Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. В современных условиях информатизации всех сфер жизни общества главной задачей системы образования в целом является формирование критического мышления.
Информационные потоки в разных областях знания столь велики и столь стремительно растут, что современному образованному человеку просто невозможно держать в памяти нужные факты. Для того чтобы чувствовать себя комфортно, быть уверенным в правильности принимаемых решений и собственного выбора, очень важно уметь анализировать предлагаемую информацию, отделять факты от мнений, уметь анализировать с точки зрения их соответствия интересам личности и общества, нравственным ценностям.
Критическое мышление – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Оно отвечает за подготовку сознательных членов открытого общества, с оригинальной точкой зрения, умеющих обоснованно преподносить одну идею за другой, решать сложные проблемы, аргументировано вести спор [3].
«Согласно мнению современных педагогов и психологов, критическое мышление определяется как «разумное, рефлексивное», позволяющее объективно рассуждать, логично поступать в соответствии со здравым смыслом. Оно дает возможность посмотреть на вещи с разных точек зрения и отказаться от собственных предубеждений, прийти к новым возможностям решения проблем. Критическое мышление вырабатывает точку зрения по определенному вопросу, способности отстоять эту точку зрения логическими доводами, предусматривая внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление» [4].
Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.
Суть этой технологии очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». Известно, что при обучении усваивается 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 90% того, что человек делает сам. Так что «плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».
Основная идея технологии критического мышления заключается в создание атмосферы взаимодействия, при которой все активно работают, сознательно размышляют над проблемой, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения. При этом формируется умение не только осмысленно работать с информацией, анализировать ее, критически оценивать, но и осмысливать ее и применять [2].
Особенности технологии можно сформулировать следующим образом:
– Не объем знаний или количество информации является целью, а то, как люди умеют управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
– Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
– Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между психологом и родителями [5].
Но чтобы воспитать критически мыслящих детей, необходимо сначала раскрепостить и «завести» родителей. Одаренным детям особенно нужна поддержка родителей. Дети, обладающие повышенным познавательным интересом, способные к нестандартному мышлению, надоедающие взрослым своими постоянными вопросами, имеющие высокий уровень самостоятельности, часто не имеют взаимопонимания со своими родителями.
Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим [6].
Конечно же, самой известной и традиционной формой работы психолога с родителями является родительское собрание. Собрание, по традиции, проводящееся в конце четверти, иногда превращается в довольно скучную лекцию. Но при желании к любой традиции можно подойти с новаторскими идеями. Некоторое время я находилась в поиске приемов и методов, которые позволили бы воспринимать родительское собрание не как обременительный процесс, а как жизненно необходимое явление.
Перебрав достаточно большое количество методов, мы остановились на технологии развития критического мышления. Работа в группах над определенной проблемой, с применением приемов критического мышления особенно актуальна в работе с данной категорией родителей. Необходимо, не забывать о том, что родители одаренных детей в той же мере отличаются от обычных родителей, как и сами их необыкновенные дети. Не будет преувеличением сказать, что многие родители одаренных детей нередко сами талантливы именно в качестве родителей. Как правило, они достаточно образованны и почти всегда имеют высшее образование. И прежде всего, нуждаются в том, чтобы предлагаемая им информация была актуальной, интересной, доступной, соотносилась с их опытом и обстоятельствами реальной жизни [6]. Приемы критического мышления дают возможность психологу сделать таких родителей своими союзниками, помогают организовать разнообразное, интересное взаимодействие с ними, живую дискуссию, в процессе которой родители почерпнут необходимую информацию, поделятся своим опытом и при необходимости смогут что-либо изменить после данной встречи в системе воспитания своего ребёнка.
Еще одна главная, практически обязательная особенность семьи любого одаренного ребенка — повышенное, иногда даже фанатичное внимание к развитию своего ребенка [6]. И здесь методы критического мышления направлены на то, чтобы помочь родителям понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Технология критического мышления дает возможность родителям посмотреть на вещи с разных точек зрения и отказаться от собственных предубеждений, прийти к новым возможностям решения проблем. Родитель учится не воспринимать информацию как самодостаточную, а относится к ней критически: сравнивает, оценивает, выбирает и несет ответственность за свой выбор. Ничто не воспринимается на веру — все ставится под сомнение, при этом взрослый остается открытым для нового знания и встречает единомышленников со схожими проблемами, как и у него.
Родители «одаренных», как и все остальные родители на свете, очень любят своих детей, но сверх того они еще, что называется, «ставят» на ребенка. Поэтому, как правило, у них присутствует страх, того, что их «чадо» может с чем-нибудь не справиться, и у него может что-нибудь не получиться и все их планы могут рухнуть. Вследствие этого, любая информация в отношении их ребенка воспринимается ими с опаской. [6]. На собрании с применением приемов критического мышления психолог не дает советов и жестких рекомендаций, не констатирует в твердой форме трудности, которые имеет ребенок. Его роль сводится к роли координатора, который помогает, подсказывает направление, но никак не преподносит готовую проблему и решение. Психолог создает условия для того, чтобы родители сами конструировали этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сами отслеживали направления в решении проблемы, сами приходили к определенным выводам и определяли конечный результат. А то, что наработано самостоятельно, и усваивается лучше, и не вызывает опасения и отторжения.
Но имеются и определенные риски. Если вы решите попробовать, то не ожидайте слишком многого от первого раза. Особенно если класс сформирован только в этом году или он имеет классного руководителя «старой закалки». В этом случае особенно важно правильно начать и не отпугнуть непривычной формой. Возможно, кто-то категорически откажется заниматься «этой ерундой». Такому скептику можно предложить посидеть за отдельной партой, послушать мнения групп и, может быть, высказать свое суждение по ходу выступлений.
При делении родителей на группы нужно учитывать, насколько долго и хорошо они знакомы между собой. Самый простой и неинтересный способ – объединиться в четверки. Для этого пары, сидящие за первой, третьей, пятой партами, просто разворачиваются лицом к тем, кто сидит за ними. Так можно поступить, когда родители пассивны и пока настороженно относятся к вашим предложениям. Если же взрослые, заполнившие класс, уже давно общаются и сложились сообщества симпатизирующих друг другу людей, пусть объединятся по этому принципу. В этом случае нужно лишь следить, чтобы в стороне не остался какой-нибудь робкий папа, который впервые оказался на собрании.
Чтобы исключить досадные случайности, можно использовать хорошо себя зарекомендовавший способ деления: разрезать несколько открыток на столько частей, сколько будет людей в группе. Вы раздаете всем по фрагменту, и каждому остается только найти обладателей недостающих элементов «мозаики». Этот способ хорош еще и тем, что позволяет сбросить напряжение, пройтись по классу в процессе поисков и даже новичкам почувствовать себя «своими». Делить родителей можно по цветам, по конфеткам, по фигуркам и так далее. При делении на группы целесообразно проследить за тем, чтобы в составе каждой были родители с разным образовательным уровнем.
В основе технологии развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызов, стадия осмысление и рефлексия. Такая структура, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия информации: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой
информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить [4].
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, мы можем планировать собрание в соответствии с уровнем психологической готовности родителей. Возможность комбинирования приемов имеет немаловажное значение и для самого психолога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Рассмотрим стадии и приемы критического мышления более подробно [5].
Первая стадия в этой технологии – вызов. Ее задачи: актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации. Для запуска этих процессов необходим толчок (интрига), которым может стать, например, результат анкетирования детей на уровень проблем взаимодействия с родителями или распечатка обсуждения проблемы воспитания на родительском форуме в интернете, представленная вниманию присутствующих. После объявления темы собрания и действий психолога «по интригованию» родителей разделяют на группы.
По сути, вызов является решающим в том смысле, что задает темп и тон урока. Именно на этом этапе дается положительная мотивация, формируется интерес. Еще один важный момент: стадия вызова призвана активизировать всех родителей. Если раньше пассивные родители оставались в стороне, предоставляя возможность более активным поучаствовать, то теперь это исключено. Каждый родитель принимает участие в работе. И задача психолога: помочь систематизировать уже накопленный опыт по данной теме, увидеть нестыковки, неясности, пробелы и определить круг вопросов, которые требуют разрешения.
Приемы разные — многие сочетают этапы индивидуальной и групповой работы, что важно для активизации всех родителей. Важное условие всех приемов стадии вызова: никакой критики и никакого анализа! Родители могут высказывать свои мнения и предположения, не стесняясь, не боясь ошибиться. На данном этапе идет простой набор всех идей и предложений. А все ошибки, неточности будут исправляться уже в ходе собрания. Именно это позволяет родителям самим увидеть свои недочеты, научится строить логические цепочки от "старого к новому" видеть взаимосвязь, учит использовать накопленный опыт для решения новых задач.
Функции стадии “Вызова”:
– мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к постановке и способам реализации цели);
– информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по проблеме);
– коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Система приемов организации стадии “Вызова” включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работы.
Приемы, используемые на стадии вызов: «Кластер», «Корзина идей», «Денотатный граф», «Дерево предсказаний», «Верные, неверные утверждения», «Ассоциации», «Перепутанные цепочки», «Ключевые слова», «Круги по воде», «Мозговой штурм».
В статье перечислены не все методы и приёмы организации стадии вызова. Но перечисленные уже проверены практикой и могут быть применены на собрании. Психолог может использовать какой-то «фирменный», созданный им самим приём. Главное в технологии развития критического мышления – не средства, а идеология. Всё, что способствует активной самостоятельной целеполагающей деятельности учащихся на стадии вызова, что придаёт осмысленный характер их деятельности на уроке, имеет право на существование. Нужно только иметь в виду, что выбранная вами форма работы должна предполагать возврат к сформулированным целям и проблемам на стадии рефлексии. То есть она должна давать возможность оценить то, что было достигнуто. То, что узнали и чему научились ваши воспитанники.
Второй этап – осмысление.
Данный этап направлен на поиск стратегий решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности, то есть теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения, сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от «старого» знания к «новому».
Задачи:
– получение новой информации, ее осмысление;
– соотнесение новой информации с собственными знаниями. Родители сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
– поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Итак, стадия осмысления — это получение учащимися новой информации и работа с ней.
Функции этой стадии:
Информационная. Родители получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется.
Систематизирующая. Все приемы стадии осмысления направлены на то, чтобы родители не просто освоили пласт новой информации, но и смогли систематизировать его, так сказать, "разложить по полочкам" в своей памяти.
Приемы на стадии осмысления: «Фишбоун» или «Рыбий скелет», «Плюс – минус – интересно», «Ладошка Вира», Метод Уолта Диснея, Диаграмма Вена, Метод «Шесть шляп мышления» (Де Боно), «Бортовой журнал», «Генераторы и критики», «Идея», "Кубик Блума".
Третий этап – рефлексия (размышление). Подведение итогов тому, что рассматривали.
На этом этапе происходит закрепление нового знания, «присвоение» его и формирование на его основе своего аргументированного представления об изучаемой проблеме.
Задачи:
– выражение новых идей и информации собственными словами;
– целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между родителями друг с другом и психологом;
– анализ всего родительского собрания;
– выработка у каждого родителя собственного отношения к рассматриваемой проблеме и его повторная проблематизация, новый «вызов».
Функции:
– Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
– Информационная (приобретение нового знания)
– Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
– Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
Приемы на стадии рефлексии:
I. Рефлексия самовыражения.
Формирование целостного осмысление, обобщение полученной информации, определение собственного отношения к рассматриваемой проблеме.
«Синквейн»
«Диаманта»
"Пять пальцев"
Sandwich «Сэндвич похвалы»
«Пятиминутное эссе»
1) Написать, что нового узнали на мероприятии.
2) Задать вопрос, на который не получил ответа.
II. Эмоциональная рефлексия оценивает настроение, эмоциональное восприятие проведенного собрания. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно". Данный вид рефлексии помогает оценить общее настроение родителей.
III. Рефлексия полученной информации дает возможность родителям осознать содержание рассмотренного материала, нужность его применения и использования.
«Портфель, Мясорубка, Корзина»
IV. Рефлексия оценивания и подведения итогов работы. Этот тип рефлексии помогает оценить эффективность собственной деятельности на собрании.
«Притча про мудреца»
Фразеологизм или пословица
В завершении предлагаем Вашему вниманию пакет рекомендаций по использованию приемов критического мышления на родительском собрании:
1) Тщательно продумывайте и выбирайте прием для каждой стадии собрания (вызов, осмысление, рефлексия).
2) Четко определяйте цель и задачи не только собрания, но и каждой стадии.
3) Применяйте не более пяти приемов в одном собрании. В противном случае работа будет неэффективной. / Multum inparvo – «Многое в малом»/
4) Используйте методы и приемы в соответствии с уровнем родителей.
5) Чётко рассчитывайте хронометраж собрания. При использование какой-либо приёма впервые, лучше предусмотреть резерв времени.
6) Применяйте каждый прием осмысленно (не просто приём ради приёма).
7) Продумывайте логичный переход от одного приема к другому.
8) Всегда обсуждайте и завершайте любой приём.
10) Планируйте приёмы, позволяющие включить всех родителей.
11) Соблюдайте принцип: психолог – координатор, а не источник знаний.
12) Органично вписывайте приемы в ход мероприятия. Прием должен помочь усвоить материал, а не запутать родителей.
Список литературы:
1. Агапов И. А. Учимся продуктивно мыслить. – М.: Про-Пресс, 2001-246с.
2. С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.
4. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. - 192 с.
5. Клустер Дэвид “Что такое критическое мышление?” ИД “Первое сентября”, газета “История” №29/2002.
6. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. – 2002. – № 2.
7. Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — 181-184с.
8. Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 1998г.Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”. М., 1996-96с.
9. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006, №19.
10. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. (Серия «Методическая библиотека»)
11. kmspb.narod.ru/posobie/priem.htm Приёмы технологии развития критического мышления.