Буренок Галина Кузьминична,

учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ Гимназии № 11 «Гармония»
Октябрьского района г. Новосибирска

 
Реализация задач духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами предмета «Литературное чтение»

Духовно-нравственное воспитание, как следует из раздела «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Стандартов второго поколения, – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей… оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Важнейшей целью и одной из приоритетных задач является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Рассмотрим реализацию задач духовно-нравственного воспитания школьников средствами предмета «Литературное чтение» на примере учебника II класса под редакцией В.Ю. Свиридовой и Н.А. Чураковой.

Духовное значение природы раскрыто в произведении А.С. Пушкина «Тиха украинская ночь» (I ч, стр. 18). Задания к тексту:

Можно сказать, что природа для поэта живая?

Тебе удалось «услышать тишину?

Доводилось ли тебе любоваться звёздным небом?

Были ли у тебя в жизни такие встречи с природой, которые запомнились7

Устойчивость образного восприятия усиливается включением в процесс восприятия героем рассказов В. Драгунского Дениса Кораблёва (стр.19, I ч)

Как ты думаешь, почувствовал мальчик то, что хотел передать поэт в стихотворении?

Почему Денис дополняет картину, созданную поэтом, представляя рядом с собой щенка и своего дедушку?

Согласишься ли ты с такими утверждениями: «Красота пробуждает в нас самое лучшее»; «Красота расширяет нашу душу: мы ощущаем присутствие всего самого любимого и дорогого»?

Наилучшим образом духовное значение природы раскрывается в произведениях различных видов искусства: литературы, живописи, музыки. Авторы учебника предлагают ученикам порассуждать.

Как тебе кажется: можно ли музыкальными средствами создать картину ночи?

Далее даётся комментарий авторов учебника (стр. 20, I ч).

Многие композиторы уверенны, что можно. Немецкий композитор Людвиг ванн Бетховен более 200 лет назад написал знаменитую «Лунную сонату». В музыке есть даже особый жанр, который называется ноктюрн (в переводе с английского языка – «ночной»). Среди них польский композитор Фредерик Шопен (более 150 лет назад) и русский композитор Пётр Чайковский (более 100 лет назад). Хотите послушать? Рассмотреть картину Архипа Куинджи «Ночь на Днепре» (стр. 21, I ч)

Красиво? Таинственно? Есть ли впечатление, что «тихо-тихо всё кругом»? …

На основе этого материала реализуются задачи духовно - нравственного воспитания:

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

– Развитие интереса к природе, природным явлениям, понимание активной роли человека в природе

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:

– Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умения видеть красоту природы, труда и творчества

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

– Первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека

– Интерес к прогулкам на природе

– Элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива)

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

– Ценностное отношение к русскому языку как государственному языку, языку межнационального общения

Учитывая особенности развития обучающихся на ступени начального общего образования, авторы учебника возвращают школьников в гармонично объединённый мир в произведениях различных видов искусства: литературы, живописи, музыки. Школьникам предлагается через произведения М. Исаковского «Ветер», отрывка из произведения «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина «Ветер, ветер! …» (стр. 101, II ч), картины А. Рылова «Зелёный шум» и И. Левитана «Свежий ветер. Волга» (стр. 102-103, II ч), а также музыкальные сочинения А. Вивальди «Времена года» и П. Чайковского «Времена года» исследовать образ ветра. В процессе работы с этими произведениями реализуются задачи духовно-нравственного воспитания раннее перечисленные.

Реализация задачи «Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учебе, труду жизни» прослеживается на произведениях Н. Носова «Мишкина каша» (стр. 6-18, II ч).

Вопросы для размышления и использование в доказательстве свой личный опыт, наблюдения, умение сделать вывод:

Оба ли мальчика уверены, что смут сварить кашу?

Кто из друзей принимает решение за обоих?

Кто из друзей понимает причины неудачи?

Какие это причины?

Что тебе кажется самым смешным? Почему?

У мальчиков новая проблема. Как они её решают?

Чем замечателен Мишка: почему Коля очень обрадовался его приезду?

Почему рассказ называется «Мишкина каша», не «Наша с Мишкой каша»?

Выбери пословицы, которые подходят к рассказу. Может их тоже Н. Носов сочинил?

Дело мастера боится.

Всё в руках горит.

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

Каша хвалилась, что с маслом родилась.

«Заплатка», (стр. 20-23, II ч)

Что заставило Бобку взяться за работу?

Как он подошёл к делу?

В процессе работы с произведениями Н. Носова у учащихся формируются:

Уважение к труду и творчеству старших

Элементарные представления об основных профессиях

Элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества

Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов

Умение соблюдать порядок на рабочем месте

Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей

При изучении произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей» (стр. 108-120, II ч) реализуются такие задачи духовно-нравственного воспитания, как:

– Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

– Интерес к общественным явлениям, понимания активной роли человека в обществе

– Уважение к защитникам Родины

– Умение отвечать за свои поступки

– Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение

– Любовь к своему народу, России.

Задания к тексту помогают акцентировать внимание ученика на духовно-нравственных аспектах произведения.

О каком важном историческом событии упоминается в рассказе? (ВОВ)

Есть ли такая сюжетная линия, которую можно назвать «мать и отец»?

Если ты ее видишь, расскажи о ней подробнее?

Нравится тебе девочка Маша? Какая она?

Из чего складывается её жизнь?

Самуил Маршак писал не о ней ли?