«Живая» Метафора

 
 

Сегеда Елена Аркадьевна,

педагог-хореограф высшей квалификационной категории
ДДТ «Первомайский» г. Новосибирска

 

«Живая» Метафора

На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов». Физические движения – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к главной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развития и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма. Танец – одно из эффективных средств развития эмоциональной сферы психики, активизации двигательного опыта и творческой фантазии, воображения, эстетического вкуса.

Мы можем предложить…

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки на занятиях ритмикой, ребенок овладевает двигательными навыками и умениями, приобретает опыт творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения, развивает внимание, волю, память, подвижность мыслительных процессов, творческое воображение, способность к импровизации в движении под музыку.

Главными компонентами авторской образовательной программы по танцевальной ритмике «Ритмика и танец» (в рамках комплексной программы школы художественно эстетического развития «Начало») для детей 7-11 лет являются следующие направления:

– Знания о танце и музыке. Разделы: «Танец и ритмика», «Основные понятия музыкальной терминологии».

– Практические умения и навыки. Разделы: «Танцевальная разминка», «Постановочная работа», «Репетиционная работа».

– Творческие способности и самореализация учащихся. Разделы: «Танцевальная импровизация», «Этюдная работа», «Развивающие игры».

Как ЭТО работает…

Чтобы было понятнее, мы сравниваем то,

что человек не знает, с тем, что он знает

«Сад историй» Ксиань и Янц

В процессе изучения движений разминки и элементов танцевальной лексики, этюдной работы и танцевальной импровизации, танцевальных композиций дети переживают на занятиях многообразие чувств и взаимоотношений. Метафора же, как вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения, помогает педагогу активизировать учебно-воспитательную деятельность учащихся.

Являясь языком правого полушария человеческого мозга, метафора заставляет работать образное мышление, включающееся при расшифровке скрытого смысла художественных аллегорий. Метафора пробуждает подсознательную часть психики, высвобождая творческие процессы, формируя активное воображение, более полно раскрывая личность человека с его чувственной, эмоциональной стороны. А эмоциональное самораскрытие способствует становлению личностных черт ребёнка, так как только через эмоциональные переживания нормы, правила и ценности общественной жизни становятся лично присущи человеку.

Проблема… Как же быть?

Большинство детей, начав обучение танцевальным дисциплинам, не осознают необходимости в правильной постановке корпуса, умении грамотно исполнить то или иное танцевальное движение; им чужды, а, следовательно, неприемлемы понятия «правильная постановка корпуса», «музыкальный размер» и т.д.

Возникает проблема: детям хочется быстро научиться танцевать, но само скрупулёзное разучивание любых по сложности движений эмоционально воспринимается ими между «тяжко» и «почти невозможно».

А вот так!

Зато им интересно играть, показывать свои школьные и житейские знания, находить знакомые образы и ощущения в незнакомых движениях.

Здесь и оправдывает себя надежда на разумное использование метафор. Педагогу необходимо найти ключевые слова, образы, подбирая выражения, понятные ребёнку, после чего дать ему почувствовать, что именно эти слова обозначают на практике. Вот тогда у детей появляется интерес исследователей и экспериментаторов: похож ли я на «весёлую Горошину» или «любопытную Черепаху»? Начинают получаться неудавшиеся ранее движения. Появляется стремление доказать, что всё получится.

С первых же занятий дети увлечены сказкой, с помощью которой корпус, ноги и руки приобретают правильную постановку, движения начинают попадать в музыку, лица учатся выражать разнообразные эмоции, а глаза горят желанием достичь всего возможного и невозможного. Сопереживая, ребёнок легко погружается в процесс правильного эмоционального исполнения заданных движений, направляемый увлекательным и, в то же время, тщательно выстроенным рассказом педагога, представляющим сложное сплетение наблюдений, обучающих действий, интуитивных подсказок.

Кроме того, для любого возраста, имеющего возможность влиять на маленьких детей, искусство рассказывания историй – это источник удовольствия. А любая деятельность, совершаемая с радостью и удовольствием, становится намного эффективнее. И соответственно, процессы обучения и воспитания, протекающие с радостью, становятся более эффективными и целенаправленными. Так метафора становится «волшебной палочкой» и помогает педагогу получить удовлетворение от его работы с детьми и предотвратить негативные эмоции детей.

Чем результативна такая методика?

– Вплетаясь органично в учебный процесс, метафора помогает осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, каждое движение, жест, поза должны выражать определенную мысль. И дети осознанно изучают азбуку выражения эмоций – выразительное движение.

– По отношению к занятиям у детей появляется интерес исследователей и экспериментаторов.

– Метафора активизирует воображение ребёнка, превращая его в источник силы самопознания.

– Использование метафор помогает в развитии эмоциональной сферы ребёнка.

Таким образом, назначением используемых в процессе обучения метафор является развитие ребёнка, вывод его на творческое поведение. С одной стороны, мы предлагаем ребёнку образец для подражания, с другой, предоставляем поле для фантазии и личного творчества.

Использование метафоры на занятиях танцевальной ритмики помогает в решении проблемы эмоционально-отрицательного отношения учащихся к изучению программного материала, повышает результативность учебно-воспитательного процесса.

Количество просмотров: 9068  

Добавить комментарий

Target Image
1. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей (из опыта работы Дома детского творчества «Центральный»)
2. Мир на кончиках пальцев
3. Музыкальные занятия в студии художественного творчества «Семицветик» как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
4. Специфика обучения детей с особыми образовательными потребностями на учебно-опытном участке Экологического центра ДДТ им. В. Дубинина
5. Содействие развитию и социализации особых детей: из опыта работы ЦРТДиЮ «Заельцовский»
6. Радость движения – путь к успеху! Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографической студии «Яблонька»
7. Раскрытие творческого потенциала детей с ОВЗ – наша задача!
8. «Живая» Метафора
9. Социальные сети в организации проектной деятельности: Организаторы Свободного Времени «Поколение будущего»
10. Чтение – вот лучшее умение
11. Традиции и сплоченность в родительском коллективе, или как привлечь родителей во внеурочную деятельность
12. Особенности формирования социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы