«Известно, откуда, если хохлы…»: о проявлениях локальной идентичности современных горожан

 
 

Красильникова Екатерина Ивановна,

доктор исторических наук, профессор НГТУ

 

«Известно, откуда, если хохлы…»: о проявлениях локальной идентичности современных горожан

В 1929–1930 гг. городская черта Новосибирска существенно расширилась за счет включения в городскую территорию нескольких сельских населенных пунктов, к числу которых относилась деревня Усть-Иня. Значительная часть населения Усть-Ини восприняла присоединение их деревни к городу резко негативно. Крестьяне отказывались дать согласие на расширение городской черты за счет их поселения, поэтому передел городской территории состоялся только через решение суда. Мотивы протеста крестьян Усть-Ини охарактеризованы мною в статье «Правовые и социокультурные аспекты урбанизации в восприятии пригородных крестьян» [6, с. 180–188]. Кратко эти мотивы можно определить следующим образом: население деревни не желало нести материальные убытки, связанные с изъятием для городских нужд земель, которые они обрабатывали, не хотело менять образ жизни, осваивать новые способы материального самообеспечения, ощущало страх неопределенности перспектив жизни «под городом» и беспомощность пред советскими властными структурами.

Население Усть-Ини в 1920-х гг. было разнообразным в социальном и демографическом отношениях. Однако важно отметить, что большая часть крестьян этой деревни являлась переселенцами из Черниговской, Полтавской, Курской и других перенаселенных на рубеже ХIХ и ХХ вв. губерний Российской империи. Согласно «Спискам населенных мест Сибирского края» за 1826 г., в деревне численно преобладали те, кто назвал себя «украинцами» [9, с. 458]. Именно представители этой социальной группы были особенно недовольны присоединением Усть-Ини к городу, ведь терпели крах их колонизационные установки.

Переселение украинцев в Усть-Иню можно было квалифицировать как удачное. Семьи переселенцев жили в Усть-Ине приблизительно по 30–40 лет. Согласно данным, которые они сами предоставили сельсовету в 1928 г., еще до Столыпинской аграрной реформы, начиная с первой половины 1880-х гг., в Усть-Иню переселились крестьяне пятидесяти четырех фамилий. В годы реформы Столыпина к Усть-Инскому обществу приселялись преимущественно родственники недавних мигрантов, появилось и несколько новых фамилий. И лишь 17 немногочисленных, как правило, случайно оказавшихся в Усть-Ине крестьянских семей, появилось здесь в период между 1911 и 1926 гг. [2, оп. 1, д. 24, л. 1–7].

К 1928 г. многим семьям переселенцев удалось создать «крепкие» хозяйства, преодолев трудности переселения, Первой мировой и Гражданской войн, периода хозяйственной разрухи в стране, когда на советские деревни легло тяжкое бремя продовольственного налога. Казалось бы, в середине 20-х гг. началась стабилизация жизни, но в 1929 г. русло крестьянской жизни в Усть-Ине изменилось в совершенно неожиданном для многих ее жителей направлении. В результате этого крутого поворота население деревни Усть-Ини практически не пострадало от коллективизации, но с хлебопашеством и, более того, крестьянским образом жизни, которым жители Усть-Ини дорожили (и даже считали, что «крестьянин» – это не просто обозначение рода занятий человека, или определенная социальная рамка, а «звание» [2, оп. 1, д. 34, л. 8 об.]), всё-таки пришлось покончить.

Кроме переселенцев и их потомков, в Усть-Ине, которая существовала с ХVIII в., имелась значительная доля «старожилого» населения (Масловы, Колесниковы, Белоусовы, Кунгурцевы, Бычковы, Харлопановы, Овчинниковы, Рожковы) [8]. Многие «старожилы» были солидарны с переселенцами в их протестном решении. Они тоже привыкли к крестьянскому труду и удобствам, которые давала жизнь в пригороде: близость рынка и возможность по мере необходимости использовать городскую инфраструктуру. Среди старожилов, как и среди переселенцев, имелись сельские активисты, хорошо знавшие законодательство, находившие самореализацию в работе сельсовета и не желавшие утрачивать возможностей, которые давало самоуправление.

К моменту присоединения к городу Усть-Иня практически «срослась» с Новосибирском территориально. А после того как эта деревня стала частью городской территории, Новосибирск существенно разросся в юго-восточном направлении, как бы «шагнув» через Усть-Иню. Территория бывшей деревни Усть-Ини является сегодня окраиной Октябрьского района. Октябрьский район граничит на юго-восточной стороне с Первомайским, а Первомайский с Советским районом (Академгородок). Можно сказать, что Усть-Иня существует в некотором смысле и сегодня. Среди сегодняшнего населения этой части города немало потомков тех самых переселенцев, о которых было сказано выше. На всех издавна существующих улицах бывшей Усть-Ини живут коренные обитатели этой местности, то есть некоторые семьи по сто лет не покидают свои старые дома. Тут и теперь часто звучат фамилии, которые фигурируют в делопроизводственных источниках Усть-Инского сельсовета (Вахновы, Дзюба, Дудченко, Зацарные, Колесниковы, Колоусовы, Коробовы, Кузьменко, Ломака, Миргородские, Овчаренко, Саченко, Счастливцевы, Харлапановы, Хожаевы и др.). Кроме того, былое топографическое своеобразие Усть-Ини частично сохранилось в сегодняшней новосибирской топографии. Но сохранилось и нечто большее, чем остатки былой материально-пространственной среды и бытующих до сих пор в среде местного населения названий ее элементов.

Наблюдения за современной жизнью бывшей Усть-Ини позволяют сделать вывод о присутствии особого рода локальной идентичности у местного населения. Наряду с другими идентичностями, присущими современным горожанам, этих людей отличает наличие идентичности, которую можно условно назвать «усть-инской». Наблюдения показывают наличие таковой идентичности у коренных жителей бывшей Усть-Ини, к числу которых мы относим прямых потомков крестьян, живших здесь еще в дореволюционный период и осваивавших территорию, незаселенную до них. Пожалуй, эта идентичность не является одинаково значимой для всех коренных жителей бывшей Усть-Ини, однако, как показывают полевые исследования, у многих она проявляется с очевидностью. 

Читать дальше

Количество просмотров: 5573  

Добавить комментарий

Target Image
1. «Всё идет в свой черед». Городской демографический календарь в Сибири второй половины XIX – начала XX в.
2. «Известно, откуда, если хохлы…»: о проявлениях локальной идентичности современных горожан
3. «Татары Сибири» или «Сибирские татары»?  Научные дискуссии и проблема самоопределения коренного этноса Западной Сибири в начале XXI в.
4. Проблемы и потребности народного образования в представлении уездных распорядительных комитетов Томской губернии в 1914 г.
5. «Почетная задача по восстановлению здоровья больных и раненных бойцов…». Обзор архивных документов о сотрудниках эвакогоспиталей, развернутых в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны
6. Восприятие современниками событий Февраля 1917 года (по материалам фондов музея Железнодорожного района)
7. Как памятник императору Александру III
8. Донская казачка
9. «Народный музыкант земли русской». История признания
10. В поисках лучшей жизни: воспоминания Федора Андреевича Гнибеды о деревенском детстве
11. Гадание под рождество. Из воспоминаний о детстве и юности в Причулымье
1. Завьяловская школа в годы Великой Отечественной войны и её герои – выпускники ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
2. «Сибирский педагогический журнал»: история научного издания Новосибирска ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. Север, зэки, радиомачта и две авиакатастрофы. Новая история места в Новосибирске ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Юбилей деревни Бугры ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы