«Чтобы методическая служба соответствовала времени, мы не просто должны сопровождать процессы, а работать над их развитием»

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

 

«Чтобы методическая служба соответствовала времени, мы не просто должны сопровождать процессы, а работать над их развитием»

Введение ФГОС кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы. О целенаправленной системе методической работы по сопровождению ФГОС, создании необходимых условий для его внедрения и реализации рассказал Щербаненко Олег Николаевич – директор Городского центра развития образования Новосибирска, кандидат педагогических наук.

– Структура методической службы в Новосибирске, какая она? Есть ли отличие от других городов, регионов или по всей стране эта система единообразна? Методическое обеспечение реализации ФГОС осуществляется на уровне города, районов, учреждения… Какой уровень самый важный?

– У структуры методической службы принципиальных различий быть не может, мы все находимся в одной федеральной системе образования. Во главе угла стоит федеральная методическая служба, которая представлена соответствующим отделом при Академии повышения квалификации. В каждом регионе есть своя региональная служба. В основном, это самостоятельные учреждения, либо они находятся при Институтах повышения квалификации. Так, в Новосибирской области региональная методическая служба действует в содружестве с Институтом повышения квалификации. В каждом регионе есть муниципальные методические службы. Далее идут районные, которые, кстати, есть не во всех регионах. У нас они есть и представлены как подразделения Городского центра развития образования. Естественно, что в каждом учреждении есть своя методическая служба. Это базовый уровень, который определяет и качество образования, и профессионализм учителя. Потому что качество образования не может быть выше качества профессионального уровня учителя, воспитателя, методиста. Работая с преподавателями, руководителями на курсах, на семинарах мы вносим свой определенный вклад в повышение качества образования.

По объективным параметрам новосибирская муниципальная методическая служба повторяет ту структуру методической службы, которая существует во всей России. Но в нашем городе есть и отличия. Дело в том, что не везде в стране была сохранена инфраструктура. Многие в 90-годы её потеряли, и управляемость методической службой перешла с уровня муниципалитета на уровень образовательной организации.

Сегодня у нас достаточно строгая структура. Есть районные методические объединения при районных методических службах, городские (по самым ключевым предметам). Есть инфраструктурные центры, которые тоже осуществляют по уставному назначению, по приказам департамента образования методическую работу. Это – городские центры «Эгида», «Магистр», «Соло», «Юниор», «Виктория», «Планетарий», которые выполняют не управленческую, а методическую функцию. В каждой из этих организаций существует либо выделенная методическая служба, либо отдел. Они работают с педагогами или с педагогами и учащимися в вопросах повышения профессионализма педагогов, качества образования.

Любой педагог нуждается в том, чтобы выходить из локальных рамок и видеть, как он смотрится на фоне других организаций в районе, в городе. Поэтому мы проводим конкурсы инновационных проектов, каждый год участвуем в ярмарке «Учсиб». Мы видим, что учреждения заинтересованы и позиционируют себя в более широком пространстве. Это не чисто рыночный принцип продвижения своего продукта, ведь они не скрывают технологию его производства, а рассказывают, показывают, в чем принципиальное отличие продукта педагогического от продукта коммерческого. Педагог не может привлечь к себе ни потребителя услуг, ни учреждения, не показывая объективно свой уровень – участие в олимпиадах, в проектах федерального, регионального уровня.

Мы видим, что рейтинг учреждений образования Новосибирска достаточно высокий. В этом году из 13 учреждений, которые попали в Топ-500, десять – из города Новосибирска. А учащихся в Новосибирске и Новосибирской области примерно одинаковое количество. Во Всероссийской олимпиаде команда из Новосибирской области насчитывает 127 человек, 86 – из Новосибирска, 35 – из СУНЦ и 6 – из области. Все, что делается в городе, поддерживается методической службой и городским центром развития образования, как консолидирующим.

Задачи методической службы понятны – работать с педагогом, если это дополнительное образование – работать с детьми. Те задачи, которые ставит федеральный, региональный центр, департамент образования, мы должны интерпретировать и строить свою деятельность, исходя из этих задач. Мероприятий проводится много. План работы ГЦРО с учетом всех отделов (восьми районных филиалов или территориальных групп), более ста позиций. Эта большая служба требует и управляемости, и концептуального видения развития, и перспектив, куда мы должны прийти в конечном итоге. Думаю, программа развития муниципальной методической службы будет одной из частей общей программы развития муниципальной системы образования. Концептуальное видение должно быть связано с прогнозом всей системы образования. Мы должны понимать, ради чего мы это проводим? Не просто бег ради бега, а куда бег.

«Методическая служба – это не свободные художники…»

– Известно, что в настоящее время разрабатывается новая модель муниципальной методической службы Новосибирска. В чем ее суть, отличие от прежней?

– Сегодня мы разработали современную модель муниципальной методической службы, представили ее в департамент образования, думаю, что она будет утверждена. Мы ставим задачу не просто внутри ГЦРО выстроить более объективные отношения, но связать идеологически и организационно все методические подразделения. Модель муниципальной методической службы подразумевает не только координацию деятельности инфраструктурных центров по поводу ключевых событий (августовская конференция, отчет департамента в мэрии, министерстве, «Учсиб» и т.д.), но и ежедневную работу, которая должна консолидироваться не по тематическим мероприятиям, а по тематическим направлениям. Например, все городские центры ведут курсовую подготовку, мы можем посмотреть и сделать запрос: какие программы востребованы у руководителя, педагога и выстроить свою линию, исходя из возможностей.

ГЦРО, «Эгида», «Магистр» и другие – многопрофильные и многофункциональные центры. Нам нужно не просто координировать работу, чтобы развести мероприятия в разных центрах (это техническая сторона). Мы, с сохранением юридической самостоятельности, должны идти к содержательной синхронизации, чтобы работать на муниципальные проекты. Сегодня мы имеем пять проектов, которые ведет каждый центр.

Городские центры должны понимать, что мы работаем на качественный показатель. Не просто собираться раз в месяц и иметь план работы, а осознавать, что, складывая наши ресурсы, сохраняя самостоятельность в выборе жанров, сценарных вещей, мы идем по одной линии, в одной идеологии.

Мы создаем современную модель, учитывая и идеологические вещи. Например, российское движение школьников имеет не только идеологическое, но и педагогическое значение. Методическая служба должна четко держать руку на пульсе времени, чтобы в нужное время создать какую-то инфраструктуру, которая будет помогать, консультировать, искать какой-то опыт тем педагогам, которые занимаются новыми проектами. Появляется что-то новое и методическая служба, и инфраструктура должны и сами реагировать, и говорить управленцам, что необходимо принять такие-то решения. Мы готовим более 30 приказов департамента образования, потому что для продвижения идеологии необходимо управленческое решение, мониторинг, сбор информации. Методическая служба – это не свободные художники, а те люди, которые работают в определенном алгоритме, в схеме, которая жестко отслеживается.

Мы должны работать над процессами технологизации методической работы. Должны выбирать жанры. Например, насколько востребовано повышение квалификации? Оказывается, оно очень востребовано. НИИПКРО не покрывает всех потребностей.

Поэтому мы создали современную модель муниципальной методической службы Новосибирска, у нас есть схема, описание этой модели, как она будет выглядеть. Во главе департамент, затем идут инфраструктурные центры. Городской центр развития образования несет не управленческую, а координирующую функцию. Мы четко понимает, что эффективная работа невозможна без районных, школьных методических объединений. Выстроены пути взаимодействия, соподчиненности, но соподчиненность не такая вертикальная, как в управлении. Привлечено большое количество тех, кто с нами сотрудничает: издательства, НИИПКРО, областная методическая служба, Институт мониторинга, все инфраструктурные областные центры (ОблЦИТ, Центр по работе с одаренными детьми). С одной стороны, мы действуем внутри региональной системы, с другой стороны, муниципальная система образования и муниципальная методическая служба имеют свои задачи, свои полномочия, свою зону ответственности. Наша задача – более эффективно выстроить работу с этим большим количеством людей.

«Общество понимает, если строить перспективу, надо заботиться об образовании сегодня»

– Можно ли сказать, что все педагоги Новосибирска реализуют требования ФГОС? Есть ли уже первые значимые результаты внедрения новых стандартов? Какие проблемы возникают у педагогов? Основной круг вопросов, решаемый методической службой при реализации ФГОС?

– ФГОС – это не мероприятие, это процесс, который растянут с 2010 по 2020 годы. Уверен, что он и дальше будет продолжаться. Идет поэтапное вхождение: вначале начальные классы, средняя школа, дошкольные учреждения, старшие классы. Это смена идеологии. ФГОС – это три вида требований: к программе, к структуре, к условиям реализации. Эффективность новая. В конце года мы должны говорить не только об оценках (это формальное представление), но и том, идет ли развитие ребенка в зависимости от его возможностей.

Сказать однозначно, как реализуется ФГОС – хорошо или плохо, нельзя. ФГОС – это переход от предметно-информационной модели к ориентационно-компетентностной. Мы должны понимать, что формальные прикладные знания устаревают очень быстро, я не имею ввиду базовые, фундаментальные. Формирование компетенций – это и есть главная задача образования. Человек должен иметь возможность развития коммуникативных, информационных, аналитических, ассоциативных компетенций, чтобы самостоятельно воспринимать информацию, ее адоптировать к решению практической задачи, интерпретировать в любую практическую деятельность.

Есть формальные признаки перехода или неперехода на ФГОС. Методическая служба призвана консультировать, говорить об идеологии, но мы должны понимать, что в конце года подводится итог – идет развитие ребенка или нет, использует он свой потенциал или нет. Общепризнано, по формальным признакам наш город достаточно успешно реализует ФГОС. Это подтверждается успехами в олимпиадном движении, мы не выпадаем из первой пятерки. Сегодня очень актуально инженерное образование. Например, конкурс JuniorSkills как элемент формирования инженерного мышления, инженерного образа мысли. Школы быстро включились в этот процесс. Я думаю, что у нас успешно идет реализация ФГОС. Это подтверждено с учетом объективных показателей: начиная от успеваемости и заканчивая опросами родителей, учащихся старших классов, студентов первого курса.

У педагогов возникают определенные проблемы, но не содержательного характера, а, скорее всего, это перестройка философии, идеологии, психологии учителя. Педагог обязан понимать, что он не просто несет сумму знаний, а должен сформировать определенные компетенции. Обычно, 80% информации, которую дает школа, уходит в течение 3-5 лет. Это объективная реальность. А не уйдет другое. Рассказывая стихотворение, ребенок может его через пять лет не воспроизвести, но, когда он его рассказывал, работало образное мышление, нравственные, этические моменты, ассоциативное мышление, механическая память. Учитель должен понимать, что сегодня он потерял значение как эксклюзивного источника информации. Он должен быть навигатором, интерпретатором, консультантом в большей степени, человеком, который объясняет, консультирует. Школьники в городе почти на 100 % работают с компьютером. Сегодня добыть информацию несложно. Родительские собрания не для того, чтобы ругать ученика, а чтобы посоветоваться с родителями, как действовать в определенной ситуации. Мы должны понимать, что наш продукт с родителями единый – успешный, конкурентноспособный ребенок. И мы должны работать как единое целое. Есть определенные замеры: математическая, естественно-научная грамотность, скорость чтения и т.д. Они носят международный характер. По этим показателям впереди те страны, которые занимают лидирующее положение в росте валового внутреннего продукта: Китай, Сингапур, Финляндия, Тайвань. Потому что они обратили внимание на образование гораздо раньше, чем мы, понимая, что от образования не может быть экономического эффекта на завтрашний день, нужно думать о будущем. Если не заниматься образованием, не будет и экономического эффекта. Несмотря на все трудности, наше общество прекрасно понимает, что, если строить перспективу, надо заботиться об образовании сегодня.

«Самой востребованной формой повышения квалификации являются курсы по дополнительным профессиональным программам»

– Какие формы повышения квалификации в настоящее время наиболее востребованы?

– В современных социально-экономических условиях задача повышения квалификации руководящих и педагогических работников общего образования объективно стала одной из самых актуальных. Во-первых, не решив проблему переподготовки и повышения квалификации, невозможно модернизировать муниципальную систему образования, обеспечить подготовку выпускников школ, качество образования которых будет соответствовать потребностям современного общества. Во-вторых, необходимость реализации нового поколения образовательных стандартов.

В основе деятельности отдела повышения квалификации Городского центра развития образования современные подходы, которые базируются на принципах: компетентностно-деятельностного подхода, оперативности, доступности, индивидуализации образовательного процесса, непрерывности образования, ориентации на конечный результат, гибкости и мобильности, вариативности. 

В течение последних лет неуклонно увеличивается количество слушателей, прошедших курсы повышения квалификации на базе ГЦРО. Например, в 2015-2016 годах было обучено 1 136 человек. Хотя это не так много, по сравнению с НИИПКРО. В первую очередь, мы ориентируемся на программы, какие нужны педагогам. Для этого проводим серьезную аналитическую работу. Специалисты отдела изучают потенциальных слушателей, выделяют целевые группы, анализируют их образовательные потребности и под эти потребности разрабатывают адресные программы.

Сегодня наиболее актуальны и востребованы такие формы повышения квалификации: методические семинары, консультации для руководящих и педагогических работников, курсы повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам, обучающие семинары, стажировки. Самой востребованной формой повышения квалификации являются курсы по дополнительным профессиональным программам. Их особенностью является практическая направленность.

Огромный интерес вызывают обучающие семинары, когда мы ведем диалог со слушателями. Они позволяют в короткие сроки формировать актуальные профессиональные компетенции.

Результативна такая форма работы, как защита самостоятельных работ, особенно по завершении курсов. Есть библиографические обзоры, куда мы приглашаем наших партнеров из издательств, в основном, из Москвы. Они не просто рекламируют свою продукцию, но и дают раскладку, сколько учреждений в городе пользуются этим учебником. Мы пытаемся ориентироваться на запросы потребителя.

Наряду с традиционными, планируется развивать альтернативные формы непрерывного повышения квалификации: дистанционное обучение/ сопровождение, тематические стажировки, курсовая подготовка школьных педагогических команд.

– Как оценить работу методического сопровождения? Считаете ли Вы эффективной методическую службу Новосибирска?

– Я не могу оценивать работу всей методической службы Новосибирска. Скажу только о своем центре. Важным направлением ГЦРО является аналитическая деятельность и обобщение опыта. По завершении курсов повышения квалификации обязательно проводим закрытый анонимный опрос. Более 80% слушателей говорят о хорошем качестве курсовой подготовки. Это достаточно высокий показатель. И мы понимаем, что темы, которые предлагаем для обсуждения, актуальны и нужны людям, они помогают в их профессиональных затруднениях. На мероприятиях слушатели частично или полностью находят ответ на свой вопрос. Я считаю, что, говоря о работе ГЦРО, они оценивают всю работу методической муниципальной службы. Я не ожидал, что на 20-летие ГЦРО придет более 300 руководителей. Это тоже важный показатель, что мы нужны.

На производстве – технологи, в образовании – методисты

– Если сравнивать методическую службу сегодняшнюю с той, которая была 20 лет назад, что изменилось в методическом сопровождении педагогов? Какие проблемы актуальны сейчас?

– Я давно работаю в системе муниципального образования, поэтому могу сказать – разница в методическом сопровождении есть. В советское время это была часть идеалогизированной системы, которая работала не по профессиональным, а по идеологическим канонам. Например, воспитание на примере жизни В.И. Ленина. Понятно, что там были и профессиональные вопросы, но работа в профессиональном плане была вторична. Сегодня идеологические установки ушли, мы ведь не выполняем заказ какой-то политической партии, а в основном работаем по профессиональным категориям, критериям, показателям, индикаторам качества образования. Это принципиально важно.

Я не говорю о структурных изменениях, понятно, каждое время диктует свою структуру. Образование – вечная категория, детей всегда учили, воспитывали и были технологии, которые сопровождали этот процесс. В производственном отношении – это технологи, у нас – методисты, то есть люди, которые сопровождают, профессионально помогают, консультируют.

У нас столичный уровень образования по эффективности участия. Чтобы методическая служба соответствовала времени, а лучше опережала время и давала прогноз на пути развития образования, мы не просто должны сопровождать процессы, а поддерживать их.

Должна быть более четкая структура выстраивания методической службы от федерального к региональному уровню, от муниципального к локальному (школьному). Ведь базовая методическая служба находится в образовательной организации.

Для всего образования важен выбор кадрового профессионального потенциала. Уровень методистов должен быть выше уровня учителей. Сегодня это болезненный вопрос. Ведь средняя заработная плата методиста соответствует 18 часам учителя.

Одна из проблем – нагрузка учителя. Чем больше ведет учитель часов, тем это больше сказывается на качестве образования. Это не совсем методическая проблема, это проблема образования, но здесь все взаимосвязано.

Количество просмотров: 4310  

Добавить комментарий

Target Image