Лекомцева Глафира Юрьевна,

учитель черчения высшей квалификационной категории

МБОУ Игринская СОШ № 4 п. Игра Удмуртской Республики

 
Экологическая кладовая писателей: экобиблиографическое пособие для детей и взрослых

Данное методическое пособие является одним из продуктов работы образовательного учреждения в рамках Дней защиты от экологической опасности. «Экологическая кладовая писателей» представляет собой библиографическое пособие, которое нацелено на популяризацию природоведческой литературы. В экологическую азбуку вошли книги от "А" до "Я" о природе, экологических проблемах, а также те книги, которые находятся в фонде школьного информационно-библиотечного центра. Каждое издание представлено в наиболее полном виде: название, автор, краткое содержание каждой книги и красочная обложка. Мы представили 85 книг.

Уникальность проекта в том, что пособие содержит алфавитный указатель: это фотографии букв, которые изготовили сами участники из бросового материала.

Данное пособие может быть использовано преподавателями как дополнительный материал на уроках естественного цикла, внеурочных занятиях в рамках ФГОС нового поколения, факультативах, кружках, а также школьниками в качестве дополнительного материала при подготовке к урокам «Окружающий мир», «Биология» и «Экология». Также «Экологическая кладовая писателей» поможет и старшеклассникам при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе и ЕГЭ по русскому языку и литературе. Это обусловлено тем, что в последнее время учащимся на экзаменах предлагают всё больше тем и текстов, связанных с экологией.

Оно будет интересно всем категориям пользователей, особенно любителям природы и людям, не равнодушным к судьбе природоохранных территорий. Надеемся, что наш указатель станет хорошим подспорьем для учащихся в написании докладов, рефератов, сообщений и др. работ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Человек и природа. Эта тема никогда не теряет своей актуальности. Экологические идеи проникли и в художественную литературу. О проблемах взаимосвязи человека и природы говорили как писатели прошлых веков, так и современности. Художественная литература дает представление читателям о том, что ценность природы не исчерпывается богатством ее ресурсов. Природа входит органической частью в понятие «Родина».

В художественных произведениях важны не только научные факты и обобщения, но и те мысли и чувства, которые возникают в связи с этим у героев и читателей. Эта литература способствует воспитанию морально-этического отношения к природе.

В библиографическом пособии «Экологическая кладовая писателей» мы предлагаем вам познакомиться с рекомендательным списком художественной литературой, поднимающей так или иначе вопросы экологии, вопросы бережного отношения к природе.

В рамках Дней защиты от экологической опасности с 15 апреля по 5 июня в школе стартовал уникальный проект «Экологическая азбука». Идея проекта была в том, что участники проходят три этапа:

первый – создание букв азбуки из бросового материала, который может загрязнить природу;

второй – подбор книг о природе, экологии, которые находятся в школьном информационно-библиотечном центре на определенную букву;

третий – творческая презентация – аннотация книг, которые прочитали.

«Экологическая азбука» – проект по созданию 33 объектов (объемно-художественных композиций) − букв, каждая из которых своим рисунком, конструкцией, материалом отражает тот или иной аспект экологической кладовой.

Новизна проекта, прежде всего, в том, что проект объединил творческих учеников, родителей и учителей школы, владеющих какой-либо техникой декоративно-прикладного искусства. Мастера выполнили буквы из разного материала: это пластиковые бутылки, пуговицы, ленты, старые нитки, упаковка от продуктов, старые фломастеры, трубочки и колпачки, газеты, фантики и другие предметы, от которых многие пытаются избавиться, выбрасывая в мусорное ведро, тем самым нанося удар природе и даже не догадываясь, какие возможности несёт этот материал для творчества. А люди с воображением и творческой жилкой делают из этого всего уникальные шедевры.

Таким образом, «Экологическая азбука» превратилась в библиографическое пособие, предназначенное для учащихся разного возраста и их родителей с целью знакомства с произведениями художественной литературы по экологии. В пособие вошли замечательные истории, рассказы, сказки, энциклопедии, художественная ценность и занимательность которых не вызывают сомнений.

Наш проект нацелен на создание библиографического пособия по экологии.

Для реализации нашей цели мы поставили перед собой задачи: использовать бросовый материала в изготовлении макетов букв азбуки; изучить художественные произведения о природе, экологии, которые находятся в школьном информационно-библиотечном центре; презентовать книги в соответствии с экологической азбукой.

Данное информационное пособие является своеобразным навигатором, который необходим каждому читателю в его плавании по экологической литературе. И если у вас появились вопросы: Как охраняются главные природные ресурсы: воздух, вода, почва, растительный и животный мир? Какую роль в охране живой природы играют заповедники, зоопарки и ботанические сады? Какую помощь взрослым могут оказать школьники в охране окружающей среды, то на них ответят книги, представленные в библиографическом пособии «Экологическая кладовая писателей».

СОДЕРЖАНИЕ

На основании опыта работы предлагаем алгоритм реализации проекта.

Цель: Объединение участников образовательного процесса в единую социально значимую деятельность.

Участники проекта: Учащиеся, родители, учителя.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: социально-творческий.

По содержанию – интегративный.

По характеру участия учащихся в проекте – от зарождения идеи и до получения результата.

По характеру контактов – в контакте с семьей.

По количеству участников – коллективно- групповой, разновозрастный

По продолжительности – долгосрочный.

Сроки и этапы реализации Проекта:

1 этап – Подготовительный (февраль).

Цель: Донести до участников проекта важность проекта.

Погружение в проект участников образовательного процесса.

2 этап – Практический (март-июль).

Цель: Создание развивающей среды для продуктивной деятельности.

Организация и осуществление творческо-поисковой деятельности.

3 этап – Аналитический (сентябрь).

Цель: Презентация результатов.

Подведение итогов реализации Проекта.

Основные мероприятия по реализации проекта

Планируемые мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительная работа

Заседание Совета образовательного учреждения по рассмотрения вопроса участие в мероприятиях «Дней защиты от  экологической опасности». Продукт деятельности. Мозговой штурм.

Февраль 2015 г.

Лекомцева Г.Ю., зам. директора по ВР

Нахождение педагогов-единомышленников.

Февраль 2015 г.

зам. директора по ВР

Разработка проекта « Экологическая азбука»

 Февраль 2015 г.

зам. директора по ВР

Регистрация участников проекта. Выбор объекта для творческой деятельности (выбор букв)

 Февраль 2015 г.

зам. директора по ВР

Старт – программа проекта «Экологическая  азбука».

Донести до участников проекта важность  проекта.

Погружение в проект участников образовательного процесса.

 Февраль 2015 г.

зам. директора по ВР

Практический этап

Выбор бросового материала для создания буквы «Экологической азбуки»

Март – апрель

Участники проекта

Творческая деятельность участников Проекта

Март – июль 

Участники проекта

Изучение фонда школьного   информационно-библиотечного центра на  наличие литературы о природе, экологии.

Июнь – август

Участники проекта

Презентация книг в соответствии с экологической азбукой.

Июнь – август

Участники проекта

Аналитический

Подготовка к презентации букв  и информационной справки по объекту для путеводителя «Экологическая Азбука»

Август

Участники проекта

Открытие выставки « Экологическая азбука»

1 сентября

Заместитель директора по ВР, участники проекта

Проведение круглого стола для участников проекта.

15 сентября

Руководитель проекта

Подготовка экскурсоводов по объемно-художественной выставке «экологическая азбука»

Октябрь

Руководитель проекта

Передвижная выставка «Экологическая азбука», «Экологическая кладовая писателей»

Октябрь  2015г

Сентябрь 2016 года

Руководитель проекта

Использование проекта «Экологическая азбука» в урочной и внеурочной деятельности».

Проведение музейных уроков.

Проведение классных часов.

Старт – проекта «Экологическая кладовая писателей».

Использование фотографий букв азбуки в экобиблиографическом указателе.

Октябрь  2015г

Сентябрь 2016 года

Заместитель директора по ВР, учителя предметники. Классные руководители

Ожидаемые результаты Проекта

1. Объединить участников образовательного процесса в единую социально значимую деятельность.

2. Вызвать у детей познавательный интерес и уважение к истории своего поселка.

3. Принять участие в мероприятиях «Дней защиты от экологической опасности».

4. Помочь приобрести школьникам опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах.

5. Создать воспитательное пространство для активного приобщения ребенка к духовно- нравственному воспитанию.

6. Организовать разнообразные формы учебной и внеурочной деятельности.

Количественные и качественные показатели реализации Проекта

Результаты проекта

Количественные показатели

Создание объемно-художественных композиций, букв «Экологической азбуки»

33 букв

Объединение участников образовательного процесса в единую социально значимую деятельность.

327 человек

Участие в мероприятиях «Дней защиты от экологической опасности»

Проект оценили жители поселка

Создано экобиблиографическое пособие для детей и взрослых.

Создан путеводитель в бумажном и электронном варианте

Организованно передвижных выставок

15

Проведено 40 библиотечных уроков

Охват 900 человек

Проведено 36 классных часов

Охват 789 человек

Подготовлено экскурсоводов

20 человек

Фотографии букв использованы в экобиблиографическом указателе

http://ru.calameo.com/read/004640437709e98148b91

http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/vospitanie/209977-metodicheskoe-posobie-po-jekologicheskomu-vos.html

Приложение. «Экологическая кладовая писателей»: библиографическое пособие по экологии