Роль ветеранской организации школы в воспитании патриота

 
 

Прилепская Тамара Васильевна,

руководитель музея МБОУ СОШ № 3 г. Новосибирска

 

Роль ветеранской организации школы в воспитании патриота

(из опыта работы школы № 3 имени Бориса Богаткова)

Наша школа – одна из самых старейших школ города Новосибирска, в ноябре 2015 года мы отметили 105-летие. В школе свой уклад, культура, свои традиции, свои материальные и духовные ценности.

Одна из ценностей – это наша ветеранская организация. Ветераны школы являются той золотой цепочкой, которая связывает прошлое, настоящее, будущее школы. Это они – сплав мудрости опыта старшего поколения, сохраняют все лучшее, что десятилетиями накоплено в школе и в то же время учитывают требования современного этапа развития российского образования. Ветераны-учителя – это патриоты школы, города, страны. Им присущи такие нравственные ценности, как справедливость, верность, забота о детях, уважительное отношение к молодым. Они безмерно преданы школе, своему делу – учить и воспитывать детей. Они заботятся о том, какая смена педагогов продолжит начатые им дела. Ветераны – учителя, они помнят многие интересные и героические страницы истории школы, истории страны, потому что сами были участниками событий или встречались с очевидцами.

Я родилась в пятидесятые годы, обучалась в школе в шестидесятые, это наши родители (мама и папа прошли войну с первого до последнего дня, а дядя пропал без вести) победили в Великой войне 1941-1945 годов. От них и других ветеранов – очевидцев тех страшных событий, мы узнали и помним героические страницы нашей страны. Мы имеем право об этом рассказать, а ученик – поверить этому рассказу, который затронет струны его души. Именно рассказу очевидца, рассказу людей, знавших участников войны, ученик поверит, проникнется, окунется в событие рассказа, прочувствует радость и горесть, смелость и трусость, преданность и предательство, мужество и героизм.

Придя тридцать восемь лет назад в школу № 3, я – молодой педагог, училась у высочайших профессионалов педагогического труда, они не жалели ни сил, ни времени на учеников, на нас молодых, неопытных педагогов. Моими наставниками были ветераны школы: Брагина Екатерина Пантелеевна, Лобасова Валентина Алексеевна, Дремова Елена Станиславовна, Лазарева Валентина Васильевна, Кантаржи Рада Анатольевна, Кушнарев Николай Иванович, Страхова Прасковья Васильевна, Безуглова Идея Наумовна.

Они учили нас не только планировать, организовывать, вести уроки, но учили самому главному – как воспитывать ученика, как у него сформировать сознательное отношение к задачам, которые предстоит решать стране, а от этого зависит развитие нашего общества. Это они ветераны школы в пятидесятые и в шестидесятые годы сформировали духовную ценность школы – патриотическое воспитание учащихся. А сейчас – это традиция, которая бережно сохраняется.

Мы бережем материальную ценность – здание школы – архитектурный памятник каменного зодчества начала XX века, охраняемое государством. Здание построено по проекту сибирского архитектора А.Д. Крячкова.

В пятидесятые годы нужно было делами доказать свое право носить имя героя, имя известного человека, и наша школа этого добилась. Директором школы был Лях Василий Федотович, участник Великой Отечественной войны. Он, ветераны труда, учителя, ученики, родители, ветераны 22 Сибирской дивизии смогли организовать работу так, что школе в 1957 году присвоили имя Бориса Богаткова, ученика нашей школы, погибшего в годы Великой Отечественной войны под Смоленском. Мы сохранили память о нем, на следующий год будем отмечать 60-летие со дня присвоения школе имени Бориса Богаткова.

О том, как проходило вручение решения о присвоении имени, нам молодым педагогам, ученикам рассказывала ветеран педагогического труда Безуглова Идея Наумовна. Она сохранила, а потом передала в музей уникальные фотографии. На фотографии у входа в школу дети и А.С. Ширяев, гвардии полковник, начальник политотдела 22 Сибирской дивизии. На торжественном мероприятии им было вручено решение о присвоении школе имени Бориса Богаткова, и этот уникальный документ хранится в музее.

Музей Бориса Богаткова открыт в 1966 году. В этом году мы будем отмечать 50-летие музея. Инициаторами открытия музея стали – учитель истории Супряга Аэлита Степановна и директор школы Лях Василий Федотович, участник Великой Отечественной войны. Мы сохранили музей, нашу ценность. Сегодня музей Бориса Богаткова стал центром патриотического воспитания учащихся, структурой пополнения знаний, организации и общения детей. В музее определены цели, задачи, направления работы, сформирован пакет нормативных документов. Все это позволяет эффективно организовать работу по реализации задач, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования активной жизненной позиции учащихся.

В музее есть прекрасный материал, необходимый для уроков краеведения, истории, географии, литературы, русского языка, ветераны-учителя проводят тематические уроки, внеклассные мероприятия по предмету: конкурсы стихов, сочинений, рисунков, других творческих работ учащихся. А самыми ценными являются встречи: на уроки и мероприятия приглашают очевидцев военных событий, ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих Российской армии, выпускников – офицеров, солдат.

Идея Наумовна Безуглова – ветеран педагогического труда на классных часах «Дети военной поры» рассказывает, как в годы Великой Отечественной войны работала на заводе и училась в 8-м классе. Ее тихая, образная речь волнует и тревожит детей, заставляет понимать и чувствовать, как тяжело и трагично было жить в то время и детям, и взрослым. Живое слово ветерана заставляет сопереживать детей, волноваться.

В 1980 году открыт школьный Пост № 1. Это уникальное место, оборудованное руками директора школы Кушнарева Николая Ивановича, сохранено в первоначальном виде до сегодняшнего дня. В Дни воинской славы России, в памятные дни истории школы у Поста № 1 несут вахту ученики школы, отдавая дань Памяти.

В 2001 году после долгого перерыва выходит государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (от 16.02.2001). На её основе творческой группой учителей (в ее состав вошли и ветераны школы) создается первая школьная программа «Патриотическое воспитание учащихся школы на 2001-2005 учебные годы».

Одна из задач программы – внедрение в деятельность организаторов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы. Ветераны педагогического труда Тамара Васильевна Прилепская, учителя русского языка и литературы Лобасова Валентина Алексеевна, Душкина Тамара Константиновна, Николаева Вера Ивановна занялись поисково-исследовательской работой, широко используя материалы музея Бориса Богаткова. Ученица 11-го класса Никитина Наташа, учитель В.А. Лобасова с работой «Генезис поэтического мышления Бориса Богаткова» и работа «Школа в годы Великой Отечественной войны» (Комиссарова Наташа – 9 класс, учитель Прилепская Т.В) занимают призовые места на научно-практической конференции учащихся. Начатая ими работа была продолжена молодым учителем, а теперь уже опытным педагогом, Тарасовым Дмитрием Алексеевичем. Работы его учеников «Значение олицетворений в стихах Бориса Богаткова» (Зорин Алексей – 10 класс), «Природа поэта в лирике поэта природы Елизаветы Стюарт» (Кузнецова Наташа – 10 класс) становились дипломантами на научно-практических конференциях. В год 70-летия Победы работа «Лирический герой в стихах Бориса Богаткова. Я смотрю вперед, подняв забрало…» (Лаврин Николай – 10 класс, учитель Тарасов Д.А.) заняла II место на областных Тихомировских Чтениях (организатор – МБОУ Новосибирская классическая гимназия № 17), II место на областных Ломоносовских чтениях (организатор – Новосибирская областная библиотека), I место на конференции «Великая война: к 70-летию Победы» (организатор – Новосибирский государственный аграрный университет). I место на конференции в Городском Центре истории Новосибирской книги.

В школе реализуется программа «Патриотическое воспитание учащихся на 2011–2015 годы», которая является продолжением школьных программ «Патриотическое воспитание учащихся школы на 2001–2005 годы» и «Патриотическое воспитание учащихся школы на 2006–2011 годы». Автором этих программ является ветеран труда, бывший директор школы Тамара Васильевна Прилепская. Третья программа сохраняет непрерывность процесса по формированию патриотического сознания учащихся школы.

Задача программы – повышение роли всех школьных структур в формировании у обучающихся патриотического сознания. Ветеранская организация активно участвует в выполнении задач программы. Они находят формы, методы, приемы для эффективного патриотического воспитания учащихся с учетом их возрастных особенностей

С 2003 по 2006 годы школа была экспериментальной площадкой по теме «Создание целостной педагогической системы патриотического воспитания учащихся в образовательном учреждении». Одна из задач экспериментальной программы – обобщение опыта работы педагогов школы. Первыми взялись за эту работу ветераны школы. В школе появились первые брошюры с обобщением опыта работы: «Использование материалов музея на уроках литературы» (учитель В.А. Лобасова), «Патриотическое воспитание учащихся на уроках русского языка» (учитель Т.К. Душкина), «Патриотическое воспитание учащихся на уроках технологии» (учитель А.В. Макарова), «Ценностные ориентиры школы в патриотическом воспитании учащихся» (учитель Т.В. Прилепская). Их примеру последовали и другие учителя, в настоящее время все брошюры в школе выпускаются по сериям: «На уроках», «После уроков», «Программы. Планы», «Проблема. Поиск. Опыт», «История города в лицах». Методические и исследовательские статьи педагогов нашей школы неоднократно публиковались в сборниках, изданных в районе, округе, городе, области.

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность ветеранской организации за воспитание подрастающего поколения, за воспитание патриота страны. Эту задачу ставит учитель технологии, ветеран педагогического труда Алла Валентиновна Макарова, которая проработала в школе более тридцати лет. Учитель-энтузиаст сама многое умеет и учит этому детей. Все годы опытный педагог на всех трех ступенях ведет творческие кружки: «Своими руками», «Бабушкин сундучок», «Сибирская кухня», На уроках, а затем на занятиях кружка через творческую деятельность Алла Валентиновна приобщает детей к культуре многонационального народа России, воспитывая толерантное отношение друг к другу. Её ученики умеют вышивать различными видами (крест, гладь, тамбурный шов, стебельчатый шов, вышивка лентой), рисуют, лепят из пластилина, глины и теста, выжигают по дереву и ткани, занимаются росписью по ткани, изонитью, оригами, квиллингом, изготавливают поделки из кожи.

Ежегодно в школе проходят 3–4 выставки детских работ, а лучшие (по темам: «Родной город», «Герои военных книг», «Сюжеты исторических событий») хранятся в школьном музее. В ходе реализации проектов появились вышивки тамбурным швом по теме «Мой Новосибирск родной» (15 вышивок), вышивки девушек-героинь книги Бориса Васильева «А зори здесь тихие» (5 вышивок). Хранится в музее вышивка портрета Бориса Богаткова и вышивка часовни, которая установлена в долине смерти под городом Белый, где прошло боевое крещение 22 Сибирской дивизии. В юбилейный год А.С. Пушкина появилась вышивка его портрета и портретов девушек пушкинской поры.

В фонде музея имеются много рисунков с сюжетами города, военной тематики. В витрине музея лежат рисунки по книге Эммануила Казакевича «Звезда», расшитый крестиком кисет солдата, расшитый кожей памятный адрес ветерану, подарки ветеранам – открытки, любовно выполненные руками воспитанников Аллы Валентиновны.

Выбору темы помогает сюжетный рассказ учителя, показ фрагментов фильмов, чтение отрывков из книг. Такие формы и методы, выбранные учителем, формируют не только практические навыки, но и духовно-нравственные качества ребенка.

Работы детей выставлялись в музее Новосибирского театра кукол, в театре «Глобус», в музее истории развития образования города Новосибирска и Новосибирской области, на городских выставках. Многие работы детей стали победителями городских и областных конкурсов, напечатаны в городских сборниках.

Благодаря ветеранам духовные и материальные ценности школы сохранены и сохраняются, передаются из поколения в поколение учителей и учащихся. Ветераны стараются на некотором этапе сформировать исторический знак или символ, который потом учителя используют в воспитательной работе. Так по инициативе ветеранов школы на здании школы была установлена доска Памяти Бориса Богаткова. Они обратились с письмом сначала в Совет ветеранской организации Железнодорожного района, а затем с совместным ходатайством в мэрию города Новосибирска. И в 2010 году в школе появился ещё один исторический символ – мемориальная доска Памяти Бориса Богаткова. Здесь ученики школы в знаменательные дни школы, города, России несут вахту Памяти, что способствует формированию у них исторической памяти.

Много интересных мероприятий проведено в год 70-летия Победы. Самым масштабным было участие в городском проекте «Имена, опаленные войной». Все классы, все учителя приняли участие в реализации программы проекта. Ветераны-учителя возглавили творческие группы. Были собраны материалы о 29-ти учителях школы – участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла. Достойно представили собранный материал на заключительном этапе и стали победителями проекта.

Ветеранская организация заняла I место в городском конкурсе «Школьное мероприятие – вклад в патриотическое воспитание обучающихся».

Ветеранская организация школы приняла участие в городском конкурсе на лучшую постановку работы по патриотическому воспитанию молодежи и заняла II место среди всех ветеранских организаций учебных заведений, промышленных предприятий города Новосибирска, уступив первое место заводу.

Мы вошли в группу инициаторов по второму изданию книги стихов Бориса Богаткова «Единственная книга», выпущенной к 70-летию Победы.

Изложенное выше – это лишь некоторые примеры профессиональной и продуктивной работы ветеранской организации. Об этом свидетельствуют творческие отчеты, которые были представлены на семинарах в 2008, 2011 годах по теме «Роль ветеранской организации школы по патриотическому воспитанию учащихся». В юбилейный 2015 год Победы сначала прошел семинар для председателей ветеранских организаций Центрального округа, а затем для председателей ветеранских организаций города по теме «Взаимодействие ветеранской организации школы № 3 с педагогическим коллективом, музеем Бориса Богаткова по патриотическому воспитанию учащихся». В этом же году в школе прошел выездной пленум городской ветеранской организации, где был представлен опыт совместной работы ветеранской организации школы, педагогического коллектива и музея Бориса Богаткова по патриотическому воспитанию учащихся на уроках и внеурочной деятельности. В общей оценке творческих отчетов была отмечена устойчивая последовательность работы ветеранской организации по данному направлению. Патриотическая комиссия Совета ветеранов Железнодорожного района разослала справку по обобщению опыта работы ветеранской организации школы во все ветеранские организации города Новосибирска.

Залог успеха в патриотическом воспитании учащийся – это тесное взаимодействие всех школьных структур, в котором ветеранская организация является связующим звеном, которое выполняет роль хранителя исторической памяти и ценностных ориентиров.

Количество просмотров: 8446  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы