Приобщение дошкольников к обычаям и традициям народов родного края

 
 

Ахметова Закира Рахимчановна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 112 «Радуга» г. Новосибирска

 

Приобщение дошкольников к обычаям и традициям народов родного края

Ребенок является будущим полноправным членом социума,

ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше

культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Д. С. Лихачев

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских, нравственно-патриотических качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со знакомства с традициями родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Большое значение в наше время отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего края. В федеральных государственных требованиях выделен региональный компонент, включающий изучение истории, культуры, традиций, искусства своего народа и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине. Работа в данном направлении позволяет обмениваться лучшим опытом семейного воспитания. Реализация и организация проектной и исследовательской деятельности повышает педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей уважения к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю. Даёт возможность педагогам использовать в непосредственно образовательной деятельности методы и приёмы, позволяющие развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию, формировать у них интерес к культуре и быту народов нашей Родины. Эффективность реализации проектной деятельности по формированию у дошкольников толерантности, чувства уважения, эмоционально положительного отношения к культуре, традициям разных народов.

Проводимая нами работа позволила подвести детей к осознанному пониманию того, что Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. После проделанной работы у детей и родителей появился интерес к изучению народной культуры и искусства, удовлетворение от совместной творческой работы. Данный проект помогает педагогам раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.

Таким образом, проведенная работа позволила повысить педагогическую компетентность родителей в организации воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов. Можно отметить, что родители в основном понимают, что гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов. Именно этот факт даёт нам возможность считать, что наша работа ведётся в правильном направлении.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых, дают основание предположить следующее: период пяти-шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.

Педагогический проект: «Я, ты, он, она, вместе – целая страна»

Цель: создание условий для приобщения детей к народной культуре посредством формирования патриотических чувств и развития духовности.

Задачи:

1. Знакомить детей с традициями и обычаями русского и татарского народа.

2. Обогащать представления детей о традициях и культуре народов.

3. Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

4. Воспитывать добрые чувства к культуре народов нашей Родины, обычаям, традициям и укладу жизни.

Стратегия достижения поставленных целей и задач

Тип проекта: познавательно-творческий, нравственно-патриотический.

Сроки реализации проекта: январь – август 2022 г.

Участники проекта: педагоги группы, родители и воспитанники старшего возраста (группы компенсирующей направленности с ОВЗ) дошкольного образовательного учреждения.

Социальные партнеры:

– МБОУ СОШ № 90 ХЭЦ;

– Библиотека им. А. Ахматовой;

– Библиотека им. В. Куйбышева.

Этапы выполнения проекта:

I этап. Подготовительный:

– составление плана реализации проекта;

– обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

– формулирование цели и задач проекта;

– изучение методической литературы;

– подбор наглядно-дидактического, наглядно-демонстрационного материалов;

– разработка презентаций;

– подбор методических пособий по тематике;

– подбор музыкальных, литературных произведений, произведений живописи;

– анкетирование родителей;

– привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т. д.

II этап. Основной – организация деятельности детей в рамках проекта.

Работа по данному проекту строится на основе интегрированного подхода с применением игровых обучающих технологий. Активное привлечение родителей к реализации проекта способствует укреплению семейных связей, выявлению творческого потенциала семей воспитанников, установлению контакта ДОУ и семьи.

III этап. Заключительный этап:

– выставка предметов быта и обихода русского и татарского народов;

– выставка работ, выполненных родителями: куклы в национальных костюмах;

– создание мини-музея, иллюстрации, изготовление предметов обихода.

Механизм реализации проекта

Совместная деятельность

Задачи

НОД: «Россия – это Родина моя»

Формировать представление о стране, в которой мы живём. Учить подбирать однокоренные слова к слову родина (родной, родимый, родня, родители). Воспитывать интерес к родному краю и желание больше узнать о нём.

НОД: «Многообразная планета»

Формирование представления о том, что такое планета Земля, какие люди живут на Земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.

Просмотр презентации «Русская изба».

Знакомство с предметами быта русского народа.

Беседы «Быт русских людей», «В гостях хорошо, а дома лучше».

Познакомить детей с русским крестьянским бытом, с многообразием предметов домашнего обихода. Воспитать уважение и положительное отношение к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры, стремление использовать элементы культурного наследия в своей жизни (песни, ДПИ и т.д.)

Презентация: «Культура и быт татарского народа»

Познакомить детей с татарским национальным бытом, с разнообразными предметами домашнего обихода. Воспитать уважение к носителям духовно-нравственных ценностей татарской народной культуры.

Воспитывать интерес к другим национальным культурам, расширять кругозор, формировать понимание, что в мире много отличных от нас народностей.

Чтение и рассказывание русских народных сказок «У страха глаза велики», «Теремок», «Гуси-лебеди» и т.д.

Продолжать знакомить детей с обычаями русского народного литературного устного творчества. Обратить внимание на особенности композиции сказки (присказка, зачин).

Творческое наследие Габдуллы Тукая. Чтение сказки «Шурале» (Леший), «Водяная Су анасы», «Сказка о Козе и Баране».

Чтение татарских народных сказок «Камыр-Батыр», «Шах-петух», «Два петуха», «Зилян»

Познакомить с творчеством Габдуллы Тукая.

Выделить основные мысли сказок, сравнить с русскими народными сказками, отметить стремление все народов к одним идеалам.

Воспитывать интерес к творчеству выдающихся деятелей татарского народа.

Познакомить с видами татарского фольклора.

НОД по рисованию на тему: «Загадочная гжель»

Закрепление знаний детей о художественных традициях русского народа.

Развитие интереса к народному творчеству, воспитание уважительного отношения к труду народных мастеров.

Аппликация «Укрась полотенце – Сөлге» (коллективная работа)

Приобщение обучающихся к татарской национальной художественной культуре, развитие уважения к ценностям посредством знакомства с татарским орнаментом.

НОД: Лепка «Филимоновские игрушки»

Продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу – изготовлению игрушек, посуды.

НОД: «Делаем посуду папье-маше в технике. Украсим посуду узорами Гжель»

Знакомить детей с традиционным русским художественным промыслом Гжельская керамика, с техникой традиционной росписи посуды.

Беседа «Обычаи и традиции на Руси»

Расширение и углубление представлений детей о старинных семейных обычаях на Руси.

НОД «Традиции Древней Руси».

Знакомство с народными праздниками Осенины, Колядки, Масленица.

Развивать и поддерживать интерес к традициям, обычаям, праздникам русской старины. Знакомить с обрядовой песней, играми.

Беседа: Национальные праздники «Краски Сабантуя», «Нәүрүз».

Познакомить с татарским праздником «Нәүрүз», «Сабантуй» и его происхождением, с историей татарского праздника, обычаями, играми, оформлением.

Театрализация сказки «Теремок на новый лад»

Воспитание у детей любви к русским народным сказкам как произведениям литературного, народного творчества.

Слушание в аудиозаписи народных песен. Разучивание русских народных песен «Приди, весна ясная», «Прилетите, жаворонки, к нам»

Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа. Учить различать лирические и плясовые мелодии. Воспитывать интерес к народной песне.

Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа

Показать на основе народных песен жизнь и быт татарского народа. Учить чувствовать колорит национальной татарской музыки

Русские народные игры и хороводы «Чай-чай выручай», «Пирог», «Вейся, вейся, капустка моя», «Березка», «Ручеёк».

Развлечение. Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки?» (игры, упражнения в смекалке, ловкости)

Познакомить детей с новыми русскими народными играми и хороводами.

Закреплять знания об обычаях, которые сопровождаются этими играми и забавами.

Татарские народные игры: «Перетяни канат», «Не пролей воды», «Жмурки» (Кузбайлау уены), «Займи место» (Буш урын)

Развитие физических способностей детей через формирование у детей нравственных качеств в татарских народных игр; народный фольклор и традиции

«Этот День Победы»

Закрепить знание о том, как защищали свою родину люди разных национальностей в годы ВОВ, как живущие помнят об этом.

Знакомство с фольклором русского и татарского народа (сказки, пословицы, поговорки, потешки)

Формирование у детей представления о богатой народной культуре русского и татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором русских и татар.

Завершение проекта – оформление музея и избы на участке ДОУ

Пробуждать интерес у детей к истокам татарской культуры.

Дать возможность ощутить себя представителем другого этноса, прожить жизнь другого.

Работа с родителями

Мероприятия

Задачи

Анкетирование родителей «Знаете ли Вы свой край родной?», «Патриотическое воспитание», «Семья вместе – душа на месте»

Формирование толерантного (терпимого) отношения к народным традициям, обычаям, особенностям других народов.

Создать представление об отношении родителей к патриотическому воспитанию, об отношении взрослых к представителям других национальностей.

Родительское собрание: «Люби свой край родной!»

Знакомство участников образовательной деятельности с проектом

Рекомендация ««Как сохранить семейные традиции»

Ознакомление родителей с традициями русского и татарского народов, с методами работы по патриотическому воспитанию в семье.

Консультация для родителей: «Фольклор в жизни ребенка», «Сказки – средство универсальное для воспитания и познания

Повышение педагогической культуры родителей, ознакомление родителей с традициями русского народа, их ценностью в процессе воспитания и образования ребенка.

Рекомендации родителям почитать детям следующие художественные произведения: русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов – семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь».

Татарские народные сказки «Волшебное кольцо», «Три сестры», «Падчерица», «Три совета отца»

Ознакомление с произведениями русского и татарского народного творчества.

Воспитание интереса к русскому и татарскому народному литературному творчеству.

Подумать, какие положительные качества приветствуются и какие отрицательные качества осуждаются в сказках русского и татарского народов.

Дать родителям задание по сбору литературы и изготовлению посуды, домотканых дорожек, лексических альбомов «Традиции и быт татарского народа», «История татарского народа», «Детские писатели и поэты», «Сказки, детские рассказы»

Привлечение родителей к созданию музея и татарской избы.

Раскрытие творческого потенциала родителей, укрепление семейных уз, создание предпосылок для совместного общения и творчества в семье.

Практическая значимость проекта

Большое значение в наше время отводится возрождению национальных ценностей, приобщению дошкольников к народной культуре своего края. В федеральных государственных требованиях выделен региональный компонент, включающий изучение истории, культуры, традиции, искусства своего народа и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине.

Наша работа позволила познакомиться с лучшим опытом семейного воспитания. Реализация проекта повысила педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей уважения к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю. Педагоги получили возможность использовать в непосредственно образовательной деятельности методы, приёмы, средства, полученные в результате реализации проекта, позволяющие развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей разных национальностей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию, формировать у детей интерес к культуре и быту народов нашей Родины.

Проводимая нами работа позволила подвести детей к осознанному пониманию того, что Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. У детей и родителей появился интерес к изучению народной культуры и искусства, удовлетворение от совместной творческой работы.

Данный проект помогает педагогам раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.

Таким образом, проведенная работа позволила создать оригинальную, интересную, развивающую среду, педагогическую компетентность родителей в организации воспитания в семье, направленную на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культурам различных народов.

Литература

1. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П. Азбука общения. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004.

2. Косарева В.Н. Народная культура и традиции. – Волгоград, 2012.

3. Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей. – М.: Дом XXI век, 2006.

4. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду.

5. Алябьева Е. И. Тематические дни и недели в детском саду. – Москва, 2005.

6. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – ТЦ Сфера, 2006.

Количество просмотров: 645  

Добавить комментарий

Target Image
1. Образовательный проект «Развитие творческих способностей через работу с текстом на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»
2. Особенности проектной деятельности при работе с дошкольниками, имеющими нарушение слуха
3. Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста по экологии с использованием программируемой игрушки Мататалаб «Берегите природу!»
4. «Небесная геометрия. Создание 3д модели снежинки»
5. Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей раннего и дошкольного возраста
6. Приобщение дошкольников к обычаям и традициям народов родного края
7. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме «Путешествие на лесную поляну»
8. Проект «Как вырастить цветы?»
9. Конспект занятия по познавательному развитию для детей первой младшей группы «Удивительное путешествие»
10. Сценарий конкурса чтецов для детей подготовительной комбинированной группы «До свидания, осень!»
11. Многофункциональное дидактическое пособие «ТриКРИ»
12. Дети блокадного Ленинграда. Помним!
13. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска»
14. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ»
15. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками»
16. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада
17. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам»
18. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр»
19. Дед Мороз желаний
20. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова»

Страницы

1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы