«Всё идет в свой черед». Городской демографический календарь в Сибири второй половины XIX – начала XX в.

Зверев Владимир Александрович

В начале 2000-х гг. автор настоящей статьи предложил внести в словарь социальной истории, культурологии, этнологии, демографии понятие народного демографического календаря [9]. Народный демографический календарь (НДК) определяется мною как общепринятый в конкретной социальной среде, объективно и субъективно обусловленный устойчивый способ хронологической организации в течение календарного года демографического поведения людей как составной части их биосоциального образа жизни, а также производных от этого поведения демографических событий, социально-демографических и социокультурных процессов.

«Известно, откуда, если хохлы…»: о проявлениях локальной идентичности современных горожан

Красильникова Екатерина Ивановна

В 1929–1930 гг. городская черта Новосибирска существенно расширилась за счет включения в городскую территорию нескольких сельских населенных пунктов, к числу которых относилась деревня Усть-Иня. Значительная часть населения Усть-Ини восприняла присоединение их деревни к городу резко негативно. Крестьяне отказывались дать согласие на расширение городской черты за счет их поселения, поэтому передел городской территории состоялся только через решение суда.

«Татары Сибири» или «Сибирские татары»?  Научные дискуссии и проблема самоопределения коренного этноса Западной Сибири в начале XXI в.

Татарникова Анна Ивановна

В последние десятилетия у многочисленных народов, проживающих на территории современной России, наблюдается повышенный интерес к «своей» истории, культуре, стремление к возрождению и этническому сплочению на основе общего прошлого, обычаев и традиций. Данные процессы коснулись и татарского населения страны. Представители татарской интеллигенции встревожены постепенной утратой языка, культуры, «растворением» и «обезличиванием» татарского этноса в общей массе народов России и мира.

Проблемы и потребности народного образования в представлении уездных распорядительных комитетов Томской губернии в 1914 г.

Почеревин Евгений Владимирович

Система начального обучения на территории Западной Сибири и, в частности, Томской губ., её реформирование в конце XIX – начале XX в. плодотворно изучались рядом исследователей. Следует отметить недавно изданный комплексный труд К. Е. Зверевой и В. А. Зверева, характеризующий состояние сельского начального образования в регионе [4]. В работах М.П. Войтеховской [1], О.А. Голиковой [2] рассмотрены функционирование ключевых правительственных органов, действия учреждений Западно-Сибирского учебного округа, губернского и городского уровней власти.

«Почетная задача по восстановлению здоровья больных и раненных бойцов…». Обзор архивных документов о сотрудниках эвакогоспиталей, развернутых в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны

Шарухина Екатерина Владимировна

4 октября 1941 года было издано постановление Новосибирского горисполкома № 889, которое обязывало секретарей райкомов и председателей райисполкомов «всемерно усилить работу по организации эвакогоспиталей <…>, добиваясь образцовой постановки работы в эвакогоспиталях по оказанию медицинской помощи и социально-культурного обслуживания раненых»[1].

Восприятие современниками событий Февраля 1917 года (по материалам фондов музея Железнодорожного района)

Котович Лидия Владимировна

События Февраля 1917 г., которые стали «ключевой для России исторической развилкой» [1, с. 91], на протяжении столетия привлекают внимание россиян. Региональная печать в первые дни марта 1917 года сообщала о событиях в Петрограде. Так, «Вестник Красноярского городского общественного управления» писал, что в России произошел государственный переворот (здесь и далее выделено мною – Л.К.), который «по всей России был встречен ликованием народа.

Как памятник императору Александру III

Кузменкина Людмила Анатольевна

Кто бывал в Новосибирске, не мог не заметить этот красивейший памятник архитектуры, особенно если прибываешь в столицу Сибири на поезде. Как только въезжаешь в город, сразу открывается вид на Александро-Невский собор. Когда-то это было самое первое каменное здание в поселке и, естественно, самое красивое. Но и сегодня, как говорят специалисты, «собор имеет важное градоформирующее значение, делает панораму города узнаваемой».

Донская казачка

Громова Ольга Алексеевна

Невольно душа тянется ко всему, с чем связана судьба моей бабушки, живущей в местности, так хорошо описанной в своих произведениях М. А. Шолоховым. Со страниц «Тихого Дона», «Поднятой целины» передо мной возникают знакомые пейзажи, и становиться более понятной жизнь людей, прошедших войну, выдержавших все тяжести послевоенного времени, поднимавших на своих плечах целину. В чертах шолоховских героев узнаю свою бабушку, донскую казачку, которая для меня является примером сильной личности. Воспоминаниями о жизни бабушки я хочу поделиться.

«Народный музыкант земли русской». История признания

Сергеев Константин Валерьевич

 У каждого в жизни был кумир. Человек, которым мы восхищаемся, гордимся, хотим быть похожи. Каждый раз, когда ты думаешь о том, как этот человек добился признания, начинаешь задумываться, представляя, что ждет тебя в будущем, кем ты станешь. Однако мечты – это лишь малая часть успеха, ведь для того, чтобы добиться высот, необходимо много стараний, вне зависимости от наличия таланта. Так, кому-то признание достаётся легко, а кто-то и вовсе его не добивается. Но бывают случаи, когда успех словно поджидал тебя, ждал момента, чтобы проявиться. 

В поисках лучшей жизни: воспоминания Федора Андреевича Гнибеды о деревенском детстве

Гумиров Тимур Фанильевич

«История – это союз между умершими, живыми и еще не родившимися». Эти слова принадлежат английскому публицисту эпохи Просвещения и одному из основоположников консерватизма Эдмунду Бёрку (1729–1797). Рано или поздно каждый человек начинает задаваться вопросами: «Кто были мои предки?», «Чем они занимались, как жили?» и т. д. Ответы на подобные вопросы люди получают разными способами: можно работать с архивными материалами, знакомиться с исследовательской литературой, а можно самим стать косвенными создателями истории, расспрашивая и фиксируя воспоминания своих родственников, знакомых об их прошлом.

Гадание под рождество. Из воспоминаний о детстве и юности в Причулымье

Фельк-Лоос (Шишкова) Екатерина Карловна

Нас три сестры в деревенской семье: Мария, Екатерина, Татьяна. Я средняя. Как говорил мой отец – золотая «рыжая» середина.
Эта история случилась, когда Маше было 17 лет, мне 16, а Тане 15.
Под Рождество положено гадать... Как все воспитанные девицы, слушались мы бабушку свою. Она подбоченясь стояла перед нами и отчитывала:
– Сидите, как квашни... Так просидите всё... Гадать сегодня надобно вам! Эээээх... – протянула она с упрёком. – Да если бы я молодой была, сидела бы я так вот?! Конечно, нет, я бы нагадала судьбу, и послушалась бы, конечно, я пророчеств...