Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ»

 
 

Суханова Вероника Николаевна,

воспитатель МБДОУ д/с № 163 г. Новосибирска

 
 
 

Лихтарович Нина Николаевна,

воспитатель МБДОУ д/с № 163 г. Новосибирска

 

Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ»

Один из принципов дошкольного образования – формирование образовательной деятельности, основанной на концепции индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход – организация педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обнаружение неблагополучных или сильных сторон в становлении ребенка и обозначение путей коррекции и последующего развития.

В первую очередь, разумно и профессионально оформленная предметно-пространственная среда является главным средством становления личности ребенка, началом индивидуальных познаний и социокультурного опыта. Она не только гарантирует всевозможные виды активизации дошкольников, но и рассматривается предпосылкой его независимой деятельности. Уголок уединения – это один из центров предметно-пространственной среды и призван решать одну из задач стандарта дошкольного образования – формирования благополучных условий для актуализации индивидуальной необходимости ребенка в покое.

Концепция проекта

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО:

– Развивающая предметно-пространственная среда необходима гарантировать способность общения и коллективной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активизации детей, а также необходимости для уединения.

– Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения – обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Благоприятствовать этому должна развивающая среда. И мы решили оборудовать в групповой комнате особенное место, где ребёнок может посидеть наедине с собой, успокоиться, выплеснуть отрицательные эмоции. Называется такая зона уголком уединения (или, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, центром уединения и релаксации).

Для решения данной задачи вместе с родителями мы:

1. Рассмотрели вопрос организации «Уголка уединения» опираясь на опыт работы педагогов дошкольных учреждении.

2. Изучили интересы, склонности, предпочтения, уникальности детей группы.

3. Разработали список нужных материалов и оснащения руководствуясь принципом целесообразности и материальных перспектив.

4. Заинтересовали родителей к оформлению «Уголка уединения».

Нормативные требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 №1155 (ред. от 8.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями);

– Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;

– СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2.

Описание проекта

Организация пространства. Грамотно устроенная развивающая среда разрешает каждому малышу находить занятие по душе, поверить в свои силы и возможности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, осознавать и анализировать их переживания и поступки, а ведь именно это и лежит в концепции развивающего обучения. При формировании «Уголка уединения» в групповом помещении мы отмечали ведущую роль игровой деятельности в развитии, которая гарантирует эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его позитивного мироощущения, подготовленности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, вхождение в разные формы партнёрства, что и является главными целями дошкольного обучения и воспитания.

В младшем дошкольном возрасте основополагающее назначение центра уединения – улучшение процесса адаптации, помощь малышам пережить прощанье с мамой и привыкнуть к требованиям воспитателя, а также:

– Показать ребёнку, как выражать свой гнев в допустимой, удобной форме, предупредить излишнее перевозбуждение нервной системы, что чревато перенапряжением. Так, в уголке могут быть особые подушки для битья, баночка или стаканчик, куда выбрасывают ярость и досаду и т. п.

– Помочь дошкольникам изучить приёмы нормализации своего настроения, способам приобрести решительность в себе. С этой целью в уголке помещают доску настроения, где можно нарисовать свои эмоции или дидактические пособия, картинки всевозможных эмоциональных переживаний.

– Повысить самооценку беспокойных и стеснительных детей.

– Научить ребят неконфликтному взаимоотношению друг с другом, свести к минимуму вероятные перепалки в детском коллективе. В этом поможет островок примирения – особый коврик, на котором дети спокойно решают спор.

В младшем возрасте воспитатель в необходимый момент рекомендует малышу отправиться в уголок уединения (например, когда примечает, что он утром чрезвычайно тоскует по маме, ощущает себя зажато, дискомфортно либо, вовсе, ведёт себя враждебно, обижает других детей).

В результате мы договорились во мнении, как оформить центр уединения в группе. Для младшего возраста подойдёт шатёр, палатка, домик, но мы подобрали «Палатку». На наш взгляд это лучшее, вариативное оснащение для становления самостоятельности и инициативности детей (ФГОС ДО). Место маленького круглого входа занимают занавески. Мягких игрушек тут уже намного меньше (а может и совсем не быть). Декорирование такой зоны даёт возможность воспитателю проявить всё своё творчество и придумку.

А ещё в нашем уголке уединения есть «Диванчик- доброты». На нем может отдохнуть любой, кому захочется посидеть одному и успокоиться в доброжелательных объятиях чудесного дивана.

Объекты для выражения отрицательных эмоций. В гневе детки выбрасывают всю свою «злость и обиду», именно в такие периоды применяются кружки «Кричалки» для выкрика, «Мешочек гнева». Это красиво оформленный стакан, в котором ребёнок может оставить свои плохие слова. Когда ребёнок выговорится, он вытряхивает из кружки «Кричалки» всё дурное в мусорное ведро. Для совершенствования эмоциональной сферы в уголке помещены различные дидактические игры по освоению эмоциональных состояний. Например, такие игры, как «Хорошие и нехорошие поступки», «Угадай эмоцию», «Маски эмоции» и т. д. В «Уголке уединения» есть «Панно эмоций», которое заинтересовывает детей и содействует им осознавать собственные эмоции, эмоциональные состояния других. Важный аксессуар уголка уединения, целью которого является научить детей различным вариантам взаимопонимания после ссоры – «Солнышко- Мирилка». Повздорившие дети берутся у «Солнышка» с разных сторон за руки, обнаруживают друг друга и проговаривают различные стихи – мирилки. Педагог знакомит воспитанников с каждым аксессуаром и пособием, показывает варианты взаимодействия с ним. Содержимое уголка регулярно пополняется, однако какие-то предметы располагаются в уголке постоянно. Это вселяет ребенку чувство уверенности и постоянства.

Итоги проекта

Данный проект позволил увидеть, что оформление «Уголка уединения» как компонента развивающей предметно - пространственной среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС ДО, несет в себе большие перспективы педагогического влияния на ребенка, формирует растущую познавательную деятельность детей. Создание «Уголка уединения» в групповом помещении способствовало эмоциональному благополучию каждого ребёнка, становлению его позитивного мироощущения, подготовленности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включению в разные формы партнёрства, что и является главными целями дошкольного обучения и воспитания в условиях внедрения ФГОС ДО. Отмечается, что воспитанники меньше ссорятся между собой: редко конфликтуют из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку отвлечены занимательной деятельностью. Позитивный эмоциональный настрой дошкольников характеризует об их живости, открытости, стремлении посещать детский сад. Ну, а главное детям гарантирован психологический комфорт в группе.

Картотека игр, направленных на развитие эмоциональной сферы детей во второй младшей группе

1. Игра «Ветерок». Педагог удерживает в руке султанчик и проговаривает слова:

Ветерок, подуй сильней,

Развей ленточки скорей!

Вей. Вей ветерок,

Догони его, дружок!

Потом начинает стремительно передвигаться, размахивая султанчиком. Дети пытаются поймать «ветерок».

2. «Сухой бассейн».

Воспитатель, наполняя бассейн различными предметами (мягкими, шершавыми, холодными, гладкими и др.), задает детям различные игровые задачи:

– найди себе друга;

– достань, что понравилось.

3. «Я пришёл».

Цель – учить определять настроение и подбирать соответствующую пиктограмму с цветом.

Фотогалерея

Используемая литература.

1. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Согласование с федеральными требованиями. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика - Синтез, 2006. – 128 с.

3. Играем вместе с детьми: развитие игровой деятельности у детей. Программа по обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / под ред. С.А. Лебедевой. - М.: ИЛЕКСА, 2009. – 165 с.

4. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

Количество просмотров: 533  

Добавить комментарий

Target Image
1. Образовательный проект «Развитие творческих способностей через работу с текстом на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»
2. Особенности проектной деятельности при работе с дошкольниками, имеющими нарушение слуха
3. Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста по экологии с использованием программируемой игрушки Мататалаб «Берегите природу!»
4. «Небесная геометрия. Создание 3д модели снежинки»
5. Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей раннего и дошкольного возраста
6. Приобщение дошкольников к обычаям и традициям народов родного края
7. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме «Путешествие на лесную поляну»
8. Проект «Как вырастить цветы?»
9. Конспект занятия по познавательному развитию для детей первой младшей группы «Удивительное путешествие»
10. Сценарий конкурса чтецов для детей подготовительной комбинированной группы «До свидания, осень!»
11. Многофункциональное дидактическое пособие «ТриКРИ»
12. Дети блокадного Ленинграда. Помним!
13. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска»
14. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ»
15. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками»
16. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада
17. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам»
18. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр»
19. Дед Мороз желаний
20. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова»

Страницы

1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы