Новые подходы в библиотечно-информационной сфере в условиях современной цифровой среды

 
 

Вержанская Валентина Ильинична,

методист управления цифрового образования

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 
 
 

Хрущева Валентина Викторовна,

старший методист управления цифрового образования

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО,

Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации

 

Новые подходы в библиотечно-информационной сфере в условиях современной цифровой среды

В 2016 году Новосибирская область вошла в проект по развитию школьных библиотек в направлении создания школьных информационно-библиотечных центров (далее – ШИБЦ). В настоящее время эта деятельность не утратила своей актуальности.

Нами определены базовые принципы, которые положены в основу совместной деятельности со школьными библиотекарями:

– системно-деятельностный подход, который предполагает организацию деятельностей, разнообразных по формам и контенту;

– аксиологический принцип, который предполагает воспитание, культивирование ценностей. Для нас это ценности: человек читающий, ценность содержательного общения и отношений, которые возникают в процессе взаимодействия и сотрудничества, ценность обмена опытом;

– принцип «выращивания» способностей, раскрытия индивидуальности каждого библиотекаря через распространение опыта. Данный принцип был сформулирован известным методологом Олегом Анисимовым [1] и предполагает «изменение человека, его самоизменение», изменение его позиций и содержания деятельности в соответствии с происходящими процессами трансформации образования, построения цифровой среды.

– приоритет образовательного события над мероприятием. Принцип закреплен сегодня в документах, определяющих современный подход к воспитанию;

– принцип работы в команде, который предполагает создание общего продукта деятельности и ответственность за него;

– принцип развития, который предполагает внедрение инноваций и работу в инновационном поле;

– принцип системности, который проявляется в планировании деятельности. Каждая форма организации деятельности планируется с точки зрения постановки целей, выбора средств, определения результата.

Нам предстояло выбрать стратегические направления развития школьных библиотек нашей области в современном мире. Предстояло поменять ситуацию, когда при отсутствии четкой нормативной базы и финансирования, библиотеки часто считались лишь пунктами выдачи учебников. Одной из таких стратегий стало движение по пути развития креативного мышления участников проекта.

Утверждение, что «желание изменить свою реальность требует изменения мышления» принято нами как посыл к действию.

В философской энциклопедии мы нашли такое определение креативности (от лат. сreo – творить, создавать): способность творить, способность к творческим актам, которые ведут в новому, необычному видению проблемы или ситуации. К тому же креативность предполагает присутствие прогрессивного подхода, воображения и оригинальности, прослеживается в различных видах деятельности, её продуктах, а также в отдельных сторонах качества личности.

По мнению М. А. Холодной, изучение креативности исследуется в узком и широком плане: в узком плане – дивергентное мышление, в широком плане – это интеллектуальные способности человека и его творческие особенности. Творчеству можно научиться, об этом свидетельствуют исследования. Исследования также показывают, что люди от природы креативны, но по мере взросления учатся быть нетворческими. Креативность – это одновременно и развивающийся навык, и управляемый процесс. Креативность – это еще и ежедневная практика по отработке навыков в творчестве и инновациях.

Решение любой проблемы, нахождение нестандартных путей из сложных ситуаций возможно при развитом креативном мышлении. С каждым годом креативный навык становится все более востребованным.

В нашей статье мы остановимся на самых эффективных способах, которые помогали библиотекарям справляться с решением творческих задач. Способы формирования взяты из бизнеса и адаптированы для наших целей.

1. Позитивный настрой

Для развития креативности нужен особый психологический настрой. Генерировать новые идеи может уверенный в себе человек, способный преодолеть страхи, сомнения и негативные подсознательные установки, полученные в детстве. Например, роль библиотеки и библиотекаря часто сводится лишь к выдаче учебников, и это вся помощь, которую они оказывают образовательному процессу. Предстояло сделать библиотеку центром получения информации и знаний и преодолеть неуверенность в себе у наших библиотекарей. Потому способ концентрации на своих успехах, позитивный настрой – стимул для мозговой активности, путь достижения внутреннего спокойствия и гармонии.

За период работы в проекте в нашей области было создано 85 школьных информационно-библиотечных центров, 85 образовательных организаций стали базовыми школами по формированию и распространению опыта работы школьных информационно-библиотечных центров нового поколения (во всех муниципалитетах региона).

Мы следили и следим за технологическими и образовательными трендами и стараемся внедрить в наши проектные школы передовые идеи: создали виртуальный читальный зал и снабдили его витриной для удобства использования lib.edu54.ru.

Это пример, как можно предоставить доступ в школьной библиотеке к национальным электронным ресурсам, базам данных, библиотечным системам и т.д. Сегодня это используется при выполнении требований по аттестации и лицензированию образовательный организаций.

 

2. Тренировки креативности с помощью ассоциаций

Тренировка ассоциаций – хороший способ активизации творческого начала и стимулирования мыслительной активности. Про это говорил Стив Джобс, считая, что креативность – «просто создание связей между вещами». В основе тренировки ассоциаций лежит объединение между собой разных фрагментов имеющегося опыта и синтезирование на этой основе нечто нового. Мы постарались превратить скучные с точки зрения учащихся заорганизованные мероприятия в образовательные события на базе школьного информационно-библиотечного центра (ШИБЦ). Провели обучающие семинары, провели мастер-класс – как организовать образовательное событие, снабдить его своим сайтом, интерактивными плакатами. События стали зрелищными, к их организаторам потянулись и дети, и педагоги. Это предметные недели, праздники, игры. Ребята и взрослые активно отмечают юбилеи писателей и книг.

Результат – прошел региональный конкурс «Предметная неделя как образовательное событие в школьном информационно-библиотечном центре». Работы победителей можно увидеть на портале новосибирской открытой образовательной сети (НООС) в базе лучших образовательных практик региона: https://www.edu54.ru/bp/events/247256.

Важнейшим направлением в работе школьного библиотекаря является в настоящее время информационная безопасность. Во всех делах, проводимых в нашей области по вопросам безопасности детей в сети Интернет, активно участвуют школьные библиотекари. «Неделя безопасного Рунета» тоже стала традиционным образовательным событием.

3. Фиксация идей в блокнот

Креативность требует постоянного обучения и творческого роста, которое происходит в совместной деятельности, общении с талантливыми людьми и единомышленниками, чтении книг по интересующей теме, постоянного поиска примеров для творческого подъема.

Для этих целей на портале открытой образовательной сети Новосибирской области было создано профессиональное сообщество «Школьный библиотекари Новосибирской области» https://edu54.ru/community/group/30/contest/. В нашем сообществе в настоящий момент состоит более 550 участников, часть из которых активно работает, часть предпочитает пока брать идеи, но не выдавать свои. Самые популярные разделы сообщества – «Новости» (здесь каждый член сообщества может опубликовать новость о том или ином событии в своей школьной библиотеке, муниципалитете), «Конкурсы и олимпиады», «Дискуссионный клуб», «Нормативные документы». В «Лаборатории» коллеги могут публиковать сценарии мероприятий, презентации, методические рекомендации, в этом разделе же проходят мастер-классы для библиотекарей.

Участие в мастер-классах дает возможность школьным библиотекарям формировать и совершенствовать навыки в создании сайта образовательного события, оформления игры-квеста с помощью интерактивного плаката https://app.genial.ly и сервиса «квестодел» http://kvestodel.ru/; научиться простым способам фото и видео монтажа, разработать онлайн читательский дневник в сервисе storyjumper, освоить создание чатботов и применить их в своей библиотеке, используя сервис borisbot, это возможность развития потенциальных способностей, тренировка ума и повод поделиться с коллегами разнообразием своих умений. Мастер-классы проходят онлайн в течение 5 дней, в них принимает участие более 100 человек. Следует отметить, что все мастер-классы направлены на формирование навыков чтения, формирование функциональной грамотности, развитие критического мышления.

Пример разработанных читательских онлайн дневников, созданных на одном из мастер – классов: https://padlet.com/viverg57/zot1or7uvksf0wu8

В разделе сообщества «Дискуссионный клуб» находятся ссылки на полезные книги, которые можно скачать. Там же находится ссылка на сборник работ школьных библиотекарей Новосибирской области: http://www.sibknigi.ru/node/181

Просмотр работ других людей – это всегда получение нового и интересного [2]. Знакомясь с работами коллег, рекомендуем фиксировать любые возникающие идеи в специальном блокноте, в комментариях. В дальнейшем записанные идеи можно применить в новых проектах.

4. «Новое – хорошо забытое старое»

Традиционные библиотечные уроки – тоже повод для проявления креатива. В старые сценарии уроков можно внести небольшие изменения, новую идею, превратить самые обыденные предметы в необычные. Для обмена опытом работы регулярно проводятся обучающие и информационно-методические семинары. Основной лейтмотив сообщений и докладов школьных библиотекарей на семинарах: школьная библиотека – это организационный центр по поддержке и развитию чтения, основная цель которого формирование читательских компетенций школьников, воспитание «человека читающего». К участию в семинарах и конференциях приглашаем коллег из других регионов, в том числе из Информационного центра «Библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО. Такая практика дает возможности соотнести опыт региона в решении задач современной школьной библиотеки с опытом библиотек за пределами нашего города, района, региона.

На семинарах был представлен опыт работы наших коллег. Так Пилуп Татьяна Николаевна, педагог-библиотекарь Первомайской СОШ им. Ерёмина Татарского района рассказала об использовании в своей практике технологии продуктивного чтения профессора Н.Н. Светловской и организации работы с кубиком Блума. О проведении «космических» исследований школьников с помощью книг с дополненной реальностью в кружке для 5-классников «Я – читатель. Я – исследователь» поделилась Маркина Юлия Геннадьевна, педагог-библиотекарь МБОУ СОШ № 9 г. Татарска. Сервисы для интерактивных публикаций книг, каталогов, презентаций и т.д. на сервисах calmeo и writereader представила Горст Юлия Юрьевна, педагог-библиотекарь МБОУ Барабинская СОШ № 3. Кениг Наталья Сергеевна, педагог-библиотекарь МБОУ Колыванская СОШ № 3, выступала с докладом по теме «Интерактивный плакат для создания виртуальной выставки в школьной библиотеке и игры-квеста на примере сервиса genially». Технология создания стильной и красивой презентации было озвучена в выступлении Рожновой Маргариты Анатольевны, педагога-библиотекаря МБОУ СОШ № 13 г. Бердска. Вопросам проведения интеллектуальной игры и исследованиям по безопасному интернету посвящены выступления Мориной  Елены Васильевны, педагога-библиотекаря из МБОУ СОШ «Мошковский ЦО».

А еще был представлен интересный опыт международного сотрудничества со школьными библиотеками Португалии и Индии по участию в проекте по обмену закладками Моториной Натальи Юрьевны, педагога-библиотекаря МБОУ СОШ № 6 г. Куйбышева.

Запись прошедших семинаров находится на портале НООС (https://edu54.ru/videocast/).

5. Учеба на онлайн-курсах

Ученые считают, что работу головного мозга улучшают новые впечатления, которые помогают нестандартно мыслить. Регулярно поступающая информация образует новые нервные клетки и связи между ними. Потому важно слушать новую музыку, открывать для себя новые фильмы, пробовать новую еду, путешествовать – все это может подарить интересную творческую идею. Знакомая всем форма обучения на онлайн-курсах помогает расширять свои знания в других предметных областях. Важно увидеть в малознакомых темах способ переноса знаний в сферу своих профессиональных интересов.

На курсах школьные библиотекари учились работать с ВЧЗ (виртуальный читальный зал), с мобильными устройствами. Наши библиотекари прошли онлайн-курс «Формирование навыков цифровой грамотности школьных библиотекарей» в объёме 72 часа. Обучение было организовано Информационным центром «Библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО. Кроме того, различные занятия для наших библиотекарей проводили: Иванченко Дмитрий Алексеевич, начальник методического отдела информационного центра «Библиотека имени К.Д. Ушинского» РАО; Пантюхова Татьяна Владимировна, методист информационно-методического сектора развития школьных библиотек методического отдела Информационного центра «Библиотека имени К.Д. Ушинского» РАО; Гольдштейн Елена Федоровна, методист информационно-методического сектора развития школьных библиотек Методического отдела Информационного центра «Библиотека имени К.Д. Ушинского» РАО; Косолапова Елена Витальевна, научный сотрудник НИИ информационных технологий социальной сферы, старший преподаватель кафедры технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного института культуры (КемГИК).

6. Участие в конкурсах

Участие в творческих конкурсах, на наш взгляд, также способствует развитию креативного мышления. Наши традиционные конкурсы, объединённые названием «Любимая книга», направлены на решение задач:

– популяризация процессов по продвижению книг и чтения, «приближение» книги к молодому читателю, формирование потребности выражения своего мнения о прочитанном, в том числе – средствами интернет-сервисов;

– укрепление связей библиотек с читательским сообществом;

– поддержка лучших читателей в создании творческих работ;

– развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Девизы конкурсов для школьников: «Знаешь – отвечай, не знаешь – почитай!», «Собирайтесь, ребятишки, набирайте в руки книжки!», «Книги учат добру!» и др.

В 2022 году за первое место в номинации «Объемная иллюстрация» по созданию объёмного макета по сюжету народной сказки, легенды, обычаю или традиции народов России, описанных в книге, из подручных материалов (посвящена Году культурного наследия России) вручали в качестве приза книги с дополненной реальностью для школьной библиотеки. Популярность номинации была огромная – прислали более 350 работ.

7. Пересмотр убеждений – тоже одно из мощных упражнений по развитию креативного мышления. Всякий раз, когда старые убеждения (неважно, собственные они или навязанные обществом) мешают действовать, надо задуматься о том, насколько они актуальны. Желание изменить реальность требует изменения мышления. Сегодня в регионе школьные библиотеки становятся центрами с передовыми технологиями и креативно мыслящими сотрудниками, которые идут в ногу со временем и готовы создавать условия для формирования функциональной грамотности учащихся, как того требуют ФГОС.

Библиотекари наших базовых школ делятся опытом, активно работают в методических объединениях, аттестуются на высшую категорию, в регионе сложилась команда единомышленников.

Список литературы:

1. Анисимов, О. С. Принцип «выращивания» в педагогической деятельности / О. С. Анисимов. – Текст: электронный // Центр АКМЭ Консалтинг Обучение: [сайт]. – URL: http://www.acmegroup.ru/node/418 (дата обращения: 27.04.2023).

2. Новые подходы, формы, методы и технологии в библиотечно-информационной сфере в условиях современной цифровой среды. Составители: В. В. Хрущева, В. И. Вержанская. – Текст: электронный // Издания НИПКиПРО: [сайт]. – URL: http: //www.sibknigi.ru/node/181 (дата обращения: 27.04.2023).

3. Анчек, Р. Креативное мышление: что это, как его развивать и где оно пригодится / Р. Анчек. – Текст: электронный // Нетология Медиа - всё о карьере и профессиях: [сайт]. – URL: https://netology.ru/blog/04-2023-creativity (дата обращения: 27.04.2023).

4. Микалко, Майкл Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно / Майкл Микалко. – 7-е изд. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 416 c. – Текст: непосредственный.

Количество просмотров: 1400  

Добавить комментарий

Target Image
1. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Организация деятельности по профориентации младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
12. Формирование и развитие читательской функциональной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Система гражданско-патриотического воспитания младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
14. Использование технологии «Буктрейлер» как средство повышения мотивации к чтению и развитию читательской грамотности в начальной школе ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
15. Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов посредством цифровых образовательных ресурсов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Информационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Профилактические принципы цифровой образовательной среды ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Методическая работа с педагогами: виртуальное отображение ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Формирование навыков программирования у младших школьников. Из опыта работы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Использование информационных технологий в образовательном процессе ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы