Конкурс чтецов «Зимушка-зима»

 
 

Лопатина Тамара Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 496 г. Новосибирска

 

Конкурс чтецов «Зимушка-зима»

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция с другими образовательными областями: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Цель: создание условий для речевого развития и формирования социально-коммуникативных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие

1. Обучение детей приёмам интонационной выразительности речи, умению делать паузы, менять темп речи, регулировать силу, высоту, тембр голоса, контролировать речевое дыхание.

2. Сформировать представление о правилах этикета во время своего выступления и слушания выступлений других участников.

3. Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни людей в зимнее время.

4. Познакомить детей с новосибирским поэтом Анатолием Горовым.

Развивающие

1. Развивать эмоциональную выразительность речи, артистические способности детей.

2. Развивать память, зрительное и слуховое внимание, произвольное поведение.

3. Развивать координацию речи с движением.

4. Развивать навыки диалогической речи при живом общении с поэтом.

Воспитательные

1. Воспитывать эстетические чувства при восприятии поэтического слова, классической музыки, живописи.

2. Воспитывать интерес к поэзии, музыке, живописи.

3. Воспитывать уважительное отношение к выступлениям своих сверстников, толерантность, умение соблюдать правила этикета.

4. Воспитывать чувство уверенности в себе.

Демонстрационный материал и оборудование: фортепиано, компьютер, мультимедийная панель, презентация слайдов с произведениями живописи на тему «Зима», аудиозапись музыкальных произведений П. Чайковского и А. Вивальди из серии «Времена года», Г.Свиридова «Метель».

Методы обучения: словесный, наглядный.

Предварительная работа: выбор текстов стихотворений, обсуждение с детьми содержания стихотворения, объяснение и уточнение смысла поэтических сравнений и образов, заучивание текстов, работа над интонационной выразительностью, подготовка музыкальных аудиофайлов, создание презентации с произведениями живописи на тему «Зима».

Ход конкурса: Под торжественную музыку дети входят в зал, садятся на стульчики.

Ведущий. Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Я рада приветствовать всех на нашем зимнем поэтическом вечере. Сегодня мы вспомним прекрасные моменты зимушки-зимы, полюбуемся зимними пейзажами русских художников, послушаем выразительное чтение стихов замечательных русских поэтов, и узнаем, у кого из ребят это получится лучше других. Оценивать выступления будет наше жюри: Ирина Анатольевна Незнамова, заведующая детской библиотекой имени Братьев Гримм, новосибирский поэт Анатолий Горовой и учитель-логопед Татьяна Сергеевна Мамичева.

Поэзия – чудесная страница,

Для нас сегодня открывает дверь.

И чудо пусть любое сотворится!

Ты, главное, в него все сердцем верь!

Любовь и красота природы,

Дорога сказок. Мир – любой!

Подвластно всё поэзии,

Попробуй!

И дверь в её страну открой!

(Е. Некрасова)

1. Восторженные чувства вызывает начало зимы. Первый снег самый чистый, самый белый, самый долгожданный и радостный. Стихотворение «Первый снег» написала Евгения Трутнева. А прочтёт его Ульяна Шульга.

Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый.
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
На заборах, на крылечке
Все блестит и все бело!
Нет свободного местечка-
Всюду снега намело.
Нарядилась и рябинка
В белый, праздничный наряд,
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят.

2. Весело встречает русский народ зиму, и не боится трескучих морозов! В стихотворении Ивана Никитина «Встреча зимы» так и говорится: «Здравствуй, гостья-зима!» Исполнит это произведение Маша Кутина.

Здравствуй, гостья-зима!                                 
Просим милости к нам                                      
Песни севера петь
По лесам и полям.                                              
Есть раздолье у нас-                                           
Где угодно гуляй;                                                
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.                                              
Нам не стать привыкать-
Пусть мороз твой трещит:                           
Наша русская кровь
На морозе горит!  

3. А снежок порхает, кружится, словно белые мухи летают над землёй. Я приглашаю выступить Алёну Зубенко. Она выучила стихотворение Зинаиды Александровой «Снежок».

Снежок порхает, кружится,    
На улице бело.  
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня- посмотри!
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок скрипит под лыжами,
Летит, как легкий пух,
И ловит Жучка рыжая
Веселых белых мух.

4. Начало зимы примечательно обильными снегопадами. Снег покрывает землю, точно белым одеялом. Вся природа засыпает крепким, непробудным сном. О приметах зимы расскажет Лиза Колмыкова. Она приготовила стихотворение Ивана Сурикова «Зима».

Белый снег пушистый
В воздухе кружится                                        
И на землю тихо                                              
Падает ложится.                                               
И под утро снегом                                            
Поле забелело,                                                  
Точно пеленою,
Все его одело.                                                    
Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…                                      
Стали дни коротки,                                              
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.

5. Снегопад завораживает своей красотой. Особенно красивы зимние вечера. Я приглашаю выступить Вадима Хилиниченко. Его стихотворение называется «В вечернем парке городском…» А написал это стихотворение наш гость – поэт Анатолий Горовой.

Укрыли хрупкие снежинки
Букет увядших жёлтых трав,
В заиндевелой сонной дымке
Ковёр белёсый разбросав.

Ещё не вытоптан следами
И чист холодный мягкий снег…
А в тихом парке, словно в Храме,
Смотрел на небо человек.

Он руки в стороны раскинул
И совершал смешной обряд:
В свинцово-серые глубины
Подняв восторженно свой взгляд,
Ловил движением неловким
Снежинки, словно в детстве, ртом…
А снег всё шёл без остановки
В вечернем парке городском…

Снегопад – это очень красивое природное явление. Так и хочется поймать в ладошки красивые снежинки и рассмотреть их поближе. Предлагаю поиграть в игру «С неба падают снежинки»

С неба падают снежинки, (Сжимать и разжимать кулачки.)

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками (Поднимать руки ладонями вверх.)

И покажем дома маме. (Ладошки «подносиком».)

А вокруг лежат сугробы, (Наклониться вперёд, вытянув руки,

Снегом замело дороги. делать движения руками в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба с высоким подниманием колен.)

Поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет, (Прыжки.)

Словно мягкий рыжий мячик.

Ну, а мы идём, идём (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Садятся на стулья.)

6. Многие поэты изображают природу зимой в образе зимнего сна. Именно об этом говорится в стихотворении Нины Лямаевой «Берёзка», которое выучила Катя Свидерская.

Наклонилась берёзка седая,
Снег рассыпался белым ковром.
Голубые снежинки, летая,
Все в пушистый сбиваются ком.
Всё заснуло: и тёмные почки,
И река, и деревья мои…
И, нахохлившись, будто комочки,
На заборе сидят воробьи.
Посинело, промёрзло оконце.
Подо льдом спит спокойно река.
И большое морозное солнце
Затерялось в больших облаках.

7. Стихотворение с похожим названием есть и у другого русского поэта – Сергея Есенина, который очень поэтично описывает красоту заснеженной берёзы. Его прочтёт Соня Воробьёва.

Белая береза
Под моим окном                                            
Принакрылась снегом,
Точно серебром                                              
Н пушистых ветках                                         
Снежною каймой                                             
Распустились кисти                                         
Белой бахромой.                                               
И стоит береза
В сонной тишине,                                          
И горят снежинки                                           
В золотом огне.                                               
И заря лениво
Обходя кругом,                                               
Обсыпает ветки                                              
Новым серебром.

8. Заснеженные инеем деревья очень красивые! Лес становится похож на зимнюю сказку. О таком лесе Алиса Мордачева прочитает стихотворение Сергея Есенина.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку…

9. Всё сильнее зимний мороз, упрятал  под лёд реки и озёра. А на оконных стёклах нарисовал удивительные узоры, похожие на букеты цветов. Лера Байкова расскажет стихотворение Фёдора Бобылёва «Зима».

Под лед запрятала зима                                     
Озера и пруды.                                                    
Надела шапки на дома,                                       
Попудрила сады.                                                 
На зорьке утренний мороз
В дремотной тишине
Старательно букеты роз                                    
Выводит на окне.  

Много снега приносит нам Зимушка-зима. Я предлагаю вам поиграть и слепить снежок. Подвижная игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили. («Лепят» снежок.)

Круглый, крепкий, очень гладкий  (Показывают круг ладонями.)

И совсем-совсем несладкий. (Погрозить пальчиком.)

Раз – подбросим. («Подбрасывают снежок», смотрят вверх.)

Два – поймаем, (Приседают, ловят воображаемый снежок.)

Три – уроним (Встают, роняют воображаемый снежок.)

И сломаем. (Топают.)

10. Много зимних забав дарит нам зима. Вот послушайте, какая история случилась с одним лыжником.Её описал поэт Александр Береснев, а расскажет про неё Майя Ромах.

Шли за мною до березки                                    
Параллельные полоски.
А с горы, спускаясь вниз,  
Вдруг они пересеклись.                                  
Хохочу в сугробе я:
Это не потеха ли –
Лыжи дальше без меня
Под гору поехали.

11. Кто-то любит лыжи, а другим нравится кататься с горы на санках. Об этом говорится в стихотворении Александра Прокофьева, которое подготовил Глеб Постников.

Как на горке, на горе,
На широком на дворе:
Кто на санках, кто на лыжах,
Кто повыше, кто пониже,
Кто потише, кто с разбегу,
Кто по льду,
С горки – ух!
На горку – ух!
Бух! Захватывает дух!

12. Ну, а кто не хочет упасть с крутой горки, тот займётся зимой строительством ледяной крепости. Я приглашаю Егора Кожевникова рассказать о строительстве снежного дома. Написала это стихотворение Ольга Жук.

Ну-ка, в руки снежный ком!
Будем строить снежный дом.
Мы польём его водой –
Дом наш будет ледяной.
Ком за комом мы кладём,
Вырастает снежный дом.

Давайте вместе поиграем и вспомним ещё раз наши зимние забавы.

Мы зимой в снежки играем, (Имитация движений по тексту

По сугробам мы шагаем, в ритм стихотворения.)

И на лыжах мы бежим,

На коньках по льду летим.

И снегурку лепим мы.

Гостью-зиму любим мы! (Ритмичные хлопки в ладоши.)

13. А за что ещё мы так любим зимушку? Ну, конечно же, за то, что зимой бывает самый любимый праздник всех людей – Новый год! Я приглашаю длявыступления Рому Каплю. Его стихотворение называется «Метель». А написал его Владимир Кондратьев.

Смеётся и хохочет метель под Новый год:
Снег опуститься хочет, а вьюга не даёт.
И весело деревьям и каждому кусту:
Снежинки, как смешинки, танцуют на лету.

А сейчас я предлагаю вам послушать, как изображает метель в музыке композитор Георгий Свиридов. Вальс «Метель».

14. После Нового года начинаются метели и растут сугробы, словно снежные перины. Ксюша Бутенко расскажет стихотворение Самуила Маршака «Вьюга».

Вьюга, снежная пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.

15. Часто зимой небо бывает затянуто тучами, идёт снег, а холодные ветры поднимают метели и вьюги. О зимней непогодице нам прочитает Ваня Ноль.

Зашумела, загудела в поле непогода.
Застелилась белым снегом гладкая дорога.
Белым снегом застелилась, не осталось следа.
Поднялась метель да вьюга, и не видно света.

Слайд «Зимняя буря» Зимняя непогода хорошо изображена в музыке итальянского композитора Антонио Вивальди из серии «Времена года»

16. А бывают зимой такие дни, когда стихают сильные бураны, но лёгкий ветерок гонит по земле позёмку. О том, как завывает позёмка, прочитает Алиса Полянская.

Метёт, метёт позёмка
Морозным вечерком.
Повизгивает тонко
Обиженным щенком.
То вдруг угомонится
И ластится у ног,
То белокрылой птицей
Несётся вдоль дорог.

17. Во время снегопада людям приходится брать в лопаты и расчищать дорожки. Об этом нам расскажет Дамир Гилемханов в стихотворении Марии Познанской «Снег идёт».

Тихо-тихо снег идёт,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стёжку проведём.
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?»
18. Зимой во время морозов и снегопадов нелегко приходится птицам. Послушаем стихотворение Виктора Суслова «Воробей»,  его подготовила Полина Козеренко.

Скрипит снежок на улице.
Мороз стучится в дом.
И воробей ссутулился
На ветке за окном.
Чирикнет и кивнёт в окно.
Что надо? Не пойму…
Наверно, очень холодно
Без валенок ему.
Давайте представим себя маленькими замёрзшими воробышками.

Речевая подвижная игра «Воробей»

Скачет, скачет воробей, (Прыжки на двух ногах.)

Кличет маленьких детей:

– Киньте крошек воробью – (Пальчиками «покрошить» хлеб.)
Я вам песенку спою. (4 ритмичных хлопка в ладоши.)

Чик-чирик! (3 быстрых хлопка в ладоши.)

Киньте просо и ячмень – («Крошим» пальчиками.)

Буду петь вам целый день. (4 ритмичных хлопка в ладоши.)

Чик-чирик! (3 быстрых хлопка в ладоши.)

19. О том, что нужно помогать птицам в зимнее время, написал поэт Александр Яшин. Это стихотворение исполнит Настя Копылова.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,                 
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

20. А теперь мы заглянем в зимний лес. Я приглашаю Катю Васильеву рассказать стихотворение Евгении Трутневой о том, как прячется в снегу заяц от хитрой лисицы.

У осинок кто ходил?
Кто по снегу наследил?
Чует хитрая лисица –
Заяц где-то здесь таится!
А зайчишка – ни гу-гу!
перед ней сидит в снегу.
Зайца в беленькой шубейке
Не найти лисе-злодейке.
21. Глубокие сугробы для многих обитателей леса становятся надёжным убежищем. Послушаем стихотворение Александра Береснева, которое подготовила Лиля Нигматулина. Оно называется «Снежная спальня»

В декабре пришли морозы,
Иней, словно кружева.
Грузно падают с берёзы
В пышный снег тетерева.
В снежной спальне сладко спится:
Здесь тепло, мороз не жжёт,
Даже хитрая лисица
Их под снегом не найдёт!
22. Долго зима гостит в наших краях. Заботится о деревьях, укрывает их своим снежком, но пройдёт её пора, и на смену ей придёт красавица-весна. Я приглашаю Митю Епифанцева прочитать стихотворение о зиме-рукодельнице, которое написала Елена Явецкая.

Снова в заботах зима-рукодельница –
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям – пушистые шапки,
Ёлочкам – варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала!
– Ах, поскорее весна бы настала!

Ведущий. Действительно, загостилась у нас зима. Три долгих зимних месяца: декабрь, январь, февраль. И сегодня наступил последний день зимы. Мы прощаемся с ней и говорим «До свидания, зимушка! Спасибо тебе за зимние радости! До следующего года! Уступай дорогу весне!» Завтра мы проснёмся и скажем: «Здравствуй, весна-красна!» Будем заклички петь, весну встречать да Масленицу праздновать. А теперь пришло время подвести итоги нашего конкурса. Я предоставляю слово нашему жюри. (Члены жюри высказывают свои впечатления и вручают детям грамоты за выступления. Анатолий Горовой читает для детей своё стихотворение. Ребята задают вопросы поэту. В заключение встречи ведущий предлагает всем выйти на коллективное фотографирование.)

 

Количество просмотров: 591  

Добавить комментарий

Target Image
1. Образовательный проект «Развитие творческих способностей через работу с текстом на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»
2. Особенности проектной деятельности при работе с дошкольниками, имеющими нарушение слуха
3. Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста по экологии с использованием программируемой игрушки Мататалаб «Берегите природу!»
4. «Небесная геометрия. Создание 3д модели снежинки»
5. Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей раннего и дошкольного возраста
6. Приобщение дошкольников к обычаям и традициям народов родного края
7. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме «Путешествие на лесную поляну»
8. Проект «Как вырастить цветы?»
9. Конспект занятия по познавательному развитию для детей первой младшей группы «Удивительное путешествие»
10. Сценарий конкурса чтецов для детей подготовительной комбинированной группы «До свидания, осень!»
11. Многофункциональное дидактическое пособие «ТриКРИ»
12. Дети блокадного Ленинграда. Помним!
13. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска»
14. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ»
15. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками»
16. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада
17. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам»
18. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр»
19. Дед Мороз желаний
20. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова»

Страницы

1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы