Чтение – вот лучшее умение

 
 

Смирнова Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Чтение – вот лучшее умение

Желание родителей научить своего ребёнка читать вполне понятно, ведь тогда он сможет быстрее освоиться в современном мире, где информацией насыщено всё пространство.

Когда росла я – мы осваивали тексты про маму, которая мыла раму по синему букварю с большой буквой «А», и дети начинали учиться читать примерно в семь лет. Став родителями, обнаружили, что появилось много разных способов, позволяющих научить ребёнка читать: кубики Н. Зайцева, буквы М. Монтессори, метод П. Тюленева, который обещал научить «читать раньше, чем ходить»…

Важно, чтобы сегодняшние молодые родители учитывали индивидуальные особенности своего ребёнка и не метались от одной методики к другой.

Сейчас родители стараются приобщить ребёнка к чтению как можно раньше, а это, как утверждают психологи, часто ведёт к проблемам в социальном развитии детей, которых слишком рано начали учить читать. Эти дети очень сложно вписываются в детский коллектив, так как у них не сформированы навыки социализации. В то время, когда они должны были сформироваться, мозг был занят другим делом: учился читать и писать.

Логопеды говорят о том, что дети, которых рано научили читать, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы-буквы в «правильные» сочетания, но не могут пересказать содержание прочитанного.

«Человек Читающий» должен появляться раньше, чем «Человек Прямоходящий», – говорил П.Тюленев. «Позднее обучение чтению в возрасте 6-7 лет» он называет «катастрофой для любой семьи», что, мягко говоря, слегка преувеличено, на мой взгляд. Н.Зайцев: «Там, где работают по «Кубикам», уже не удивляются читающим трёхлеткам и даже двухлеткам».

Хочется отметить, что когда у малышей чтение – их собственная задача, и они сами хотят научиться читать – это никак не мешает формированию других важных навыков.

Обратимся к авторитетному мнению психологов – когда начинать обучение чтению с учётом физиологических признаков.

Нельзя начинать обучение чтению, если малыш ещё не разговаривает, например, по кубикам Зайцева. Поскольку опыт работы по данной методике показал, что эти малыши читали и писали с помощью кубиков вместо того, чтобы участвовать в живом общении и у них наблюдалась задержка речевого развития.

Прежде чем начать обучение чтению, у ребёнка должен быть развит фонематический слух – умение слышать каждый звук в слове, отделять его от соседнего, знать, из каких звуков состоит слово. Если малыш не выговаривает половину алфавита – это нарушает фонематический слух и мешает правильно читать. У ребёнка не должны вызывать сложности понятия «право», «лево», ведь читают слева направо.

Конечно, чётких возрастных норм здесь нет, но практика показывает, что обычно эти признаки появляются к пяти годам.

Также есть и другие психологические моменты. Швейцарский психолог Жан Пиаже выделил несколько этапов в психологическом развитии ребёнка:

– сенсорно-моторный (от рождения до 2 лет). В этот период у детей формируются тактильная чувствительность и физические ощущения;

– образный (от 2 до 7 лет). На первый план здесь выходит символическая игра и освоение языка, формируется самооценка;

– логический (от 7 до 11-13 лет). Ребёнок учится сопоставлять факты, выстраивать логические умозаключения.

Становится понятно, что чтение лучше всего осваивать в третьем периоде. И во всяком случае, нельзя идти против природы – учить ребёнка логическим операциям, если он еще не прошёл стадию символической игры.

Важно ещё и то, что без введения на занятии игрового момента, маленького ребёнка нельзя научить чему бы то ни было. Я, как и многие педагоги, придумываю разные игры: то белочка кубик принесёт, то паровоз строим из букв вместе с детьми, то устраиваем магазин, где «продаются» товары на определённую букву.

В возрасте от 2 до 6-7 лет ведущей деятельностью ребёнка является ролевая игра. Однако в действительности наши дети-дошкольники практически не знают традиционных игр и не умеют играть. Во время так называемой «свободной игры» современные дети больше возятся, толкаются, но не играют. В результате из жизни дошколят уходит игра, а вместе с ней и детство. Поэтому в обучении дошкольников главная задача, на наш взгляд, чтобы обучение не заслоняло живую игру.

Я хорошо помню, как сама училась читать. Сидела на диване с мамой, а на коленях был синенький букварь, и я, пыхтя от напряжения, складывала букву за буквой. Хорошо помню, как было трудно, буквы не хотели складываться, а если и складывались, то очень медленно.

Как хочется родителям облегчить жизнь своего ребёнка! Применить такую методику, которая позволит ему «взять и научиться читать». Но, как показывает практика, самый лучший результат возникает в том случае, если он сам приложит для этого достаточные усилия. В психологии это называется оптимальная фрустрация. Суть её в том, что ребёнку должно быть немножко трудно (но не настолько, чтобы от бессилия он бросил дело), и он должен напрячься, чтобы преодолеть эту трудность. Ведь когда процесс обучения воспринимается только как приятное развлечение, которое устраивают родители или педагоги, ребёнок привыкает к этому. А когда в школе приходится работать для получения нужного результата, это воспринимается как несправедливость.

И ещё важный момент. Все методики по обучению чтению учат складывать буквы в слова. Но умение соединять буквы в слово отнюдь не означает умение читать. Только собственный труд, страница за страницей, книжка за книжкой могут приблизить «складывание» букв в быстрый просмотр текста. И этот путь ребёнок может пройти опять же только тогда, когда будет к нему готов. Я знаю немало примеров, когда малыши, умея читать с 2-3 лет, по-настоящему зачитали только ближе к шести годам. Так стоит ли торопить события?

В своей работе с детьми по обучению чтению я использую различные методики:

– азбуки, где каждая буква подкреплена опорной мнемонической картинкой: А – аист, Б – барабан и т.д. Для запоминания букв этот метод подходит, но для чтения – нет. Потому что дети могут усвоить, что М – это буква медведя, а А – буква аиста. Тогда непонятно, как из медведей и аистов получается слово МАМА;

– для старших дошколят традиционный способ обучения чтению, который используется в букварях. Ребёнок учится соединять отдельные звуки в слоги, а слоги – в слова, затем я даю последовательные упражнения на различные сочетания согласного и гласного: ма-ам, мо-ом, му-ум и т.д. Я считаю, что не нужно сначала представлять ребёнку все буквы алфавита, а уже потом показывать, как они соединяются друг с другом. У меня эти процессы идут параллельно, ведь даже из двух пар гласных и согласных можно «сложить» множество различных сочетаний. В этом «складывании» и заключается процесс чтения. Этот метод даёт возможность самому ребёнку сделать очень важный шаг: соединить буквы в склад, а склады – в слова;

– Кубики Зайцева. О них очень многие знают. Петербургский педагог Н.А. Зайцев придумал поместить склады на кубики и таблицы. Я окончила курсы по обучению детей чтению по методике Н.А. Зайцева.

У этой методики много плюсов. Дети в игровой форме сразу запоминают склад, сочетание букв. Очень хорошо эта методика подходит для левшей, которые легче воспринимают слово или склад целиком, а также для детей с нарушениями в эмоциональной сфере, аутичными чертами характера.

А минус, на мой взгляд, заключается в том, что ребёнку сразу предлагается готовый склад, лишая его возможности самому понять, как одна буква соединяется с другой. Из своего опыта могу сказать, что некоторые дети, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разобраться в составе слова, ведь они привыкли делить его на склады и никак иначе.

Хотелось бы поделиться своим мнением и о методике Павла Тюленева. Её автор считает, что складывать буквы в слова любой нормальный ребёнок сможет уже к году, а читать уже к двум годам. «Первым делом, – говорит П.Тюленев, – буквы. Остальные игрушки – потом». Трудно представить себе такую ситуацию для младенца. Ведь, таким образом, предлагается пропустить в развитии ребёнка не одну, а сразу две стадии – сенсорно-моторную и образную.

В заключении хотелось бы посоветовать молодым родителям не торопиться применять инновационные методики при обучении чтению. Что нам законы природы? Как говорила героиня детской сказки: «я издам новый закон природы». К сожалению, или к счастью, это ещё никому не удавалось. А ваш малыш должен самостоятельно с вашей поддержкой пройти все стадии психологического развития и только тогда он вырастет здоровым и всесторонне развитым, открытым и коммуникабельным, социально адаптированным к современной жизни.

Количество просмотров: 8495  

Добавить комментарий

Target Image
1. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей (из опыта работы Дома детского творчества «Центральный»)
2. Мир на кончиках пальцев
3. Музыкальные занятия в студии художественного творчества «Семицветик» как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
4. Специфика обучения детей с особыми образовательными потребностями на учебно-опытном участке Экологического центра ДДТ им. В. Дубинина
5. Содействие развитию и социализации особых детей: из опыта работы ЦРТДиЮ «Заельцовский»
6. Радость движения – путь к успеху! Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографической студии «Яблонька»
7. Раскрытие творческого потенциала детей с ОВЗ – наша задача!
8. «Живая» Метафора
9. Социальные сети в организации проектной деятельности: Организаторы Свободного Времени «Поколение будущего»
10. Чтение – вот лучшее умение
11. Традиции и сплоченность в родительском коллективе, или как привлечь родителей во внеурочную деятельность
12. Особенности формирования социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы