Умный йод здоровье сбережет

 
 

Мосина Инна Евгеньевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 100 им. Ю. Г. Заплатина

г. Новосибирска

 

Умный йод здоровье сбережет

В XXI веке большое значение в процессе обучения уделяется критическому мышлению, способности к взаимодействию, коммуникации, творческому подходу к делу, развитию любознательности.

Мы живём в красивейшем и богатейшем природными ресурсами крае – Сибири. Сколько прекрасного нас окружает: леса, поля, реки, озёра… А сколько богатств хранится в ее кладовой! Недаром наш край издавна называли Матушкой Сибирью, дающей нам все для правильного роста и развития. Но, несмотря на столь богатые запасы, Западная Сибирь считается регионом, где повсеместно распространен дефицит йода. Нас заинтересовал вопрос, может ли эта проблема повлиять на наше здоровье и что делать дальше?

Мы с учениками 3 «А» класса каждый день познаем что-то новое и интересное, участвуем в различных конкурсах и викторинах, занимаемся спортом, гуляем, играем. Но прошло немного времени с начала учебного года, и мы стали замечать: на смену хорошего настроения чаще приходило уныние, а вместо того, чтобы пойти на улицу, все больше хотелось побыть дома. Однажды за просмотром вечерних телепередач один мой ученик увидел рекламу лекарственного препарата, избавляющего и от хондры, и от усталости. Даниил поинтересовался у меня, что же это за болезнь такая – йододефицит, и чем ее лечат? Услышав ответ, он решил непременно узнать все поподробнее! Ведь современный школьник должен обладать такими качествами, как лидерство, умение работать на результат, работать в команде, добиваться поставленных целей, развивать свои умения и навыки, творчество.

Даниил понял, что лишь изучить литературные данные о йоде, нехватка которого и вызывает йододефицит, недостаточно. Надо действовать! Поэтому решил заинтересовать друзей, одноклассников, родителей данной проблемой (провести анкетирование одноклассников и их родителей, провести неделю интересных открытий); поинтересоваться проблемой йододефицита у школьного врача Любови Александровны; провести исследовательскую работу «Занимательные опыты с йодом»; изучить содержание йода в продуктах питания; провести исследовательскую работу «Определение недостатка йода в организме учащихся нашего класса» и выяснить, влияет ли недостаток йода на успеваемость и заболеваемость; изучить ассортимент йодсодержащих продуктов питания и лекарственных препаратов в нашем микрорайоне. Тем более, что формирование здорового образа жизни считается приоритетным направлением в Российской Федерации.

Так как в проблеме мы увидели медицинский аспект, то сначала за разъяснениями мы решили обратиться к нашему школьному врачу Любови Александровне. Вот о чем мы от нее узнали. По данным специалистов, за последнее время среднесуточное потребление йода в России снизилось до 1/3 от установленной нормы. Сказывается удаленность большей части территории страны от морей, неполноценное питание, отсутствие профилактических мероприятий и низкая активность населения в борьбе за здоровый образ жизни, хотя правительство в пропагандистском и организационном плане предпринимает немало шагов к решению проблемы. Новосибирская область – один из неблагополучных регионов России в отношении потребления йода. Щитовидная железа стала самым уязвимым органом у жителей нашего региона – количество заболеваний за последние 10 лет серьезно увеличилось (по последним данным на 70 %). Эта проблема актуальна как для взрослого населения, так и для детского. Ежегодно выявляется до 8 тысяч новых случаев данного заболевания. Между тем дефицит йода сказывается на здоровье человека, в том числе на физическом, психическом и умственном развитии. Нарушение познавательного интереса у большого числа детей, проживающих в подобных регионах, снижает их способность к школьному обучению.

Да, мы на правильном пути! Результаты не заставили себя ждать: от желающих не было отбоя, класс превратился в химическую лабораторию, а мы отправились в путь под названием «Хотим все знать о йоде». Девочки принесли в класс настоящую фиалку, и теперь она красовалась на подоконнике, напоминая нам о цели нашего исследования.

Вместе с ребятами посмотрели небольшой фильм «Жизнь замечательных идей. Умный йод». В нем рассказывалось о пользе йода и необычной истории его открытия, которая надолго запомнится нам – юным исследователям. А интересна она тем, что в открытии йода принимала участие обыкновенная кошка.

Придумали символ нашего путешествия. Подготовили кроссворд. Провели анкетирование. Выполнили несколько исследовательских работ для подробного изучения нашей проблемы. Настала пора исследований.

При проведении любого исследования необходимо было соблюдать технику безопасности: опыты проводились в халатах и в хорошо проветриваемом помещении. Для начала мы познакомились с химическими и физическими свойствами йода. Выяснили, как происходит процесс растворения йода в различных растворителях. Узнали, что йод – индикатор содержания крахмала в различных пищевых продуктах. Написали таинственное письмо, используя полученные знания о йоде.

В работе нам понадобились стакан, стеклянные палочки, пипетка, пробирки, колбы, фильтровальная бумага, йодная настойка, вода. Растворители: вода, спирт, бензин; пищевые продукты: свежий картофель, кусочки банана, яблока, груши, хлеба, манная крупа, рис, мука, молоко, сахар. Рисовый отвар, приготовленный заранее, белая бумага, пластинки металла.

Опыт 1. Для изучения физических свойств йода мы выполнили простые задания: капнули 10-12 капель йодной настойки в стакан с холодной водой, для лучшего результата добавили кусочки льда. Мы увидели, что вода окрасилась в светло-желтый цвет. По данным литературы, в ней должны были появиться (от нескольких минут до 3 часов при низкой температуре) мелкие черные крупинки кристаллического йода. Мы с нетерпением ждали должного результата, но кристаллики не появлялись. Тогда мы взяли перекись водорода и проделали тот же опыт. На дне пробирки появился черный осадок – кристаллический йод.

Опыт 2. Растворение йода в различных растворителях. Основываясь на результатах ранее проведенных исследований, мы решили узнать о растворимости йода в различных растворителях.

Мы взяли с фильтровальной бумаги еще несколько кристалликов йода и перенесли их в каждую из приготовленных пробирок. Добавили в каждую пробирку по несколько капель одного из растворителей: воды, спирта, бензина. Пронаблюдали за тем, как происходит растворение йода и отметили цвет каждого раствора. Свои наблюдения занесли в таблицу.

Опыт 3. Для опыта мы взяли ломтик картофеля и настойку йода. Капнули пипеткой несколько капель настойки на срез картофеля. Изменился ли бурый цвет йода? Повторили испытание на присутствие крахмала с другими пищевыми объектами: кусочком хлеба, манной и рисовой крупой, ломтиками яблока, груши, банана, мукой (предварительно надо было смешать ее с водой). Исследовали таким же способом рис, молоко, сахар.

Из литературы мы узнали, что реакцией на содержание крахмала является взаимодействие со спиртовым раствором йода. При этом бурая окраска изменяется на сине-фиолетовую.

Интересно, что крахмал может преобразовываться в сахар. Если взять неспелое яблоко и капнуть йода, то оно посинеет, так как яблоко еще не созрело. Как только яблоко созреет, весь содержащийся крахмал перейдет в сахар, и яблоко при обработке йодом не посинеет.

Опыт 4. Следующий опыт «Таинственное письмо» мы выполнили, уже зная о некоторых свойствах йода. Мы воспользовались приемом китайских императоров: первый император Китая Цинь Шихуанди использовал эту технику тайного письма. В качестве проявителя император пользовался отваром морских водорослей, содержащим, как узнали, йод. Мы взяли ватную палочку и написали рисовым отваром на белой бумаге текст письма. Дали немного просохнуть, и чтобы его прочесть, растворили в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочили текст. Буквы проявились, письмо было прочитано!

Опыт 5. Нанесение надписей на металл. Йод – весьма едкое вещество. Используя знания о взаимодействии йода с металлами, мы убедились в этом. Несколько капель йодной настойки поместили на металлическую поверхность, через некоторое время жидкость обесцветилась, а на поверхности металла осталось пятно. На этом свойстве йода основан один из способов нанесения надписей на металл.

Мы изучили специальную литературу, о количестве содержания йода в различных продуктах. Изучение содержания йода в продуктах питания показало, что наибольшее количество йода содержится в морской рыбе и морепродуктах. Теперь, когда нам стало известно все о богатых йодом продуктах питания, мы решили провести мониторинг этих продуктов в близлежащих магазинах нашего микрорайона. Мы посетили несколько магазинов и нашли на прилавках достаточно широкий ассортимент морепродуктов животного и растительного происхождения, различных приправ с добавлением йода, порадовало нас и большое количество детского питания (молочные смеси, каши, детское печенье), обогащенного этим важным микроэлементом. Также в продаже мы обнаружили йодированную соль, в одном из магазинов даже нескольких видов. Но нас огорчило отсутствие других продуктов, обогащенных йодом (молоко, хлеб, минеральные воды и др.) Мы посетили несколько аптек, расположенных рядом с домом и также убедились в наличии лекарственных средств для профилактики и лечения йододефицита.

Следующим этапом нашей работы стала исследовательская работа, по ходу которой мы хотели узнать, есть ли у нас дефицит йода и как это влияет на наше здоровье?

Для этого нам было необходимо:

– прочитать о методах в книгах, энциклопедиях;

– посмотреть в интернете;

– подумать самостоятельно;

– понаблюдать;

– задать вопросы родителям, специалистам;

– сделать выводы.

В литературе мы нашли несколько способов определения недостатка йода в организме.

Способ 1. В нем рассказывалось о естествоиспытателе Старожуке Б.А., который предложил с вечера нанести йодную сетку на внутреннюю часть бедра или нижнюю часть живота. Для этого необходимо накрутить на тонкую палочку ватку (проще всего воспользоваться специальными гигиеническими палочками), смочить ее 3-5 % спиртовым раствором йода и начертить на коже вертикальные и горизонтальные пересекающиеся полосы так, чтобы получилась табличка с квадратиками 1 см на 1 см. Мы задались вопросом, почему именно такие квадратики? Оказалось, что по всем подсчетам это идеальная геометрическая фигура для равномерного распространения нанесенной жидкости: и всасывается достаточно быстро, и действует эффективно. Но главное – дать просохнуть сетке. Если йодная сетка исчезнет через три часа – организму йод просто необходим, 6-8 часов – нехватка йода не так заметна, через сутки – йод в организме в норме либо даже в избытке.

Способ 2. В этом случае ватной палочкой, смоченной в спиртовом растворе йода, чертят три полоски произвольной длины на внутренней стороне предплечья. Полоски должны различаться по ширине и интенсивности окраски: первая – около 15 мм сильной интенсивности, вторая – до 10 мм средней интенсивности, третья – не более 3 мм легкой окраски, почти прозрачной. Чтобы с большей достоверностью определить недостаток йода в организме, необходимо эту процедуру провести перед сном, а утром проанализировать результаты.

При исчезновении узкой и мало окрашенной полоски повода волноваться нет, содержание йода в организме находится в норме. Начало дефицита элемента покажет исчезновение и средней полосы. А уж отсутствие всех полосок свидетельствует о серьезных нарушениях в содержании йода и необходимости проведения срочной врачебной консультации.

Способ 3. Оригинальный и нетрадиционный. Это потребность в фиолетовом цвете! Психологи установили, что предпочтение цвету паров йода – фиолетовому – отдают люди, подверженные усталости, легко возбудимые, с расшатанными нервами, со слабой иммунной системой и, если посмотреть перечень всех симптомов, возникающих при дефиците йода, можно сделать соответствующие выводы.

Здесь нам понадобилась помощь родителей, ведь йод – не простое вещество! Ребята заранее поинтересовались у родителей, все ли обучающиеся переносят йод. Оказалось, что из 25 присутствующих человек у двух девочек непереносимость йода. Мы выбрали способ 1, наметили день, провели исследование. Все ребята были хорошо проинструктированы, поэтому внимательно следили за результатами. В течение суток мы наблюдали.

Сделали выводы:

У 8 % ребят обнаружился явный йододефицит, им необходимо обратиться к специалисту для назначения обследования и лечения. У 39 % ребят обнаружились небольшие проблемы с поступлением йода в организм (мы предположили, что это и есть «скрытый» йододефицит), но их можно решить за счет включения в ежедневный рацион морской рыбы, морепродуктов, морской капусты и другой пищи, богатой этим элементом. Консультация специалиста, по нашему мнению, тоже необходима. 43 % ребят, по данным исследования, не испытывали недостатка йода.

Далее мы провели анкетирование, целью которого было исследование признаков нехватки йода методом ответов на вопросы. По результатам анкетирования были выявлены признаки йодной недостаточности у 48 % обучающихся. Для оценки и сопоставления практических и теоретических результатов мы проанализировали успеваемость и заболеваемость ОРВИ в нашем классе. Для этого выяснили, что в нашем классе из 25 человек в первом полугодии – 1 отличник, 14 хорошистов, остальные ребята – имеют удовлетворительную успеваемость.

Выводы. Исследуя успеваемость учеников нашего класса, выяснили, что с отличной и хорошей успеваемостью у нас 15 человек, это составляет 60 % и 10 человек с удовлетворительной успеваемостью, что соответствует 40 %.

Расспросили школьного врача Любовь Александровну о заболеваемости ОРВИ. Кроме того, Любовь Александровна рассказала о результатах осмотра учеников нашего класса эндокринологом в октябре 2023 года. Оказалось, что у 6 учеников (21 %) были выявлены нарушения щитовидной железы. Им рекомендовано пройти более углубленное обследование эндокринной системы, а именно сдать анализ крови на содержание гормонов щитовидной железы и пройти УЗИ.

Таким образом, тестирование с помощью йодной сеточки установило: около половины ребят нашего класса испытывают явный или «скрытый» недостаток йода, а анкетирование подтвердило наши результаты. Беря во внимание сведения об учебе и заболеваемости, а также данные осмотра, мы можем сказать о присутствии йододефицита у ребят в нашем классе и его негативном влиянии на успеваемость и здоровье.

Мы посетили детскую поликлинику и получили у врача-эндокринолога рекомендации для наших одноклассников по профилактике йододефицита.

1. Для профилактики йододефицита ученикам нашего класса необходимо употреблять в пищу продукты, содержащие достаточное количество йода.

2. Знать и соблюдать правила хранения, обработки и приготовления продуктов с целью максимального сохранения в них полезных свойств.

3. Учитывая наличие йододефицита у населения нашего региона и довольно широкий ассортимент товаров, йодсодержащих и обогащенных йодом в розничной и аптечной сети, вести просветительскую работу среди населения.

4. При появлении таких жалоб, как слабость, вялость, частые простудные заболевания и прочие, обращаться к врачу-эндокринологу за консультацией и при необходимости за лечением. Не заниматься самолечением!

5. Ежегодно проходить плановые медицинские обследования эндокринной системы с целью выявления нарушений на ранних этапах, с обязательным включением УЗИ щитовидной железы и анализов крови на содержание гормонов щитовидной железы.

6. Ежегодно выезжать на отдых на море. Это не только будет способствовать профилактике йододефицитных состояний, но и придаст энергии и сил для новых свершений!

Итак, в результате нашей исследовательской работы мы впервые обратили внимание на вещество с очень скромным и коротким названием – йод. Это время стало временем открытий! Мы изучили физические и химические свойства йода, узнали о необычной истории открытия, выяснили, где находится йод в природе, как его получить и каково его применение. Мы подробно разобрались в его биологической роли для человека. Жизнь без этого элемента, как выяснилось, невозможна!

Но вместе с новыми и интересными знаниями нам открылась огромная проблема йододефицита не только в окружающей нас среде, но и, как следствие этого, в организме человека. Целые территории являются эндемичными по заболеваниям щитовидной железы, и, к сожалению, наш регион не стал исключением.

Практическая часть нашей работы была направлена на расширение и уточнение сведений по этой проблеме. В классе мы развернули целую химическую лабораторию! Мы проводили беседы, исследования, анкетирование, по ходу которых подтверждали наши знания. В результате выявили существование проблемы нехватки йода и у нас в классе, отметили негативное влияние йододефицита на успеваемость и состояние нашего здоровья. Для чего же мы изучили столько много литературы и провели многочисленные опыты? А для того, чтобы еще раз обратить на нее внимание и заявить во всеуслышание: «Да, у нас есть проблема йододефицита, но мы многое знаем о ней и готовы ее решать!» И в этом, конечно же, поможет наш «умный йод»!

Что мы можем сделать?

1. В свете сложившейся неблагополучной ситуации в Новосибирской области, мы считаем проблему йододефицита одной из наиболее важных и требующей безотлагательного решения. Поэтому исследования по изучению проблемы йододефицита необходимо продолжить.

2. Запланировать провести в следующем учебном году повторное исследование учащихся нашего класса на предмет нехватки йода в организме.

3. Расширить рамки нашего проекта и выйти на «новый уровень». Это значит:

– провести в классах младшего и среднего звена открытые выступления под названием «Умный йод наше здоровье сбережет»;

– выпустить папку-передвижку, где будет собрана вся необходимая и доступная информация по этой теме.

4. Продолжить проведение просветительской работы среди учащихся школы и родителей.

5. Выпустить памятки соответствующего содержания, чтобы привлечь внимание государственных, общественных организаций, населения к этой немаловажной проблеме.

Таким образом, мы постарались открыть для себя йод. Йод, такой простой, который окружает нас повсюду, и такой сложный и уникальный. Йод, который наше здоровье и нашу жизнь сбережет.

В нашей работе мы развивали такие навыки, как компетентность, способность к отбору информации, умение работать с современными СМИ, решать проблему, способность мыслить проективно. Нам помогло наше сотрудничество, творчество и, конечно же, стремление достичь поставленной цели.

Список источников информации

1. Володин В.А. Энциклопедия для детей. Химия, гл. ред. М., «Аванта+», 2000.

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М.: Кирилл и Мефодий, 2008.

3. Полевая М. Водоросли – здоровье из морских глубин. – СПб., 2004.

4. Щеглова А.В. Йод – ваш домашний доктор. – М.: РИПОЛ классик, 2005.

5. Источник: www.sibknigi.ru Химические стихи и сказки. Издания НИПКиПРО.

6. Источник: http://zdravotvet.ru/chem-opasen-nedostatok-joda-v-organizme-simptomy-im....

7. Источник: PoMedicine.ru. Значение и функции йода в организме.

8. Zdravotvet.ru: Чем опасен недостаток йода в организме, симптомы йододефицита.

9. Azbyka.ru: Домашние химические опыты для детей. Азбука воспитания.

10. kristallikov.net>page65.html: Занимательные опыты с йодом.

11. Novosibirsk.bezformata.ruНовосибирск / О йододефиците – БезФормата.Ru – Новости.

12. www.nsk.ru Эльвира Доржиева Новосибирцы страдают от дефицита йода.

Количество просмотров: 463  

Добавить комментарий

Target Image
1. Сценарий интеллектуальной игры «Из истории Древнего мира» в 5 классах ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
2. Формирование читательской грамотности у детей с ОВЗ на логопедических занятиях через прием ТРКМ «Чтение с остановками» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. «Мы сами обретаем вечность, пред этой дивной красотой…»: методическая разработка урока по мировой художественной культуре в 10 классе по теме «Архитектура Древней Руси» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности «Круговерть» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Умный йод здоровье сбережет ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Технологическая карта урока ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы