспечении деятельности муниципальных методических объединений, которую обеспечивают подразделения ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО. В частности руководителей методических объединений учителей начальных классов в условиях вызовов новой реальности сопровождает кафедра начального образования. Статьи специалистов кафедры являются методическими рекомендациями руководителям методических объединений по вопросу организации целевых заседаний, посвященных формированию различных видов функциональной грамотности обучающихся – одной из актуальнейших и сложнейших методических задач.

Другие авторы этого выпуска газеты находятся в методическом поиске и также активны в своем профессиональном развитии. Интересного вам чтения, уважаемые коллеги!

Формирование глобальных компетенций младших школьников в фокусе внимания руководителей методических объединений

Молокова Анна Викторовна

Формирование функциональной грамотности обучающихся (далее ФГ) – одна из важнейших задач учителя, отраженная в обновленном содержании ФГОС НОО и ООО. Ее решение сопровождается системным научно-методическим сопровождением, которое благодаря цифровизации образования стало доступным и качественным. Одним из наиболее актуальных цифровых ресурсов является портал «Единое содержание образования»: https://edsoo.ru/.

Формирование читательской грамотности обучающихся: потенциал информационно-образовательной среды для организации заседания методического объединения учителей

Лукашенко Наталья Сергеевна

Основная сложность при формировании и развитии читательской грамотности связана с недостаточно четким пониманием педагогами сущности понятия и особенностей процесса. Зачастую наблюдается подмена на работу с текстом в формате литературоведческого анализа художественного произведения, методикой которого педагоги владеют и демонстрируют достойные результаты.

Проектирование методического заседания учителей начальных классов по формированию математической и финансовой грамотности

Смолеусова Татьяна Викторовна

Организационную и методическую помощь по основам проектирования заседания муниципального методического объединения учителей можно получить, познакомившись с «Проектировочной сессией для руководителей ММО учителей начальных классов», организованной и проведенной кафедрой начального образования НИПКиПРО в лице Молоковой Анны Викторовны и Смолеусовой Татьяны Викторовны 25.10.2021 г. (https://www.youtube.com/watch?v=rlVpHJxEb80)

Как провести заседание методического объединения учителей «Креативное мышление в контексте формирования функциональной грамотности»

Погребняк Елена Викторовна

Креативное мышление как компонент функциональной грамотности вызывает сегодня в педагогическом сообществе особый интерес, поскольку, во-первых – это новое направление в контексте исследований PISA. Во-вторых, проведенный в 2021 году в Новосибирской области мягкий мониторинг уровня развития креативного мышления обучающихся 4 классов показал, что именно этот компонент функциональной грамотности имеет одни из самых низких результатов диагностики.

Проект заседания методического объединения учителей о формировании естественно-научной функциональной грамотности обучающихся

Понуровская Виктория Владимировна

Естественно-научная функциональная грамотность обучающихся для учителя начальных классов на первый взгляд не представляет особых сложностей в части формирования. Такое представление об этом виде функциональной грамотности обусловлено тем, что содержание учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе включает значительное количество задач, имеющих жизненный, понятный младшему школьнику контекст.

«Детки.net»: развитие речи и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ

Кузнецова Светлана Николаевна, Простакова Юлия Валерьевна

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.

Блог как средство обучения и повышения качества знаний

Следнева Людмила Геннадьевна

В современных условиях ведение блога является эффективным средством повышения успеваемости и мотивации обучающихся. Использование блога в образовательном процессе позволяет педагогу совершенствовать свою профессиональную деятельность, мотивирует на успех, а также служит одним из средств реализации ФГОС. Цель использования блога – это формирование условий эффективного образовательного процесса.