Развитие смыслового чтения младших школьников в информационно-образовательной среде

 
 

Зимина Ирина Леонидовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ ООШ № 84 г. Новосибирска

 

Развитие смыслового чтения младших школьников в информационно-образовательной среде

Проблема формирования смыслового чтения продолжает оставаться актуальной в современном мире. Переизбыток информации приводит к тому, что большое количество людей перестаёт критично относиться к потребляемому контенту. В этой связи задача учителя начальных классов – максимально использовать все имеющиеся средства обучения для формирования у младших школьников умений смыслового чтения. Наибольшее количество вопросов у педагогов возникает по поводу применения таких средств обучения, как цифровые инструменты и сервисы, возможности информационно-образовательной среды в целом.

В статье раскрыты возможности и особенности некоторых цифровых инструментов и сервисов, которые наиболее уместны для начальной школы.

Одним из способов развития смыслового чтения являются ментальные карты – Mind Mapping. Ментальные карты (или, по-другому, майндмэппинг, интеллект-карты, карты памяти, карты знаний) – это графический способ представления и систематизации информации, процесса мышления. Суть его проста. В центре помещается какое-то понятие, идея. От неё отходят ветви – связи, проблемы, которые в свою очередь дробятся на более мелкие, менее существенные. Ветвление может происходить в несколько ярусов, столько, сколько необходимо для решения главной проблемы, выделенной в центре. В готовом виде ментальная карта напоминает дерево, порой очень причудливой формы, с множеством ветвей. Подобными картами очень удобно пользоваться, чтобы упорядочить информацию по отдельно взятой проблеме.

Чем хороши ментальные карты для развития смыслового чтения? При их создании текстовая информация подвергается критическому осмыслению и преобразуется в более краткую форму, используются ключевые слова, предложения (это могут быть картинки или символы для детей, пока не умеющих читать), внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах. При работе с текстом, создавая ментальную карту, учащемуся приходится глубже вникать в читаемый текст, видеть смысловые образы, останавливаться на важных деталях.

Ментальные карты очень эффективно используются, например, при характеристике героя литературного произведения. Характеризуя кота из рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга», дети создали вот такую ментальную карту.

 

Данная ментальная карта создавалась при помощи сервиса MindMeister. Сервис довольно прост и понятен в использовании и даже в бесплатной версии обладает достаточно широким функционалом. Можно раскрашивать блоки, добавлять смайлики или иконки.

Создание ментальных карт – удачное решение для работы с учебно-познавательными текстами на уроках окружающего мира. Дети учатся вчитываться в текст, учатся видеть и структурировать взаимосвязи понятий. Вот пример такой работы учеников 3 класса по теме «Как рождались имена».

После работы над текстом для создания такой карты ученики без труда смогут рассказать, как в старину появлялись имена.

С помощью онлайн-сервиса Coggle на уроке литературного чтения учащиеся проводили ревизию своего читательского кругозора по теме «Юмористические рассказы о детях» и к концу урока визуализировали их в яркую и понятную ментальную карту.

Coggle прост в использовании, функционал аналогичен MindMeister. Оба сервиса – англоязычные, но при работе в браузере Google Chrome проблема языкового барьера легко решается.

Ещё одним эффективным способом развития смыслового чтения является инфографика. Это графический способ подачи информации, невербальный текст. Инфографика предполагает представление больших объемов информации в более компактном для читателя виде. Формально инфографику можно сравнить с технологией опорных конспектов В. Ф. Шаталова.

В начальной школе используют инфографику разных типов:

– визуализация статьи (длинный текст частично заменяется картинками);

– простая визуализация (изображение текста в виде истории в картинках);

– блок-схема (изображение различных вариантов развития событий);

– временная шкала (история во времени, лента времени, таймлайн);

– список;

– диаграммы;

– карта, путеводитель (культурная, историческая и географическая информация).

Работа над инфографикой строится в двух направлениях: ученики анализируют инфографику, предъявленную учителем, или на основе имеющихся данных создают собственную под руководством учителя.

Для развития смыслового чтения можно предложить следующие виды работы с использованием инфографики:

– «прочитать» инфографику (то есть извлечь из неё информацию и правильно её интерпретировать);

– описать представленного персонажа (событие);

– составить рассказ (план);

– дополнить недостающие в тексте данные.

При работе над русской народной сказкой «Два Мороза» для сравнения Барина и Мужика использовался онлайн-редактор Ease.ly, в котором учащиеся наглядно сравнили образы двух персонажей.

При работе с данным редактором можно создать свой проект с нуля, выбрав любую из представленных тем либо редактировать один из имеющихся шаблонов. Возможен выбор цветов и размеров объектов, надписей и расположения визуальных элементов на слайде. Можно загрузить изображения со своего устройства. Получаются очень красочные и «говорящие» памятки, плакаты и другие типы инфографики. Дети с удовольствием превращаются в дизайнеров, более придирчиво работают с текстом произведения, чтобы получился лучший результат.

Из минусов работы с этим сервисом и другими, подобными ему, – ограничение возможностей в бесплатном тарифе. Меньшее количество шаблонов, худшее разрешение скачиваемой картинки или невозможность для скачивания своего проекта. Поэтому, как альтернативу для создания инфографики, можно предложить Google Slides. Google Slides – это программа для презентаций, входящая в состав бесплатного веб-редактора Google Docs Editors, предлагаемого Google. В данной программе можно красочно и ярко создавать путеводители, галереи, памятки. Google Slides проста в использовании, дети легко понимают, как с ней работать.

При работе над учебно-познавательным текстом педагоги часто используют групповую форму организации учебного занятия. Поэтому удачно вписывается в набор методических изюминок создание классного проекта, когда группа работает лишь над одним слайдом общей презентации. Например, «Путешествие по городам Золотого Кольца», «Достопримечательности родного города», «Москва – столица России».

При формировании тестовых умений на уроках русского языка также можно использовать Google Slides. Группам обучающихся предлагаются разные сплошные тексты. Задача учеников – разделить свой текст на абзацы (при помощи кнопки Enter), выделить маркером ключевые слова каждого абзаца и составить план текста.

Использование Google презентации позволяет экономить время работы. Дети не переписывают текст, выполняя задание, а отрабатывают только текстовые умения, имея возможность исправить ошибки, которые обнаруживают при проверке и обсуждении работы. Кроме того, Google презентация позволяет демонстрировать работу группы для всех учеников на большом экране, привлекая к взаимоконтролю всех учащихся класса. Дети не только обнаруживают ошибки, но и имеют возможность предложить свой вариант решения учебной задачи.

Очень важным приёмом в развитии смыслового чтения является создание плана текста. План может быть картинный, цитатный, назывной, вопросный, тезисный, простой и сложный. План можно составлять самим или восстанавливать деформированный. Для учащихся младших классов это достаточно сложный вид работы, поэтому педагогу необходимо находить средства для разнообразия этого вида деятельности. Хорошим решением является веб-сервис LearningАpps.org. Это конструктор интерактивных заданий для учебно-воспитательного процесса. Он позволяет выбрать понравившееся упражнение из каталога или создать собственное по одному из представленных шаблонов.

При изучении сказки В. Сутеева «Под грибом» первоклассники восстанавливали картинный план сказки.

Данный сервис бесплатный, имеет русскоязычный интерфейс, многие шаблоны поддерживают работу с картинками, звуком и видео, интерактивные задания создаются быстро и легко редактируются.

В 1 классе, когда часть детей читает не достаточно уверенно и бегло, у педагогов возникают некоторые сложности при развитии у начинающих учеников умения ориентироваться в тексте произведения. В этой ситуации опять может помочь Google Slides. В презентации размещают иллюстрации к читаемому произведению, при этом распределяют иллюстрации по группам детей. Обучающиеся должны к своей иллюстрации найти фрагмент текста, прочитать его группой и подготовить краткий пересказ, а затем озвучить его перед классом.

Пересказ текста является непростой задачей для многих детей. Но, используя возможности информационно-образовательной среды, эту задачу можно облегчить.

Ещё одной возможностью разнообразить работу по обучению пересказу является использование сервиса online-puzzle.ru. Этот сервис позволяет самостоятельно создавать иллюстрированное пособие к уроку. Необходимую картинку загружают в генератор, и он создает нужный пазл. Учащимся предлагается собрать его, найти в тексте фрагмент, который иллюстрирует получившаяся картинка и пересказать этот отрывок.

Данный вид работы помогает поэтапно переходить от пересказа отдельных фрагментов к пересказу произведения целиком.

Развитие смыслового чтения в современных реалиях является приоритетной задачей. Использование различных электронных ресурсов в развитии у младших школьников умений смыслового чтения помогает сделать это продуктивно, интересно, современно. Цифровизация в образовательном и воспитательном процессе – уже не будущее, а новая реальность. И ответственность педагога – обогащать и расширять свой методический арсенал новыми интерактивными инструментами работы в информационно-образовательной среде.

Видео выступления https://disk.yandex.ru/i/fj_i5HGbharjYw

Виртуальная доска https://padlet.com/iraleozima/chnd3nxt2f1h3pud

Источники информации

1. Понятие смыслового чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/ucitelamv/home/cto-takoe-smyslovoe-ctenie

2. Технологии формирования смыслового чтения в начальной школе [Электронный ресурс]: методическое пособие / Н. Е. Скрипова, А. В. Бабухина. – Челябинск: ЧИППКРО, 2019.

3. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru.

Количество просмотров: 1883  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проектирование совместного события с родителями с использованием цифровых инструментов по теме «Уроки английского языка во втором классе в соответствии с требованиями обновленного ФГОС НОО»
2. Большие данные в образовании: диагностика профессиональных дефицитов учителей обществознания
3. Развитие смыслового чтения младших школьников в информационно-образовательной среде
4. Рефлексивный анализ повышения квалификации учителя начальных классов в сфере цифровизации образования
5. Формирование основ глобальных компетенций младших школьников в условиях современной информационно-образовательной среды
6. Использование цифровых технологий на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе
7. Применение VR-технологий при обучении детей с нарушением слуха
8. Разработка и реализация проекта «Читаем все вместе» в информационно-образовательной среде школы
9. Актуальные цифровые сервисы как средство повышения мотивации обучающихся на уроках окружающего мира
1. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Организация деятельности по профориентации младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
12. Формирование и развитие читательской функциональной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Система гражданско-патриотического воспитания младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
14. Использование технологии «Буктрейлер» как средство повышения мотивации к чтению и развитию читательской грамотности в начальной школе ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
15. Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов посредством цифровых образовательных ресурсов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Информационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Профилактические принципы цифровой образовательной среды ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Методическая работа с педагогами: виртуальное отображение ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Формирование навыков программирования у младших школьников. Из опыта работы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Использование информационных технологий в образовательном процессе ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы