Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 
Добрый день, коллеги и читатели рубрики «Музейный компас»!

Мы вновь встречаемся на страницах нашей с Вами газеты. И вновь обсуждаем педагогические проблемы, находим решения, делимся опытом, спорим…

Именно в таком режиме и проходили в этом году курсы повышения квалификации для руководителей школьных музеев.

Программа курсов была разнообразна и практико-ориентирована. Каждый руководитель школьного музея, будь то опытный или начинающий, смог взять на заметку те идеи, которые можно реализовать в своем музее. Все слушатели были очень активны: обсуждали проблемы маленького музея и правила организации и проведения экскурсии, готовили работу для научно-практической конференции, строили по всем правилам разделы музейной экспозиции и даже создали проект. И, конечно, знакомились с опытом работы различных школьных музеев Новосибирска и области.

На обучающем семинаре в Аэрокосмическом лицее слушатели курсов познакомились с мониторингом работы школьного музея, правилами создания нового раздела экспозиции. В педагогическом лицее имени А.С. Пушкина слушателей знакомили с виртуальными и театрализованными экскурсиями, представили работы школьников – победителей городской НПК «НОУ «Сибирь».

Очень доброжелательно слушателей курсов встречали специалисты и методисты городского Центра информатизации «Эгида». И, конечно, раскрыли тайны создания мультимедийной презентации, статьи для журнала или газеты, познакомили с очень полезным сайтом «Библиотека сибирского краеведения».

У читателей может возникнуть вопрос, почему так подробно я рассказываю о курсах повышения квалификации?

Все очень просто: в этом номере Вы познакомитесь с некоторыми материалами обучающих семинаров и рассуждениями руководителей школьных музеев. Надеюсь, что статьи, представленные в рубрике «Музейный компас», найдут своего читателя и будут полезны педагогам в их нелегкой работе.

А наша рубрика всегда открыта для обсуждений и новых идей.

Повышение квалификации руководителя школьного музея как целостная, динамичная система

Куликова Валентина Михайловна

Реализация новых стандартов на всех ступенях общего и профессионального образования требует соответствующей подготовки руководящих и педагогических кадров как в системе высшего профессионального образования, так и в системе дополнительного профессионального педагогического образования: педагоги должны овладеть компетенциями, необходимыми для реализации ФГОС [1]. В связи с этим весьма актуальной задачей является повышение квалификации педагога, в нашем случае – педагога дополнительного образования – руководителя школьного музея.

Организация профильной смены на базе школьного музея

Благодарова Светлана Анатольевна

В последние годы одной из самых перспективных форм организации летнего отдыха детей являются так называемые профильные лагеря или смены. Предпосылкой этому послужило то, что подход к организации летнего лагеря кардинально изменился. Профильные смены выполняют очень важную миссию – летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.

 Как привлечь посетителей в музей

Седюко Сергей Сергеевич

Данную статью стоит рассматривать как один из вариантов эффективного продвижения школьного музея в социокультурном пространстве российского общества. Восприятие приведенных ниже положений осложняется тем, что опыта руководства музеем у автора нет. На момент написания статьи я руковожу музеем чуть более двух месяцев. Но это не означает, что идеи, выдвинутые здесь, не имеют реальной основы.

Формирование социальной активности подростков средствами музейной педагогики

Луцук Татьяна Сергеевна

ФГОС основного общего образования четко прописывает для педагога, какие цели должны быть им достигнуты к моменту выпуска учащегося из школы, буквально прописывает «Портрет выпускника средней школы», то есть перечень его личностных характеристик [2]. Особая роль в этом стандарте отводится формированию социальной активности учащегося, как одной из важнейших целей обучения.

Роль ветеранской организации школы в воспитании патриота

Прилепская Тамара Васильевна

Наша школа – одна из самых старейших школ города Новосибирска, в ноябре 2015 года мы отметили 105-летие. В школе свой уклад, культура, свои традиции, свои материальные и духовные ценности.
Одна из ценностей – это наша ветеранская организация. Ветераны школы являются той золотой цепочкой, которая связывает прошлое, настоящее, будущее школы. Это они – сплав мудрости опыта старшего поколения, сохраняют все лучшее, что десятилетиями накоплено в школе и в то же время учитывают требования современного этапа развития российского образования.

Слёт единомышленников как средство социализации актива школьного музея

Томилова Наталья Михайловна

Свою историю «Информационно-экономический лицей» ведёт с 1986 года. Именно тогда, в середине восьмидесятых, начала работу средняя общеобразовательная школа № 174 на Юго-Западном жилом массиве. Вдали от образовательных, культурных и научных центров Новосибирска школа должна была стать одним из рядовых учебных заведений. Однако всё сложилось иначе. Возможно потому, что её коллектив во главе с бессменным директором, руководителем высшей категории, Заслуженным учителем РФ Надеждой Ивановной Зулиной, с самого начала сделал ставку на инновации, на принципиально новый подход к преподаванию.