Занимательный поход по залам музея. Экскурсионно-игровая программа как форма музейной анимации

 
 

Алферова Елена Львовна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУДО «ДДТ «Кировский» г. Новосибирска

 

Занимательный поход по залам музея. Экскурсионно-игровая программа как форма музейной анимации

И чем же нам их удивить?..

Ночь музеев?.. Ночь музеев!!!

18 мая во многих странах мира отмечается как Международный день музеев, накануне которого проходит Акция «Ночь музеев». Основная цель акции: показать ресурсы, возможности, потенциал современных музеев и других выставочных пространств; популяризация музеев и музейного дела.

Впервые она была проведена в Берлине в 1997 году, позже эту инициативу подхватила Франция, а затем и другие страны. Москва присоединилась к мировой тенденции в 2007 году. С каждым годом популярность этой акции растет, к 2014 году, по оценкам экспертов, свои двери в «ночь музеев» открыли около 200 частных и государственных музеев, галереей, театров и культурных учреждений, которые приняли более 500 тысяч посетителей. Уже традиционно в фестивале принимают участие такие ведущие музеи России, как Третьяковская галерея, Московский музей современного искусства, музеи Московского Кремля, музей В.В. Маяковского, Дом-музей М. Цветаевой, музей А.С. Пушкина  и многие другие.

Жители Новосибирска «Ночь музеев» стали отмечать с 2009 года. С тех пор посетителей в эту ночь ждут рыцарские турниры, экскурсии с призраками, катание на ретро автомобилях по Красному проспекту, экскурсии по крыше нового концертного зала филармонии, 3D-маппинг и многое другое.

В 2014 году к этой акции присоединился и наш Дом детского творчества «Кировский». Инициатором проведения «ночи» была я. Коллеги одобрили и поддержали необычную для нашего учреждения идею, была создана творческая группа, разработавшая сценарий. Акция была задумана в форме музейно-педагогической анимации.

Понятие «анимация» в переводе с итальянского, означает − одушевление, оживление. Педагогическая анимация в настоящее время понимается как целостный процесс педагогического взаимодействия педагога с ребенком по вовлечению участников образовательного процесса в активные, творческие, взаимообогащающие отношения в досуговой сфере.

Музейная анимация выросла из музейно-педагогических образовательно-воспитательных программ, и означает продуктивное свободно-творческое взаимодействие музейного педагога и посетителей музея (Юхневич М.Ю. и др.)

Отдых, сочетаемый с развлечениями, всегда активен, отличается высокой эмоциональной разрядкой. Важно только правильно его планировать, наполнять яркими зрелищными мероприятиями, дать посетителям возможность совместить путешествие с движением по ленте времени, пережить ряд ролей − быть рыцарем, гончаром, первобытным охотником, участвовать в различных музейных действах.

Основными критериями при разработке анимационной музейной программы стали: актуальность идеи, доступность для различных возрастов, а также степень вовлеченности посетителей в программу. Мы решили обязательно включить всех участников музейного события в активное взаимодействие и между собой, и с музейными предметами. А сделать музейную коммуникацию нескучной помогали: сочетание индивидуальных заданий, заданий на групповое взаимодействие, элементы соревновательности, взаимопомощи.

Мы определили цель: создать условия для погружения участников в атмосферу наступления праздника – Международного Дня музеев и содействовать популяризации международной акции «Ночь музеев».

Задачи, которые поставили перед собой:

1) Познакомить участников акции с различными типами музеев, расширить их кругозор.

2) Привить культуру ознакомления с музейными экспонатами.

3) Возбудить интерес к изучению предметного мира прошлых эпох через интерактивные формы музейной работы.

4) Содействовать формированию устойчивого желания продолжать знакомство с музеями города Новосибирска.

В силу возрастных особенностей обучающихся, наша музейная «ночь» началась довольно рано, с 17.00 часов 17 мая 2014 года.

На этом «празднике души» присутствовали педагоги, воспитанники различных объединений Дома детского творчества «Кировский» и их родители. С хорошим настроением все переходили из зала в зал, узнавая для себя что-то новое.

Никто не остался равнодушным к рассказу о шедеврах мирового искусства в Лувре, Эрмитаже, Британском Музее. Участники акции узнали, что такое «музейный предмет», «экспонат», правила осмотра музейной экспозиции. Эта часть программы была подготовлена педагогом-организатором Ириной Голиковой.

А из мультимедийной презентации, подготовленной руководителем декоративно-прикладного отдела Т.П. Милешенко, узнали о том, что в Новосибирске более 30 музеев!

Многие посетители впервые увидели экспонаты детского археолого-краеведческого музея «Мастерская предков», о которых поведала создатель этого музея − Надежда Викторовна Свиридова. «Малая экспозиция» нашего музея была организована в фойе ДДТ «Кировский», чтобы больше зрителей ее могли увидеть!

 

Но самым захватывающим моментом было настоящее «погружение в первобытное общество». Здесь наших гостей ожидала охота на мамонта, добывание огня, изготовление копья, а потом − знакомство  с основной экспозицией детского музея «Мастерская предков». Здесь дети приняли участие в мастер-классе по изготовлению глиняных изделий под руководством педагога музея Марии Кишкурно.

Событие, к которому мы долго и дружно готовились, прошло весьма успешно, чему способствовали следующие факторы успеха.

 1 фактор – дружная команда

Так как события нашей музейной ночи должны были развернуться на разных площадках – и в фойе, и в игровом зале, и в учебном кабинете, и в самом музее, – необходимо было привлечь как можно больше заинтересованных педагогов. Каждый взял на себя какую-то содержательную часть программы. Помогали и ребята − волонтёры, например моя дочка Александра.

Слаженная синхронная работа организаторов помогла охватить большое количество желающих. В тот вечер в нашей акции поучаствовало около пятидесяти человек.

2 фактор  успеха заключался в комплексном подходе

Чтобы создать всестороннее представление о МУЗЕЕ мы решили познакомить наших посетителей с лучшими музеями мира. Вы видите на снимках стенды, посвящённые экспозициям Лувра и Британского музея. Была подготовлена мини-экскурсия с викториной о самых знаменитых экспонатах этих музеев.

С помощью красочной мультимедийной презентации ребята узнали о том, сколько музеев в Новосибирске, и какие они разные.

Ну и конечно, экспонаты нашего археолого-краеведческого музея привлекли внимание ребят и их родителей.

3 фактор я назвала «Волшебство преображения»

Увлекательная музейная ночь, связанная с путешествием в прошлое, не могла пройти в повседневной одежде. Погрузиться в доисторический мир помогли костюмы, стилизованные под звериные шкуры, интерьер музея, оформленный как древнее жилище, множество предметов быта древних охотников и собирателей.

4 фактор – разнообразие видов деятельности

Ребята, ставшие членами древних племён, занимались и охотой на мамонта, и собирательством диких кореньев. Месили глину, делали копья и стрелы, добывали огонь, и даже … учились говорить «по-древнечеловечески»! Такое включение в различные виды деятельности помогло избежать синдрома «музейной усталости», который испытывают посетители, попадая в классические музеи, с их главным правилом «руками не трогать!».

 

 

5 фактор успеха заключался в сотрудничестве и взаимопомощи

Древнему человеку приходилось выживать в непростых условиях, каждый мог рассчитывать на поддержку соплеменников. Вот и нашим «первобытным» детям приходили на помощь и ровесники, и родители, и даже педагоги…

 

 Ну и, конечно же, эмоции!

Удивление, радость, восторг вызывало всё: и интригующий сюжет музейно-игровой программы, и возможность проявить ум, смекалку и ловкость, и сама атмосфера праздника!

Благополучное возвращение в современность сопровождалось обратным переодеванием и рассказом о том, что ребята пережили и перечувствовали во время путешествия в прошлое.

Программа, которая так успешно была реализована в Ночь музеев, стала основой для работы с оздоровительными пришкольными площадками в период летних каникул.

Многие учителя, которые приводили ребят летом на анимационную музейную программу, просили провести её повторно, уже в рамках изучения темы «Жизнь первобытного племени», чтобы для ребят ожили страницы учебника истории.

 

 

Мы предлагаем, играя и отдыхая, узнать много нового и интересного, и не только сделать для себя маленькие открытия, но и получить полезные умения.

Уверены, что, побывав в нашем музее, ребята скажут: «МУЗЕЙ – ЭТО ЗДОРОВО И ИНТЕРЕСНО!».

Количество просмотров: 12096  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы