Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?»

 
 

Воронина Наталья Владимировна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Регионального ресурсного центра дистанционного образования

при ГБОУ НСО СОШ «Областной центр образования»

 

Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?»

В рамках мероприятий, посвященных Году семьи, мною разработано внеклассное занятие «Что такое семья?» для детей с ОВЗ, которые обучаются в ГБОУ НСО «ОЦО» (Региональный ресурсный центр дистанционного обучения). Занятие разработано в системе Moodle и было проведено в дистанционной форме. На занятии школьники говорили о семейных ценностях, таких как любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи.

Семья – самое важное, что есть в жизни человека, она может быть как большой, так и маленькой, но у каждой семьи есть свои традиции, которые создаются веками и передаются из поколения в поколение. Ребята рассказывали о семейных праздниках, традициях, о семейном хобби. Важным было донесение до обучаемых, что семья – это продолжение рода, и то, что из множества родов состоит государство, а крепкая семья – это единая и сильная страна.

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия содержит интерактивные упражнения, ролик «Что такое семья?» и может использоваться в своей деятельности учителями начальных классов с любой категорией обучаемых как в дистанционной, так и классно-урочной форме проведения занятия.

СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?»

Форма проведения: дистанционная, классно-урочная.

Цель занятия: сформировать у детей представление о семье как о малой группе общества, о роли семьи в жизни каждого человека.

Формирующиеся ценности: уважение ко всем членам семьи, верность, забота, согласие, взаимовыручка.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать уважительное отношение детей к своим родителям, членам семьи; показать ученикам, что семья – одна из самых главных ценностей человека.

Предметные: представления младших школьников о роли семьи в жизни человека и всего общества.

Метапредметные: участие в обсуждении проблемы через диалог; связно выражать свои мысли, делать выводы, умозаключения.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа.

Занятие предполагает использование видеофрагментов, презентационных материалов, интерактивных упражнений. Занятие возможно проводить как индивидуально, так и с группой обучаемых.

Комплект материалов:

– сценарий,

– видеоролик,

– комплект интерактивных заданий,

– презентация «Что такое семья?».

Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная. Занятие начинается со знакомства обучающихся с тем, что Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин объявил 2024 год в России Годом семьи.

Демонстрируется видеоролик «Что такое семья?», в результате чего школьники узнают о том, что такое семья, что такое семейные ценности, традиции.

Часть 2. Основная. Беседа на тему «Семья», в которой учитель рассказывает о том, что такое семейные традиции, ценности, о роли семьи в жизни каждого человека и общества. Выполнение интерактивных упражнений на тему «Семья».

Часть 3. Заключение. Подведение итогов: рефлексия. Обучающиеся делают выводы о том, что такое дружная семья, семейные ценности, традиции, о важном значении крепких семей для страны.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная (7 минут).

(Презентационные слайды 1, 2. На данных слайдах представлена информация темы занятия и о провозглашении Президентом 2024 года Годом семьи) (Приложение 1. Презентация).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку: «Это слово каждый знает, ни на что не променяет! К цифре семь добавлю «я». Что получится? (Семья). Сегодня мы с вами поговорим о семье, о семейных традициях, о важности дружной и крепкой семьи. Что такое семья? (Дети отвечают).

Демонстрация видеоролика (Приложение 3).

(Презентационный слайд 3).

Учитель: А знаете ли вы, что семьи у людей возникли еще в первобытном обществе? Ощущение рода и родственных связей формировалось уже тогда, когда еще не было ни летописей, ни языков. Семью изображали на первых наскальных рисунках, о семьях слагали поэмы, семейные отношения часто описывались в летописях и рассказах. Семья в древнем обществе отличается от современной семьи: отец ходил на охоту, чтобы принести питание, мать оставалась с детьми в жилищах, которые представляли собой пещеры, дети находились рядом с матерью и ждали отца.

(Презентационный слайд 4).

Учитель: С появлением изобразительного искусства талантливые художники писали картины, посвященные темам рода, семьи и материнства. В лучших живописных произведениях мы можем увидеть, как жили семьи в 20 веке и раньше. Художники передали в своих произведениях не только индивидуальность и неповторимый характер семейных персонажей, но в первую очередь тонкие отношения, душевную теплоту, дружественность чувств. В картинах отразились уникальные черты семьи, которые ценятся: любовь, забота, взаимопонимание.

(Презентационный слайд 5).

Учитель: Каждый из нас живет в семье, а крепкая, дружная семья – это сила России. Семья является основой государства. Как вы думаете: почему крепкая семья – сила всей нашей страны? (Ответы детей)

Учитель дополняет ответы: Какими вырастут дети, во многом зависит от родителей. Для вас, детей, семья – это оберег, кладовая знаний и шаг во взрослую жизнь. В семье вас учат правильному поведению, заботятся о вас, помогают в учебе в школе, стремятся, чтобы вы посещали кружки, спортивные секции, а вы должны быть доброжелательными по отношению ко всем членам семьи, помогать старшим посильно, уважать взрослых, прислушиваться к советам родителей, бабушек, дедушек. И если вырастают из детей достойные люди, которые любят, прежде всего, свою Родину, готовы делать полезные дела во благо России, то конечно же, сила России будет приумножаться.

(Презентационный слайд 6).

Учитель: Древний мыслитель и философ Китая Конфуций высказывался: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство, и держится оно на любви». Конфуций выделил главное, что должно быть в семье – это любовь. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Учитель дополняет: Конечно же, если в семье любят друг друга, уважают, понимают и помогают во всем, то такая семья приносит всем членам семьи радость и силу.

(Презентационный слайд 7).

Учитель: Современные семьи бывают разные. Какие? Как вы думаете? (Ответы детей).

Это, например, зависит от количества детей в семье. Семья, где трое детей и больше – многодетная семья, у нас есть такие семьи? (ответы детей).

Учитель (дополняет ответы детей): Семья, в которой есть мама, папа и дети называется полная семья. Семья может быть неполной, где кроме детей, только мама или только папа. Семья – самое дорогое в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Семья – это близкие и родные люди, те, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

(Презентационный слайд 8).

Учитель: В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации материнство, детство, семья находятся под защитой государства. Это означает, что наше государство создает все необходимые условия для защиты семьи, ее развития, поддерживает семьи материально, создает условия для развития детей, обеспечивает образованием, лечением.

(Презентационный слайд 9).

Учитель: В каждой семье есть семейные ценности и традиции. Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это все то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности. Главная семейная ценность – это любовь. Она проявляется в нежности по отношению ко всем в семье, желанием о них заботиться, защищать. Доверие. Важно научиться доверять друг другу в семье. Доброта – желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной. Еще один залог хорошей семьи – это взаимопонимание, которое выражается в уважении к каждому члену семьи.

(Презентационный слайд 10).

Учитель: В каждой семье есть свои традиции. Как вы думаете, что такое традиции? (ответы детей). На самом деле семейные традиции можно перечислять бесконечно, и в каждой семье у всех они разные, но есть и одинаковые у всех. Например, в большинстве семей в России на день рождения, Новый год, Пасху собирается за богато накрытым столом большой круг родственников и близких друзей, чтобы поздравить, например, именинника или проводить уходящий год. Расскажите, какие традиции в вашей семье? (обсуждение семейных традиций).

(Презентационный слайд 11).

Учитель: 8 июля в России отмечают тёплый и трогательный праздник – День семьи, любви и верности. Отмечается в память о муромских святых Петре и Февронии, которых считают покровителями семей. Символом этого дня стала полевая ромашка.

Часть 2. Основная (20 минут).

Задание 1. Учитель: Предлагаю разгадать ребусы (Приложение 2).

Ответы: Дедушка, дочка, мама, сестрица, бабуся, семья. 

Как одним словом назовем отгаданные слова?

Задание 2. Обсуждение стихотворения, посвященного семье, автор стихотворения Мария Лангер.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

Результат обсуждения – готовность детей ответить на вопросы:

1. Назовите тему стихотворения.

2. О чем это стихотворение?

3. Что такое семья в представлении автора стихотворения? Согласны ли вы с автором?

4. Какую семью назовут хорошей?

(Ответы детей)

Работа с интерактивным заданием № 2. Интерактивная викторина «Собери пословицу» (Приложение 2).

Инструкция: Соедините карточки так, чтобы получилась пословица о семье. Если составите правильно пословицу, то карточка исчезнет с поля (обучаемые выполняют задание).

Учитель: Как понимаете смысл каждой пословицы? (Ответы детей, обсуждение пословиц).

Пословицы:

Дерево держится корнями, а человек семьей.

В хорошей семье растут хорошие дети.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Материнская молитва со дна моря вынимает.

Семья в куче – не страшна и туча.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

Работа с интерактивным заданием № 3. Викторина на тему «Семья» (Приложение 2).

Учитель: Ответьте на вопросы викторины, выберите к каждому вопросу только один ответ.

Вопросы викторины:

1. Какое выражение в русском языке стало символом большой семьи? (Семеро по лавкам).

2. Каким словом можно заменить эту группу людей: отец, брат, тётя? (родственники).

3. Кем вы приходитесь бабушке? (внуком, внучкой).

4. Назовите самую семейную геометрическую фигуру (круг).

5. Продолжи пословицу: В гостях хорошо, а … (а дома лучше).

6. Что является семейными традициями? (совместное чтение книг).

7. Что относится к семейным ценностям? (любовь и взаимопонимание в семье).

8. Кто для ребенка дороже всего? (отец и мать).

9. Ваши дяди и тети – это… (сёстры и братья ваших родителей).

10. Когда в России празднуют День Семьи? (8 июля).

Часть 3. Заключение (до 3 минут).

Учитель: Мы сегодня говорили о том, что такое семья. Ответьте на вопросы: Как полученные знания мы сможем использовать в своем доме, в своей семье? Постараемся быть лучше? А что вы сделаете, чтобы дружнее была ваша семья? (ответы обучающихся).

Творческое задание: рисунок на тему: «Моя семья».

Учитель подводит итог: Самое важное и ценное, что есть в жизни человека – это семья. Она главная опора, основа стабильности и надежности, прочная связь времён и поколений, источник мудрости, сохранения и приумножения традиций. Именно в семье человек учится добру, уважению, взаимопониманию, черпает творческие и духовные силы, познает ценность заботы и ответственности, постигает красоту и гармонию окружающего мира.

Пусть доброе согласие, постоянная теплая забота о старшем поколении и трепетное отношение к вам, детям, всегда царят в ваших домах!

Приложения

1. Ссылка на презентацию: https://drive.google.com/file/d/1PUu7pcyY7N2wqu4C6h-dQ2xFF7lJAEuT/view

2. Ссылка на интерактивные упражнения: https://docs.google.com/document/d/1_kUbsvbzEfF9USs8a47T44BOGUfzI7WG0BkC-Bvp2PY/edit?usp=sharing

3. Ссылка на видеоролик: https://rutube.ru/video/private/92c8bcb5cbbb35f699547aafa6be2585/?r=wd&p=eNg9VU20p8nilnNsDTLGeQ

Количество просмотров: 411  

Добавить комментарий

Target Image
1. Декада начальной школы в центре «Развитие»
2. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?»
3. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет
4. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы
5. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время
6. Проект «Сила воды»
7. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель»
8. Сочиняем сказки сами!
9. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания»
10. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос»
11. Логоритмика в работе учителя-логопеда
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы