Колышкина Татьяна Игоревна,

заместитель директора

МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» г. Калининграда

 
Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема сегодняшнего номера нашей газеты, можно сказать, находится на самом пике актуальности – «Инклюзивное образование: реальность и перспективы». Об «инклюзиве» сегодня говорить модно и современно. Однако часто, говоря об инклюзивном образовании, мы рассказываем о работе с детьми с особыми образовательными потребностями, а не создании единой инклюзивной образовательной среды.

Федеральный закон об образовании определяет инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; также инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях. Сегодня такое включение остается проблемой. Среди факторов, препятствующих этому, в основном называют отсутствие доступной среды (наличие специального оборудования, специализированных подъездов и другое) и неготовность современной школы принять особенных детей.

Учреждения дополнительного образования включились в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья уже давно. И мы ставим своей задачей именно включение ребенка в единую образовательную среду, а не создание специальных условий для его обучения. Процесс этот сложный, многотрудный, и как ни странно, одной из причин, тормозящих его развитие является и неготовность самих семей, имеющих больного ребенка, отпустить его не только в открытую школу, но и в открытую жизнь. Но только постепенная планомерная работа, профессионализм педагогов и формирование как материальных, так и психолого-педагогических условий позволит продолжать это процесс.

Поэтому главными своими результатами педагоги дополнительного образования считают уверенные шаги ребенка в открытый мир: обучение вместе с другими детьми по дополнительным общеобразовательным программам, переход из специализированной в обычную школу, участие наравне со всеми в творческих конкурсах.

Об этом читайте сегодня в материалах нашей рубрики.

Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей (из опыта работы Дома детского творчества «Центральный»)

Перминова Виктория Рейнгольдовна

Инклюзивное или включенное образование – это обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками в одном классе. Но не все члены нашего общества полностью готовы принять этих детей в школе и видеть их за одной партой со своим ребенком. Эти дети нуждаются в общении со своими сверстниками, должны иметь возможность интегрироваться в обществе, чтобы получить необходимые навыки для жизни, возможности коммуникации и личностного роста, как в быту, так и в обществе.

Мир на кончиках пальцев

Половникова Лариса Викторовна

Программа оригами «Ветка сакуры» реализуется в мастерской «Журавлик» Дома детского творчества им. В. Дубинина, организованной на базе «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 39 III-IV вида» для слабовидящих и незрячих детей. Данная программа ориентирована на учащихся начальной и средней школы и включает в себя не только обучение оригами, но и социально-значимую деятельность.

Музыкальные занятия в студии художественного творчества «Семицветик» как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Жеребненко Анна Викторовна

В 2012 году в Доме творчества им. В. Дубинина была начата разработка и реализация проекта «Модель инклюзивного образования в учреждении дополнительного образования». Одним из главных принципов проекта стала идея максимального учета интересов и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их родителей. Большинство семей проявили интерес к занятиям художественным творчеством. Так появилась наша студия художественного творчества «Семицветик». В программе студии самыми востребованными оказались занятия музыкой.

Специфика обучения детей с особыми образовательными потребностями на учебно-опытном участке Экологического центра ДДТ им. В. Дубинина

Топоркова Ольга Владимировна

Принято считать, что образование — это целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). В современных условиях человек может получать не только основное образование, но и дополнительное, по интересам, которое решает некоторые задачи личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда.

Содействие развитию и социализации особых детей: из опыта работы ЦРТДиЮ «Заельцовский»

Ватутина Тамара Александровна

В настоящее время образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем современного общества. Очевидно, что в последнее время процесс интеграции детей-инвалидов в образовательную среду вместе со сверстниками интенсивно развивается, расширяются возможности и доступность предоставления данной категории детей качественных образовательных услуг, воспитывается толерантное отношение к ним здоровых детей.

Радость движения – путь к успеху! Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографической студии «Яблонька»

Климина Елена Леонтьевна

В последние десятилетия многие ученые-педагоги, психологи, врачи-гигиенисты и физиологи отмечают тревожное ухудшение здоровья детей и подростков. «Под ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ребенка понимают некоторый «сбой» в деятельности психофизиологических систем организма, который значительно нарушает адаптацию ребенка к условиям жизни в обществе и приводит в дальнейшем к патологическим формированиям личности» (В. И. Лубовский, 2003).

Раскрытие творческого потенциала детей с ОВЗ – наша задача!

Травкова Тамара Ивановна

В структурном подразделении КЮТ ЦДТ «Содружество» особое внимание уделяется работе с детьми с ОВЗ. Без воспитания духовных ценностей, пробуждения у детей творческих начал, невозможно становление цельной гармоничной личности. Это касается всех детей без исключения.

«Живая» Метафора

Сегеда Елена Аркадьевна

На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов». Физические движения – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к главной биологической функции организма – мышечному движению.

Социальные сети в организации проектной деятельности: Организаторы Свободного Времени «Поколение будущего»

Маралов Евгений Анатольевич

В современном мире социальные сети имеют огромное значение для многих сфер деятельности. Мы с каждым днем все чаще и чаще относимся к этой платформе не только как к средству общения, но и как к инструменту, при помощи которого можно зарабатывать. Социальные сети получили широкое применение не только в коммерческих учреждениях, но и в образовательных. Многие современные педагоги стали использовать интернет-сферу как метод работы с детьми.

Чтение – вот лучшее умение

Смирнова Наталья Владимировна

Желание родителей научить своего ребёнка читать вполне понятно, ведь тогда он сможет быстрее освоиться в современном мире, где информацией насыщено всё пространство. Когда росла я – мы осваивали тексты про маму, которая мыла раму по синему букварю с большой буквой «А», и дети начинали учиться читать примерно в семь лет. Став родителями, обнаружили, что появилось много разных способов, позволяющих научить ребёнка читать: кубики Н. Зайцева, буквы М. Монтессори, метод П. Тюленева, который обещал научить «читать раньше, чем ходить»…

Традиции и сплоченность в родительском коллективе, или как привлечь родителей во внеурочную деятельность

Тощакова Маргарита Юрьевна

Как процесс взаимодействия семьи и школы направить на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, как привлечь родителей во внеурочную деятельность? Все эти вопросы волнуют любого педагога. В работе с родителями огромное значение имеет хорошо продуманная и четко организованная система сотрудничества. Нам хотелось бы поделиться некоторыми формами партнерства с родителями.

Особенности формирования социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Щедренко Ольга Станиславовна

Ребенок-дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых и родителей. Следует отметить, что группа сверстников также оказывает огромное влияние на развитие личности, на его социализацию.