Диагностика уровня нравственного развития подростков

 
 

Потапова Роза Юрьевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 59 г. Новосибирска

 

Диагностика уровня нравственного развития подростков

Говорить, что нравственные идеалы врожденны или представляются
результатом инстинкта, – это все равно что утверждать,
будто человек способен читать, не зная еще букв алфавита.
П. Гольбах

В практикуме А.В. Петровского для студентов по возрастной и педагогической психологии приводится следующая задача: Дети гуляли во дворе. В полдень на балкон вышла мама Вовочки и стала звать его на обед, он отказывался. Шли долгие пререкания. Наконец Вовка сдался и сказал: «Ладно, спускай сюда!» Мать в недоумении сказала: «Но как же?» Затем ушла, а через несколько минут с балкона стал спускаться суп на верёвочке и завёрнутая в салфетку ложка!» Всё это происходило на глазах у ребят. Один из них в возмущении сказал: «Ну и гад же ты!»

Оказалось, что описанный в задаче случай действительно произошёл в одном московском довоенном дворике, где одним из присутствующих при этом мальчишек был он. Все ребята, в том числе и Вовочка погибли. Умерли и родители Вовочки. Когда опустевшую квартиру стали убирать, то нашли документ, в котором говорилось, что Владимир такой-то расстрелян за дезертирство. Все остальные ребята погибли смертью героев.

Автор, известный психолог, прошедший войну, спрашивает: не связана ли судьба этого человека с воспитанием?

Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в процессе целенаправленного воспитания.

Наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями… »

Тема нравственности и морали является одной из наиболее востребованных в нашей современной жизни, но одновременно и наиболее сложной, требующей специального рассмотрения.

Нравственность – понятие, на тему которого рассуждали и рассуждают в разном возрасте.

С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» дает такое определение нравственности: «Нравственный – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».

Таким образом, нравственность – сугубо индивидуальное понятие, включающая в себя индивидуальные формы поведения в тех или в иных ситуациях, ценности, цели, понятия о добре и зле и т.д. в понимании конкретного человека.

Проблема нравственного развития подростков остается по сей день одной из наиболее актуальных и сложных в теории и практике воспитания. Для определения уровня нравственного развития были использованы следующие методики: нравственная самооценка (Колмогорцева Л.Н.), диагностика отношений к жизненным ценностям (НИИ возрастной психологии), нравственная мотивация (Колмогорцева Л.Н.).

Экспериментальная выборка составила 100 человек, учащихся 6-7 классов (12-14 лет).

Под нравственным воспитанием понимается усвоение нравственных норм поведения. Нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные, добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т.е. через то, что принято называть моральными ценностями.

С помощью методики диагностики нравственной воспитанности выявлено, что у 28 человек (28%) высокий уровень нравственной воспитанности, средний уровень – 59 человек (59%), ниже среднего уровень – 13 человек (13%), низкий уровень – 0 человек (0%).

На основании полученных данных была построена диаграмма:

Рисунок 1

Известно, что система ценностей подростков отличается от системы ценностей взрослого человека. Жизненные ценности формируют наше поведение, наши отношения, решения. Каждый человек должен для себя определить, а что же для него является ценным в этой жизни?

Методика диагностики отношений к жизненным ценностям показала следующие результаты: у 28 человек (28%) высокий уровень отношения к жизненным ценностям, средний уровень – 53 человека (53%), ниже среднего уровень – 8 человек (8%), низкий уровень – 11 человек (11%).

На основании полученных данных была построена диаграмма.

Рисунок 2

Исходя из результата исследования, наиболее значимыми ценностями для учащихся 6-7 классов являются: быть человеком, которого любят; мне важно здоровье родителей; иметь верного друга; уметь сочувствовать и помогать другим людям; иметь доброе сердце.

Наименее важными для подростков являются: иметь возможность многими командовать; иметь много денег; иметь самый современный компьютер; иметь много слуг и ими распоряжаться; иметь то, что у других никогда не будет.

С помощью методики диагностика нравственной мотивации выявлено, что у 18 человек (18%) высокий уровень нравственной мотивации, средний уровень – 44 человека (44%), низкий уровень – 38 человек (38%).

На основании полученных данных была построена диаграмма:

Рисунок 3

Таким образом, полученные результаты исследования уровня нравственного развития подростков показали преобладание среднего уровня: нравственной воспитанности (59%), отношения к жизненным ценностям (53%), нравственной мотивации (44%).

Стоит заметить, что у большинства учащихся уровень нравственной мотивации средний (44%) или низкий (38%). Такие показатели свидетельствуют о том, что для подростков с низким уровнем нравственной мотивации характерно негативное отношение к соответствующим нравственным качествам, – чувство долга, ответственность за свои поступки, забота об окружающих.

У сравнительно небольшого процента учащихся на уровне ниже среднего наблюдается нравственная воспитанность (13%) и отношение к жизненным ценностям (8%).

Большее количество учащихся, а именно 28% имеют высокий уровень нравственной воспитанности и отношения к жизненным ценностям (28%). Однако высокий уровень нравственной мотивации чуть ниже, что составляет 18%. Возможно, это связано с тем, что подростки знают, что значат такие моральные понятия, как добро, зло, совесть, долг и т.д., но относительно себя их не очень-то хотят применять. Они считают, что все им всё должны и обязаны, а они никому ничего. Это их должны любить, уважать, относиться к ним справедливо…

Подводя итог, стоит отметить, что нравственность подростка есть совокупность его сознания, моральных качеств, навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением норм, правил и требований морали.

Уровень нравственного развития включает в себя следующие моменты: способность справляться с ежедневными трудностями и серьезными кризисами; предвидение хода действия и реакций на поступки окружающих; преодоление препятствий, активизируя разнообразные стратегии поведения; развитие социальных навыков и расширение знаний об основах безопасной жизнедеятельности.

Рекомендации учащемуся, классному руководителю, родителям по формированию нравственных качеств заключаются: во-первых, в создании эмоционально-привлекательной среды, которая стимулирует процесс нравственного самосовершенствования личности; во-вторых, в развитии нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками.

А в заключение хочется процитировать А.П. Чехова: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».

Список литературы

1. Дворецкая, М.Я. Интегративная антропология: учебное пособие / М.Я. Дворецкая. – СПб.: Институт Практической психологии, 2003. – 611 с.

2. Коган, И.М. Психология нравственного воспитания  // Слово. Образовательный портал: Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru

3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – Мир и Образование, Оникс, 2011 г. – 736 с.

4. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1987. – 255 с.

5. Ушинский, К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М.Л., 1948. С. 425.

Количество просмотров: 32055  

Добавить комментарий

Target Image
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы