Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время

 
 

Тюленёва Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

ГБОУ «Коррекционная школа-интернат»

г. Куйбышева Новосибирской области

 

Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время

Развитие нравственных качеств личности, культуры поведения в обществе является необходимым элементом правил поведения. Дети с нарушениями интеллекта в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Умственно отсталый ребенок с самого рождения испытывает трудности в формировании речи, эмоциональном общении, поэтому развитие правил культурного поведения выходит на первый план при воспитании.

Я работаю с детьми с нарушением интеллекта, поэтому постоянно занимаюсь формированием коммуникативных умений как на уроках, так и на перемене, прогулке, в трудовой деятельности, во всех режимных моментах. В качестве средств достижения положительной динамики в обучении младших школьников с нарушенным развитием избрала игровые технологии. Я считаю, именно игры способствуют формированию необходимых компетенций у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Главным аспектом системы моей работы является то, что, обучая в игре, я добиваюсь естественного восприятия детьми учебного материала, а значит лучшего и более качественного его усвоения. Мною разработан особый комплекс упражнений для преодоления речевой недостаточности младших школьников с нарушениями развития. Он включает в себя обучение всем видам речевой деятельности, формирование выразительной речи и умения выражать смысловые оттенки с помощью интонаций, практическое применение полученных навыков в общении со знакомыми и незнакомыми людьми. Комплекс предполагает систематическое использование не только на уроках, но и во внеурочных мероприятиях игровых технологий. Развитие связной речи в младшем школьном возрасте позволит успешнее реализовать свой потенциал в подростковом возрасте. Таким образом, постоянное использование игровой деятельности как средства развития индивидуальных коммуникативных способностей имеет положительные результаты в обучении и дальнейшей социализации обучающихся с умственной отсталостью. Игровая деятельность не только помогает развить и проявить свои коммуникативные способности, но и позволяет корректировать возникающие проблемы и трудности общения обучающихся с умственной отсталостью. Для закрепления навыков связной речи мною разработано и проведено данное внеурочное мероприятие на тему: «Праздник красивой правильной речи» для обучающихся 1-4 классов с лёгкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель: развитие и совершенствование правильной, грамотной и эмоционально насыщенной речи: обогащение словарного запаса, расширение знаний об окружающем; развитие коммуникативных компетенций; артикуляционной и общей моторики; психических процессов.

Задачи:

Образовательные:

– Учить применять полученные знания в учебной деятельности, в повседневной жизни, использовать вежливые слова в процессе общения.

Коррекционно-развивающие:

– Развивать умение детей анализировать нравственные поступки и сравнивать  их с общепринятыми нормами поведения.

– Развивать зрительное внимание.

– Развивать связную речь.

Воспитательные:

– Воспитывать культуру общения, нравственные качества личности посредством повышения мотивационной сферы, умений работать в коллективе, создавать атмосферу дружеского общения и комфортности на мероприятии.

Ожидаемые результаты: развитие личности, компетентной в разных сферах жизнедеятельности, физически и нравственно развитой (по возможности), способной адаптироваться в современных условиях и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию.

Эффективность представленного мероприятия:

– обучающиеся стали больше употреблять в своей речи вежливых слов;

– большинство детей с интересом занимаются на уроках со всеми педагогами;

– повышается уровень речевого и эмоционального развития учеников.

Перспективы развития: у обучающихся постепенно формируются ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям, а став взрослыми, они смогут самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Вывод: в ходе проведения данного праздника я еще раз убедилась, что главное в педагогической деятельности, чтобы подход к работе не носил формальный характер. Изобрести что-то новое невозможно, а вот наполнить новым содержанием, применив современные интерактивные приемы и методы, можно. И как результат эффективности такой работы – повышение качества воспитания моих учеников, что оказалось вещью вполне реальной.

Ход праздника:

Ведущая:

Перевернули календарь –

Весна! Вот март, апрель и май!

Пригрело солнышко сильней,

И стали дни теперь длинней.

До конца учебного года осталось совсем немного. Скоро каникулы!

Давайте отправимся в страну Правильной, красивой речи. А чтобы попасть туда, нужно преодолеть препятствия и показать, чему мы научились.

Дети читают стихотворение.

1. Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск волны.

 

2. А бывают звуки речи, мы их тоже знать должны.

 

3. Звуки четко произносим, слушаем внимательно. Буквы правильно читаем. Пишем их старательно!

(Звучит музыка и вбегает сказочный герой Тараторка)

Тараторка: Тары-бары, тары-бары, тару-ра. Тараторю без умолка, прямо с самого утра.

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Надеюсь, я не опоздал? Мой дедушка, царь Грамотей, приглашает вас в страну «Правильной красивой речи». Вам надо отправиться в путешествие. Во время этого путешествия вы будете выполнять различные задания.

Первое – дидактическая игра: «Весенние слова».

Давайте поиграем. Если слово, которое я назову, на тему «весна», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами: январь, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, март, метель, подснежники, сугробы, скворечник.

Тарарторка: Молодцы! У вас хорошо получилось (грустно).

Ведущая:

Ой, ребята, что-то Тараторка загрустил, что случилось?

Тараторка: Мой дедушка все время говорит, что я плохо разговариваю потому, что у меня во рту «каша», а у меня никакой каши нет (открывает рот).

Ведущая:

Такая же история произошла и с Сашей. Вот послушай, стихотворение про него. Ученики читают стихотворение.

1. Живёт на свете Саша, во рту у Саши каша – не рисовая каша,

не гречневая каша,

не манка, не овсянка

на сладком молоке.

2. Когда он вслух читает,

поймёшь едва-едва:

и буквы он глотает,

и целые слова.

3. Он так спешит с налёта

прочесть, спросить, сказать,

как будто тонет кто-то,

а он бежит спасать...

Ведущая:

Не переживай. Ребята, давайте Тараторке скажем правило, как надо говорить.

Все вместе произносим:

Говорим всегда красиво,

смело и неторопливо!

Ясно, четко говорим,

Потому, что не спешим!

Тараторка: Спасибо! Вы меня успокоили. Приглашаю на игру «Лужи».

Делимся на две команды. Первая – «Жуки». Вторая – «Комары». Перед каждой командой на полу веревкой выкладываются лужи. По зеркалу лужи друг за другом кладут 10 следов. Ваша задача по очереди пройти по следам, но не обычно, а «ЖУЖЖА» – то есть долго на выдохе говорить букву «Жжжж». Вторая команда – это «Комары», также по следам идти, но только они «ЗВЕНЯТ» – долго на выдохе говорят букву «Ззззз». Потренируемся? Команда «Комаров» – «Ззззз»! Молодцы! Команда «Жуков» – «Жжжжж»! Молодцы! А теперь все вместе! Здорово! Теперь начинаем нашу звуковую эстафету! На старт... внимание... марш! Побеждает команда, первой преодолевшая лужу.

Ведущая: Тараторка, наши дети многое умеют. Садись, послушай.

Весной просыпаются насекомые. Ребята, каких насекомых вы знаете?

Игра «Доскажи словечко»

Я начну, а вы кончайте дружно, хором добавляйте подходящее насекомое.

Ца – ца – ца– медленно ползёт (гусеница)

Лы – лы – лы – зажужжали (пчёлы)

Чик – чик – чик – ловко прыгает (кузнечик)

За – за – за – вот летает (стрекоза)

Са – са – са – вот летит (оса)

Ведущая: Умницы! А вот какая история произошла с мальчиком Петей.

Сценка

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя: Захворнул я малость. Делов-то, что в роте пухнет и в горлу  дерет.

Доктор: Во рту говоришь? А в каком классе учишься, молодой человек?

Петя: Во 2-ым

Доктор: Во вторым? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?

Петя: Железно! Круто! Особенно перваши жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор: Порядочек… Железно… Круто . Откройте рот (Петя открывает рот). У тебя серьезно болен язык. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе рецепт. Вот он (достает из стола и показывает учебник русского языка).

Ведущая: Какую болезнь обнаружил доктор у Пети? Согласны ли вы с диагнозом? Какой рецепт дал доктор?

Ведущая: Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Петя. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего.

Беда в том, что из тридцати сказанных слов, достаточно было сказать: «Необходимо обращаться за помощью и за справками к словарю». Остальные слова – лишние, слова-паразиты: НУ, ВОТ, ПОНИМАЕТЕ, ТАК СКАЗАТЬ, ЗНАЧИТ. Многие ребята следят за своей речью только в школе, а на улице у них появляются ненужные словечки. А иногда и грубые выражения.

Обсудим ситуацию. Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Сережи. Прочти нам, Сережа, свое сочинение.

Сережа: Пришла весна. Весенний воздух свеж и пахуч. Подул теплый ветерок, и солнце ласково засветило на голубом небе. Побежали ручейки по дорожкам и оврагам. Весне радуются все: и люди, и птицы, и животные.

Сережа уходит, но быстро возвращается. Шапка сбита набок, в руках расстегнутый портфель.

Учитель : Интересно было слушать сочинение Сережи о весне. Но вот кончились уроки, и во дворе вы Сережу не узнаете.

Сережа (размахивая портфелем): Эй, Мишка, оглох ты что ли? Вали сюда! Появляется Мишка.

Миша: Ну как сочинение?

Сережа: Классно! Ну что, махнем в кино? Там, говорят, фильм клевый…

Учитель: Что же ты, Сережа, так странно заговорил?

Сережа: А у меня два языка – один для занятий в школе, а другой для приятелей. Покеда! Мы отчаливаем!

Учитель: Правильно ли поступает Сережа?

Ведущая: Предлагаю всем сыграть в игру на внимание «Рифма».

Здесь нет конца предложения, нужно подобрать рифму.

1. Ла-ла-ла – муха денежку… (нашла)

2. Су-су-су – я боюсь … (осу)

3. Чу-чу-чу – свет потух, возьми (свечу)

4. Ро-ро-ро – у Мальвины друг (Пьеро)

5. Щи-щи-щи – в дождь наденем мы (плащи)

6. Лу-лу-лу – стоит сумка на (полу). Устали? Давайте отдохнём.

Проводится игра-эстафета «Нарисуй солнышко!»

На линии старта перед каждой командой лежат гимнастические палки по количеству игроков. На расстоянии 10 метров от линии старта перед каждой командой кладут обруч. Задача участников эстафеты – поочередно говорим вежливое слово, берём палку и кладём их лучами вокруг своего обруча – «нарисовать солнышко». Молодцы! Вы много знаете вежливых слов.

Остров «Пяти ответов» (Соревнуются капитаны команд).

– Давайте поиграем в игру «Острова Пяти ответов на одну букву».

Капитаны получают конверты с карточками с буквами (П или Б), на которую и должны быть ответы на вопросы. Капитаны отвечают по очереди.

Буква П в начале слова:

1. Имя девочки (Поля).

2. Прием пищи между обедом и ужином (Полдник).

3. Один из родителей (Папа).

4. Учебная вещь (Портфель).

Буква Б в начале слова:

1. Имя мальчика (Боря).

2. Желтый фрукт (Банан).

3. Насекомое (Бабочка).

4. Нездоровый человек (Больной).

С остальными детьми в это время проводится игра «Исправь предложение».

Ёлка прыгнула на белку.

Булка с колбасой съела Володю.

Теплое молоко выпило малыша.

Небо плыло по белому облаку.

Новое платье испачкало Милу.

Каска одела солдата.

Умницы! Вы правильно исправляли предложения.

Ведущая: Что значит быть вежливым? Вежливый человек знает правила приличия, вежливость то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. Предлагаю вам отправиться в волшебный город под названием «Вежливость». Очень волнительно, но интересно отправляться в незнакомое место.

Я буду говорить вам команды, а выполнять вы будете только те, в которых есть вежливые слова. 1. Встаньте, пожалуйста, поднимите руки!

2. Будьте добры, похлопайте! 3. Потопайте сильно! 4. Пожалуйста, наклонитесь вперед. 5. Наклонитесь назад. 6. Пожалуйста, тихо садитесь! Молодцы!

Но вежливые слова, сказанные грубым голосом, криком, перестают быть вежливыми. Помните об этом.

Ведущая: сейчас проверим, какие вы вежливы. Игра «Вежливо-невежливо». Если вы посчитаете, что поступок вежливый, говорите «да», если считаете, что поступок невежливый, «нет»:

1. Поздороваться при встрече.

2.Толкнуть, не извиниться.

3. Помочь поднять упавшую вещь.

4. Громко разговаривать в общественных местах.

5. Кричать во время урока с места.

6. Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты, как тебя зовут?»

7. Перебить во время разговора взрослых.

8. Бросить фантик от конфеты на пол.

Молодцы!

Ведущая: Будем чаще говорить друг другу добрые и вежливые слова. Говорить ласково, нежно, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день светлей. И прощу каждую команду: собрать цветок из вежливых слов. А Тараторка проверит. Команды собирают.

Тараторка: Я и не думал, что вы знаете столько вежливых слов. Я рад был познакомиться с такими умными, сообразительными ребятами. Но мне пора в свою сказку. До свидания!

Ведущая: Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. А вас хочу вежливо попросить: поиграйте, пожалуйста, в игру: «Назови ласково». Все дети встают в круг. Я называю слово, а вы его повторяете вежливо: лист-листик, дерево-деревце, солнце-солнышко, цветок-цветочек, заяц-зайчик, мама-мамочка, сумка-сумочка, утка-уточка, ложка-ложечка, нос-носик, рот-ротик, гвоздь-гвоздик, и т. д.

Раздаётся стук. Ведущая: ой, кто к нам пришёл? (Доктор Айболит)

Доктор Айболит: Я принёс вам волшебные пилюли (читает названия) от скупости, от жадности, от лени, от безразличия, от грубости.

Настанет, друзья, счастливое время,

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Пусть грубость исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появятся в каждой аптеке

Лекарства для грубых детей.

Доктор Айболит: Я думаю, что вам ребята не нужны такие лекарства? Хочу вам подарить добрые пилюли, чтобы вы выросли настоящими людьми, добрыми, отзывчивыми, вежливыми. (Раздаёт)

Итог занятия.

Ведущая: вам понравился наш праздник? Какие слова нужно всегда говорить друг другу? А как говорить? Спасибо всем участникам.

Список использованной литературы:

1. Валявко С.М., Васильева Т.Н., Супрыкина О.А. Путешествие в Стране шумов, звуков и букв. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 64 с.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. Учебное пособие. М. Высшая школа. 1980. – 336 с.

3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка. Вопросы психологии. – 1990. №6 – С. 62-67.

4. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать?: Книга для внеклассного чтения (IV-Vклассы). – М.: Просвещение, 1979. – 448с.

5. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995. – 382 с.

6. Львов М. Р. Основы развития речи младших школьников. Книга для учителя. М. Просвещение, 1985. – 176 с.

7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для логопедов. – М.: ВЛАДОС, 2003г. – 216с.

8. Рамзаева Т.Г. Проблема развивающего языкового образования и ее реализация в начальной школе // Начальная школа. – 1999. – № 1. – С. 14.

9. Володина, Е. Н. Актуальные проблемы языкового развития личности в системе общего образования / Володина Е. Н. // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2013. – Т. 1. – С. 22-25.

10. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говори правильно: Звуки, слова, фразы, речи ш-ж, ч- щ. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС. 2000. – 71 с.

11. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка 3-е изд. – М.: Рус. яз, 1981. – 696 с.

12. Федосеева О. А. Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью / О.А. Федосеева // Молодой ученый. 2012. № 11. С. 489-491.

Количество просмотров: 329  

Добавить комментарий

Target Image
1. Декада начальной школы в центре «Развитие»
2. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?»
3. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет
4. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы
5. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время
6. Проект «Сила воды»
7. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель»
8. Сочиняем сказки сами!
9. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания»
10. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос»
11. Логоритмика в работе учителя-логопеда
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы