Анализ IT-рынка, проведенный за последние 5 лет, позволяет сделать вывод о недостатке специалистов данного направления. Каков рейтинг России по основным показателям с точки зрения информационно-коммуникационных технологий, какова динамика развития? Если в 2012 году Россия занимала 88 место (по данным рейтинга конкурентоспособности 142 стран мира, подготовлен Всемирным экономическим форумом) [1], то к началу 2017 года – 41 позиция (по данным Международного союза электросвязи, отчет «Факты и цифры, касающиеся ИКТ, 2016 год») [2]. Прогресс, как говорится, на лицо, но его объемы явно недостаточны. Аналитика – это не единственный путь, позволяющий выявить проблему нехватки IT-специалистов. В силу внешних факторов, в нашей стране на уровне правительства в экономической области взят курс на создание максимально самодостаточного государства. А это, в первую очередь, сильная промышленность в сочетании с высоким уровнем развития информационно-коммуникационных технологий. Что сдерживает развитие IT-направления в России? Одной из главных проблем называют дефицит кадров и недостаточный уровень подготовки специалистов.
Современная школа не остается сторонним наблюдателем сложившейся ситуации и посредством элективного образования оказывает действенную помощь в профессиональном самоопределении своих воспитанников, показывает разнообразие данного направления, сферы применения, степень востребованности.
С этой целью в МБОУ «Лицей № 113» был разработан элективный курс «Инженерные технологии» для 6-7 класса. Он состоит из четырех взаимно дополняющих модулей:
– лаборатория робототехники;
– школа программирования;
– наглядная геометрия;
– конструирование на плоскости и в пространстве.
Подробнее хотелось бы остановиться на модуле «Школа программирования». Почему именно программирование? Данный раздел в школьном курсе информатики изучается в 9 классе. Уже по окончании 9 класса есть инструмент, позволяющий увидеть, насколько хорошо изучен тот или другой раздел (это в условиях, что информатику сдают по выбору те ребята, которые считают себя «знающими»). К сожалению, статистика гласит, что традиционно низкий процент выполнения на ОГЭ по информатике – это задания именно по программированию. Создатели курса «ИТ» поставили цель пропедевтическим модулем «программирование» создать условия для формирования начальных навыков в программировании, создании блок-схем.
Темы, изучаемые в рамках полугодового модуля:
1. Виды циклов.
2. Критерии выбора циклов.
3. Создание цикла с увеличивающимся счетчиком.
4. Применение цикла с увеличивающимся счетчиком.
5. Создание цикла с уменьшающимся счетчиком.
6. Применение цикла с уменьшающимся счетчиком.
7. Создаем цикл с предусловием.
8. Применяем цикл с предусловием.
9. Создаем цикл с постусловием.
10. Применяем цикл с постусловием.
11. Конструируем ветвление в цикле.
12. Блок-схема ветвления в цикле.
13. Цикл в цикле.
14. Способы реализации цикла в цикле.
15. Выполнение проекта: "Я - инженер-программист"
16. Презентация проектов.
17. Презентация буклетов о программировании.
18. Подведение итогов изучения курса.
Хотелось бы отметить возможность изучения предложенных тем на примере любого исполнителя имеющегося в арсенале учителя. Занятия элективного курса «Инженерные технологии» строятся по требованиям ФГОС ООО, используются методические рекомендации по реализации системно-деятельностного подхода в образовании, а именно: учитель перестает быть транслятором знаний, каждое занятие становится шагом к очередному открытию для ребят.
Говоря об отличиях традиционной системы, следует отметить, в начале занятия учитель не сообщает тему, а лишь предлагает задание, справиться с которым участники, априори, могут только частично, из чего и формируется проблемная ситуация, определяются границы знания – не знания и озвучиваются ребятами вербально. Вся проделанная работа позволяет сформулировать учебные задачи, определить цель и сформулировать тему занятия. Затем (зная цель), учениками же, строятся гипотезы, предлагаются решения, разрабатывается план действий, который, при грамотной направляющей со стороны учителя, приводит к определенному результату.
Не смотря на то, что внеурочная деятельность – процесс безоценочный, этап рефлексии в конце занятия является обязательным. О самооценивании и рефлексии хотелось бы сказать, что это самая наработанная и при этом самая не простая деятельность ученика. Критерии самооценивания многократно обсуждены и хорошо известны каждому, но как «быть у колодца, а воды не напиться», как в позиции «своя рука владыка» справиться с искушением и проявить объективность при самооценивании? Как правило, учителю не приходится вмешиваться, справиться с искушением помогают недремлющие одноклассники с корректной, здоровой критичностью.
При необходимости, вспоминаем критерии полноценного самооценивания и взаимооценивания:
1. В чем заключалось задание?
2. Удалось получить результат?
3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой?
4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью?
5. Делаем вывод с комментарием «Сегодня я не справился, т.к. …», «Я справился, но мог бы лучше сделать…», «Я хорошо справился, но было бы лучше, если…», «Я очень доволен результатами своей работы, потому что …»?
По завершении изучения модуля «программирование» каждый учащийся создает проект, а затем презентует его одноклассникам, а самые интересные – ребятам своей параллели в рамках лицейской конференции.
В 8 классе логичным продолжением пропедевтического модуля «Школа программирования» является курс «Программирование», рассчитанный на 2 года обучения (по 1 ч. в неделю), реализуемый за счет лицейского компонента, где ведется изучение высокоуровневого языка.
В заключении следует сказать, что индустрия программного обеспечения – бурно развивающаяся область современной российской и мировой экономики, а программное обеспечение – важнейшая составляющая информационных систем. Наша работа в направлении программирования нацелена на взращивание будущих технических специалистов, квалифицированных разработчиков, архитекторов программного обеспечения и др. востребованных специалистов.
Список литературы: