«Два капитана», Арктика и… Новосибирск?

 
 

Юмина Ангелина Нафанаиловна,

главный библиограф МКУК ЦБС Ленинского района,

почетный работник культуры Новосибирской области

 

«Два капитана», Арктика и… Новосибирск?

«Два капитана»

В 1938 году вышел в свет роман В. А. Каверина (1902–1989) «Два капитана» – одно из самых ярких произведений русской приключенческой литературы прошлого столетия. Это удивительная, пронзительная и неустаревающая история об истинной чести, мужестве, доблести и верности, история истинного героизма и любви. Все, о чем говорит роман, вечные, абсолютно нормальные, человеческие ценности. Красной нитью через все повествование идет романтичная, страстная и отчаянная мечта главного героя отыскать следы пропавшей экспедиции капитана Ивана Татаринова, восстановить его доброе имя и воздать по справедливости этому отважному путешественнику.

Обложка первого издания 1940 г.

Капитан Иван Львович Татаринов – это собирательный образ. Его прототипами стали три полярных исследователя: Г. Я. Седов (1877–1914), Г. Л. Брусилов (1884–1914?) и В. А. Русанов (1875–1913). Как пишет сам Каверин: «Для моего “старшего капитана” я воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели – все, что отличает человека большой души. Это был Седов. У другого – фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф моей «Св. Марии» совершенно точно повторяет дрейф брусиловской «Св. Анны». Дневник штурмана Климова, приведенный в моем романе, полностью основан на дневнике штурмана «Св. Анны», Альбанова [1882–1919] – одного из двух, оставшихся в живых участников этой трагической экспедиции». А сами поиски пропавшей экспедиции – указание на исчезнувшего без следа Русанова. Вениамину Каверину удалось создать произведение, в котором искусно переплелись реалии гидрографических экспедиций 1912 г. и авторский вымысел.

Арктика

Название «Арктика» произошло от греческого ἄρκτος – «медведица», ἀρκτικός – «находящийся под созвездием Большой Медведицы», «северный», характеризующее географический район, примыкающий к Северному полюсу (включающий северные границы Евразии и Северной Америки), практически весь Северный Ледовитый океан, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов, с площадью около 27 млн кв. км.

Россия – страна, обладающая самым протяженным побережьем Северного Ледовитого океана. От освоения арктических территорий зависит будущее России, а сделать это без реализации программы развития Северного морского пути невозможно. Северный Ледовитый океан, его побережье, острова и архипелаги всегда входили в сферу национальных интересов России, которая рассматривала их как неотъемлемую часть своих территорий. Интерес к Арктике усилился после Крымской войны 1853–1856 годов, по итогам которой Россия не могла иметь военного флота на Черном море, на западе, юге и востоке морские акватории контролировал военно-морской флот иностранных государств.

В исторически небольшой промежуток времени – ХIХ и начало ХХ века – путешественники и мореплаватели многих национальностей выполняли большую исследовательскую работу. Среди этих работ много таких, которые были выполнены именно русскими первооткрывателями. Вот некоторые из них: экспедиции С. О. Макарова в 1897–1901 годах; Э. В. Толля с участием А. В. Колчака в 1900–1902 годах, Н. Н. Коломейцева в 1900–1901 годах; В. А. Русанова на Новую Землю в 1907–1912 годах; Г. Я. Седова в 1909–1912 годах; Г. Л. Брусилова в 1912–1914 годах; Б. А. Вилькицкого в 1914–1915 годах… С их помощью был детально освоен морской маршрут Архангельск – Владивосток, ставший большой частью нынешнего Северного морского пути. На карту Арктики были нанесены около двухсот новых географических названий. Практически все географические объекты русской Арктики (моря, проливы, бухты, заливы, острова, мысы, реки и т. д.) носят имена русских исследователей.

Архипелаг Новая Земля

Проход судов через арктические просторы был сложен, не зря полярный исследователь и автор идеи устройства железной дороги на Кольский полуостров, художник А. А. Борисов (1866–1934) после своего путешествия на Новую Землю, назвал Арктику «страной смерти», и долгое время считал, что освоение территорий Севера лучше осуществлять наземным путем. Но важность освоения Россией Северного морского пути была обусловлена многими причинами, главной из которых являлось то, что эта морская дорога через океан и северные моря на всем своем протяжении проходит по российским территориальным водам. Она в три раза сокращает путь из Европы на Дальний Восток и в Азиатско-Тихоокеанский регион.  

Но именно в XIX веке у России впервые появились серьезные соперники в исследовании Арктики. Показательно столкновение интересов русских и норвежцев в 1909 г. относительно Новоземельского архипелага. В то время как первые небезосновательно считали Новую Землю территорией своего исключительного влияния, вторые рассматривали некоторые районы архипелага в качестве «ничейной земли», где и вели промысел. С открытием ряда угленосных районов архипелага Шпицберген межгосударственная борьба за владение ими становилась все более острой, а угроза потери Россией своих исторических прав на земли архипелага – совершенно реальной.

На срочном межведомственном совещании Министерства иностранных дел 28 января 1909 года особое внимание было уделено стратегическому значению Шпицбергена как пункта, контролирующего выход России из Баренцева моря в Атлантический океан. Этот факт был особенно важен, так как в ближайшем будущем на мурманском берегу предполагалось создание российской военно-морской базы. Для России архипелаг служил своеобразным «ключом» к Русскому Северу и в случае войны мог бы оказаться базой для флота врага.

В 1912 году в Арктику вышли три экспедиции, из-за судеб которых 1912 год стал трагическим годом русского исследования Арктики. Это экспедиции под руководством Г. Я. Седова, Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова.

Эти три экспедиции ставили перед собой разные цели, готовились по-разному, по-разному формировали свои команды, но столкнулись с одинаковыми погодными условиями и тяжелыми льдами Арктики.

1. Экспедиция Георгия Яковлевича Седова на судне «Св. мученик Фока» – последняя по счету попытка достигнуть Северного полюса по льду на собачьих упряжках, окончившаяся неудачей. Седов погиб, а возвращение через два года оставшихся в живых членов экспедиции прошло незамеченным на фоне начавшейся мировой войны.

2. Экспедиция Георгия Львовича Брусилова на шхуне «Св. Анна». Брусилов стремился совершить сквозное плавание по Северному морскому пути и попутно заняться промыслом морского зверя. Две труднейшие зимовки раскололи состав экспедиции на два лагеря. Из покинувших шхуну выжило два человека, а «Св. Анна» с оставшимися членами экипажа, включая руководителя, была раздавлена льдами.

3. Экспедиция Владимира Александровича Русанова на Шпицберген. Основной ее целью было исследование угольных богатств архипелага и подготовки их к эксплуатации. По окончании работ экспедиции три ее члена доставили на материк часть собранных материалов, а Русанов с десятью спутниками направился на «Геркулесе» к берегам Новой Земли. Следы экспедиции теряются в 1913 году…

Эти три экспедиции, несмотря на всю свою трагичность и незавершенность, внесли значительный научный вклад в изучение Арктики. Решительные действия российского правительства, не желающего терпеть неудачи на северных рубежах империи, закрепили за собой Новоземельский архипелаг, обладающий значительным геостратегическим и природно-сырьевым потенциалом.

***

Владимир Александрович Русанов готовился к экспедиции обстоятельно и энергично, большое внимание уделив составу участников. Он писал: «Для дружной и успешной работы весьма важно, чтобы экспедиция составилась из лиц, подходящих друг к другу, интересующихся самим делом и по возможности знакомых с условиями плавания в полярных водах».

Не меньшее значение, чем подбор команды, Русанов видел в подборе судна: «Крепкое, вполне отвечающее своему назначению судно – это самая серьезная, я бы сказал, – единственная гарантия успеха всякой полярной экспедиции. Только отсутствием крепкого судна и объясняется большинство неудач, тяжелых разочарований, безмерных страданий и трагической гибели многих полярных исследователей». Зафрахтовать такое судно в Норвегии не представляет труда, но нежелательно: «Русская экспедиция, совершенная на норвежском судне, по необходимости с норвежским капитаном и командой, совершенно потеряла бы свой национальный характер и не без основания могла бы третироваться иностранцами как полурусская, полунорвежская экспедиция» (ЦГИА. Ф. 1284. Оп. 190. Д. 351).

Приобретя в Норвегии судно «Геркулес», он описывает его достоинства следующим образом: «…крепкое зверобойное судно, уже испытанное в Гренландских льдах. Построен «Геркулес» в 1908 году, то есть совсем новый. Помещения для экспедиции настолько просторны, что не требуют переделок. Мотор «Альфа» имеет 24 номинальных лошадиных силы». А через несколько дней делится впечатлениями от испытаний судна в море: «Ну, я вам скажу, такое славное суденышко, что лучше и не найти! Мотор работает совершенно исправно, ровно и дает не меньше 7 верст в час, а под парусами можно идти вдвое и втрое скорее. Парусность огромная, ход великолепный!».

Моторно-парусное судно «Геркулес», 1912 г.

9 июля 1912 года «Геркулес», имея на борту четырнадцать участников экспедиции, вышел из Александровска-на-Мурмане (ныне город Полярный Мурманской области) и взял курс на Шпицберген.

Капитан – Александр Степанович Кучин (1888–1913), опытный полярник, единственный русский, участвовавший в последней экспедиции норвежца Р. Амундсена (1872–1928) к берегам Антарктиды на «Фраме» в 1911 году. Кучина в Архангельске называли «вторым Ломоносовым». В обязанности ему вменялись также функции помощника начальника экспедиции, переводчика с английского и норвежского языков и ответственного за раздачу медикаментов.

В состав экспедиции на Шпицберген вошел также горный инженер Рудольф Лазаревич Самойлович (1881–1939) – в недалеком будущем известный ученый и полярный исследователь.

По плану «Геркулес» должен был вернуться в октябре того же года. Однако полуторагодовой запас продовольствия и обилие полярного снаряжения на судне свидетельствовали о том, что у Русанова были несколько иные намерения. Об этом же говорит намек в его письме чиновнику Министерства внутренних дел В. М. Пуришкевичу (1870–1920): «Я уверен в успехе. Уверен, что мы дойдем до Шпицбергена и выполним там возложенные на нас задачи. Если состояние льдов у восточных берегов Шпицбергена неблагоприятно, то займусь гидрологией доступных и открытых мест Ледовитого океана, лежащих к востоку. Во всяком случае, мной руководит только одна мысль – сделать все, что я могу для величия Родины».

Экспедиция Русанова обследовала более 1000 км побережья архипелага, составила карту угольных месторождений, открыла четыре новых месторождения каменного угля в объеме в 40 млн тонн: двадцать восемь заявочных знаков, поставленных Русановым, закрепляли за Россией право на разработку угля на Шпицбергене. В начале сентября 1912 года в Министерство внутренних дел пришла телеграмма: «Исследования на Шпицбергене закончены. Поставлено 28 заявок. Собраны палеонтологическая и ботаническая коллекции. Обследована вся горная промышленность Шпицбергена. Много льдов. Иду на восток. Русанов». У Русанова в каждой экспедиции, помимо официальной, была и собственная программа. Вот и в этот раз его расширенная программа предусматривала попытку пройти Северным морским путем с запада на восток до Берингова пролива, доказав таким образом выгоду и экономичность для России плавания через полярные моря.

Отправив со Шпицбергена с попутным норвежским пароходом на родину геолога Самойловича с отчетом и собранными коллекциями, зоолога Сватоша и заболевшего боцмана Попова, Русанов отбыл, как сообщали тогда газеты, «в восточном направлении». Последним известием от него явилось сообщение от 5 (18) августа 1912 года, которое он оставил на становище Маточкин Шар (архипелаг Новая Земля) для отправки на материк: «Юг Шпицбергена, остров Надежды. Окружены льдами, занимались гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».

Осенью 1912 года «Геркулес», обогнув с севера Новую Землю, видимо, зазимовал где-то у островов Мона. Позже судно раздавило или увлекло дрейфующими льдами на север. Экипаж (или часть его) оставил судно и через шхеры Минина попытался достичь низовий Пясины, где можно было встретить местных жителей. Затем экспедиция пропала без вести – все одиннадцать ее участников.

Новая Земля. Вид из космоса

В каверинском капитане Татаринове многое от личности этого человека. Главное же в том, что в образе капитана Татаринова запечатлены черты многих русских полярных исследователей – людей самобытных, самодостаточных, целеустремленных, разносторонне образованных, обаятельных, светлых личностей. 

***

Владимир Александрович Русанов родился 3 (15 по н. с.) ноября 1875 года в Орле. За неуспеваемость он был исключен из гимназии, а затем и из реального училища – ему гораздо интереснее было обследовать окрестные овраги и каменоломни, читать книги о природе и путешествиях, закаливать организм, чем сидеть за школьными учебниками. Отчим пристроил его в духовную семинарию, которую Русанов окончил в 1897 году, тоже не очень утруждая себя учебой, зато активно участвуя в социал-демократических кружках, читая и распространяя нелегальную литературу, проводя агитацию среди рабочих. Дважды он был арестован, находился под надзором полиции и в мае 1901 года был сослан в город Усть-Сысольск Вологодской губернии (в настоящее время – город Сыктывкар).

Музей В. А. Русанова в Орле

Здесь, в малоизученном Печорском крае, и реализовалась его страсть к опасным путешествиям и приключениям. В 1902–1903 годах Русанов, работая статистиком в уездной земской управе, участвовал в экспедициях к верховьям рек Вычегды, Ижмы, устья р. Седью, изучил возможность соединения Печоры и Камы через их притоки Березовку и Безволосную, один на лодке дошел до устья Печоры. Результатом стал доклад Вологодскому губернскому собранию, который он закончил следующими словами: «Я ни на минуту не сомневаюсь, что рыбные, лесные, каменноугольные, нефтяные и рудные богатства края с лихвой окупят те затраты, какие понадобятся сделать при разностороннем изучении Печорского бассейна». Позднее Русановым был написан очерк «Зыряне», в котором большое место уделено описанию артельной организации труда коми-зырян.

По окончанию ссылки Русанов добился разрешения выехать во Францию, в Сорбонне изучал минералогию и геологию. Летом 1907 года, после экзаменов, совершил, как он писал родным, «небольшую экскурсию» на Север на Новую Землю, чтобы собрать материал для докторской диссертации. «Небольшая экскурсия» вылилась в двухмесячный переход (частью на ветхом каркасе, частью пешком) по Маточкину Шару, проливу между Северным и Южным островами архипелага, через нагромождение льдов из Баренцева моря в Карское и обратно. Новая Земля стала объектом его изучения на ближайшие четыре года.  

В 1908 году Русанова пригласили в качестве геолога во французскую арктическую экспедицию Шарля Бенара (1867–1931) на яхте «Жак Картье». Это была вторая экспедиция Русанова к Новой Земле: он дважды пересек Северный остров от Крестовой губы до залива Незнаемого и в обратном направлении, участвовал в обследовании ледников, бухт и заливов архипелага. По материалам этой экспедиции им была написана статья «О силуре Новой Земли», опубликованная Французской академией наук.

В 1909 году, участвуя в русской правительственной экспедиции, Русанов в третий раз побывал на Новой земле, опять пересек Северный остров и открыл сплошную поперечную долину – кратчайший путь (40 км) между обоими берегами. Следуя на ветхой шлюпке вдоль западного побережья острова от Крестовой губы к полуострову Адмиралтейства, он собрал многочисленные материалы по геологии, обнаружил ряд ледников, несколько озерков и речек и завершил открытие Машигиной губы до ее вершины, глубоко врезанной в сушу и окруженной крупными ледниками. Результаты экспедиции позволили в 1910 году на берегу бухты Крестовой основать поселение Ольгинское и привезти сюда колонистов. Неудивительно, что новую русскую новоземельскую экспедицию поручили возглавить уже ему.

Северный морской путь на памятной серебряной монете России 2007 года

В 1910 году он в четвертый раз плавал к Новой земле на парусно-моторном судне «Дмитрий Солунский». Русанов должен был заснять западные берега архипелага и по возможности обойти вокруг северного новоземельского острова, проложив морскую трассу к берегам Сибири. Экспедиция была успешной и имела отличные результаты: Русанов обогнул северную оконечность Новой Земли и возвратился в Архангельск через пролив Маточкин Шар. По результатам экспедиций он опубликовал серьезный труд «К вопросу о Северном морском пути» и большую статью «Возможно ли срочное судоходство между Архангельском и Сибирью через Ледовитый океан?». В них он изложил планы сквозного плавания по арктическим морям и возможные планы освоения районов Арктики, которые прямо повлияли на его судьбу. Кроме того, Русанов составил первую полную для своего времени карту Северного острова Новой Земли, которая серьезно дополнила официальную морскую карту и подробно осветила восточное побережье архипелага между 73 градусами 30 минутами и 75 градусами северной широты. За эту экспедицию Русанова наградили Орденом Св. Владимира 4-й степени: «Благодаря Русанову русским властям удалось разоблачить вовремя хищническую деятельность норвежских промышленников, хозяйничавших на севере Новой Земли как у себя дома, настоять перед норвежским правительством о выдворении их отсюда…»

В 1911 году Русанов в пятый раз плавал к Новой Земле на парусно-моторной лодке. Он прошел к острову Междушарскому и убедился в полном несоответствии карт действительности (северо-восточный берег острова оказался изрезанным многими бухтами), коренным образом изменил очертания южной окраины Новой земли и выявил изрезанность ее берегов.

Русановым был опубликован ряд статей, в которых он со свойственной ему энергией ратует за освоение Россией архипелага Новая Земля. Экспедиции, в которых он участвовал, предоставили правительству большой фактический материал по геологии, палеонтологии, гидрологии, метеорологии различных районов архипелага. Разработана стройная концепция геологической истории архипелага, подтвердившаяся дальнейшими исследованиями.

Более 40 заливов, бухт, мысов, островов, ледников получили свои названия во время его экспедиций. И ни один открытый им объект он не назвал своим именем. Это сделали другие и значительно позднее: его имя на Новой Земле хранят залив, полуостров в проливе Карские Ворота, пролив, гора, долина. В советское время имя Русанова носил промысловый поселок.

Памятник Русанову в Печоре

К 1912 году Русанов был уже известным полярным исследователем. В феврале ему поступило предложение от Министерства внутренних дел возглавить экспедицию на Шпицберген для поиска месторождений каменного угля. Рекомендацию дал член «Особого совещания», недавний губернатор Архангельской губернии И. В. Сосновский (1868–1917), который хорошо знал Русанова как «человека выдающихся нравственных качеств, смелости и увлечения делом, а также – большой расчетливости в средствах при снаряжении экспедиции». Все указанное в рекомендации полностью соответствовало истине.

***

«…От 79 градусов 35 минут широты между 86-м и 87-м меридианами, к Русским островам и к архипелагу Норденшельда. Потом – вероятно, после долгих блужданий – от мыса Стерлигова к устью Пясины, где старый ненец встретил лодку на нартах. Потом к Енисею, потому что Енисей – это была единственная надежда встретить людей и помощь…», – эти строчки из романа В. А. Каверина «Два капитана» стали романтическим ориентиром в поисках пропавшей экспедиции капитана Татаринова, одним из прототипов которого и был В. А. Русанов.

В романе говорится о Северной Земле как о месте последнего пристанища Татаринова, а ряд исследователей считают, что в 1913 году на берегах этого архипелага побывали члены экипажа «Геркулеса». В книге Каверина упоминается о латунном багре с надписью «Шхуна «Святая Мария». В 1934 году на одном из островков вблизи побережья Таймыра гидрографы обнаружили деревянный столб, на котором было написано «Геркулес 1913». Совершенно очевидно, что этот столб был установлен членами экипажа судна. В 1970-х, словно в подтверждение догадки романиста, в том же районе были найдены два багра. Есть все основания считать, что они также принадлежали русановской группе.

В 1913 году ни от одной из отправленных в Арктику экспедиций не поступило известий, и Русское Географическое общество забило тревогу. 18 января Совет министров дал поручение морскому министерству организовать поиски экспедиций Г. Я. Седова и Г. Л. Брусилова. Об экспедиции В. А. Русанова речи не шло. Правительству вряд ли понравилось самовольное путешествие на фактически угнанном судне, принадлежавшем государству.

Узнав об этих планах, Общество изучения Русского Севера 7 марта 1914 года обратилось к министру внутренних дел с обращением: «…Принимая во внимание несомненные заслуги В. А. Русанова перед нашим Отечеством по обследованию Новой Земли и заслуги его как деятельнейшего члена Архангельского общества изучения Русского Севера, правление позволяет себе обратиться с ходатайством к Вашему превосходительству о содействии к тому, чтобы была снаряжена вспомогательная экспедиция на поиски В. А. Русанова при том условии, чтобы она могла направиться уже в июне-июле сего года, ибо зимовка экспедиции Русанова среди полярных льдов в будущем году уже принесет членам несомненную гибель, если в настоящее время они еще живы» (была известна история с четырьмя мезенскими поморами, волей случая оказавшимися с малыми припасами на Шпицбергене и прожившими там шесть лет).

Беспрецедентная по своему размаху поисковая операция началась летом 1914 года. Поиски экспедиций были поручены капитану первого ранга Исхаку Ибрагимовичу Ислямову (1865–1929), в его распоряжении было три судна: зафрахтованная в Норвегии паровая шхуна «Герта», паровая шхуна «Андромеда» и вспомогательный грузовой пароход «Печора». Впервые в Арктике была задействована авиация – в состав экспедиции был включен военный летчик поляк Ян Нагурский (1888–1976) с гидросамолетом «Фарман». В поисках также приняло участие крупное норвежское промысловое судно – барк «Эклипс». Запасы и оборудование на него поставили Ф. Нансен (1861–1930) и Р. Амундсен (который в это время готовился к экспедиции на Северный полюс, но сроки постоянно сдвигались, и он передал уже закупленное продовольствие русской поисковой экспедиции). Экипаж состоял из русских и норвежских моряков. Командовал кораблем легендарный Отто Сведруп (1854–1930) – правая рука Нансена и капитан «Фрама» во время дрейфа Нансена к полюсу. По иронии судьбы «Эклипс» прошел всего в нескольких километрах от двух островов у берегов Таймыра, где через 20 лет были найдены стоянки русановцев…

Несмотря на все усилия, поисковая экспедиция 1914 года результатов не дала. Началась Первая мировая война, но даже весной 1915 года в газете «Архангельск» активно обсуждался вопрос, где искать экспедиции Брусилова и Русанова. Общественность сдаваться не хотела. Архангельское общество изучения Русского Севера выступило с новой инициативой – выплачивать в течение трех лет премии тем, кто предоставит достоверные сведения об экспедициях Русанова и лейтенанта Брусилова. Составленное обществом воззвание перевели на иностранные языки, опубликовали в газете «Архангельск» и газетах других российских северных губерний, послали также и за границу. Приходили отклики: находили записки из бутылок, которые выбрасывали В. А. Русанов и А. С. Кучин для определения полярных течений летом 1912 года; было получено письмо от доктора Р. М. Андерсона (1876–1961), руководителя южного отделения Канадской северной полярной экспедиции, который сообщал, что на Аляске следов экспедиции не обнаружено…

7 марта 1916 года спасательная операция по поиску экспедиции В. А. Русанова была официально прекращена.

Более двадцати лет ничего не было известно о судне «Геркулес» и его экипаже. И только осенью 1934 года при проведении гидрографических работ у берега Лаптева высадившаяся на берег партия топографов и гидрографов обнаружила первые следы: последняя стоянка Русанова находились за 200 км от поставленной экспедицией Русанова цели, то есть Енисейской губы, и за тысячу – до ближайшего острова из архипелага Северной Земли…

9 сентября 1934 года партия топографов и гидрографов со шхуны «Сталинец» Гидрографического управления Главсевморпути высадилась на берег Харитона Лаптева, чтобы изучить острова и составить их точные карты, необходимые для мореходства.

Партия А. И. Гусева, занимавшаяся топографической съемкой на острове Вейзель, обнаружила столб из плавника высотой 2,5 м с вырезанной надписью «Геркулесъ 1913». Рядом лежали обломки нарт и цинковая крышка от патронного ящика. Никаких письменных сообщений найдено не было.

В составе экспедиции был и студент-практикант САГИ (Сибирский астрономо-геодезический институт; создан в 1933 г. в Омске, в 1934 г. был переведен в Новосибирск на правах геодезического факультета Новосибирского инженерно-строительного института; далее – НИИГАиК; СГГА; СГУГиТ)  Михаил Иванович Цыганюк. Партия М. И. Цыганюка работала в 60 милях к юго-западу от острова Вейзель, на острове Безымянном. Рабочие приступили к установке палатки, а Цыганюк пошел осмотреть остров, который предстояло снимать, и заодно набрать бересты для разведения костра. Вскоре он обнаружил раскиданные вещи, истлевшие обрывки одежды и рюкзака, геодезический прибор (буссоль), две кружки, курительную трубку, ножницы, гильзы от патронов разных калибров, фотоаппарат «Кодак», часы с инициалами боцмана «Геркулеса» В. Г. Попова и справку на его имя, мореходную книжку матроса А. С. Чухчина, а в ней несколько визитных карточек зоолога экспедиции З. Ф. Сватоша…

Оригинал рисунка топографа М. И. Цыганюка объекта 1934 года на острове Попова-Чухчина.

Архив П. В. Боярского (1943–2022), президента Фонда полярных исследований, почетного полярника

«Трудно даже приблизительно перечислить все предметы, которые были найдены в этой ложбине. Мы нашли часы, охотничий нож, несколько лыжных палок, два одноствольных ружья системы «Ремингтон», кожаную жилетку, трубочку с какой-то мазью. Мы нашли полу истлевший мешок с фотопленками. И наконец – в самой глубокой ложбине мы нашли палатку, и под этой палаткой, на кромках которой еще лежали бревна плавника и китовая кость, чтобы ее не сорвало бурей», – это из романа «Два капитана». Почти те же предметы были и в списке найденных экспедицией 1934 года.

Так были обнаружены первые реальные следы пропавшей без вести в 1912 г. экспедиции русского арктического исследователя В. А. Русанова (1875–1913), пытавшейся пройти Северным морским путем с запада на восток. Впоследствии Безымянный остров был назван островом Геркулес.

Остров Геркулес

Два года спустя экипаж гидрографического судна «Торос», высадившийся на этом же острове, обнаружил блокнот с надписью «В. А. Русанов. К вопросу о Северном морском пути через Сибирское море». Найденные документы доказывали, что на этих островах в 1913 году могла зимовать экспедиция Русанова на вмерзшем в лед судне. К найденным предметам добавились новые – кружки, ложки, серебряные часы, перочинные ножи, латунный якорек (явно с форменной куртки Кучина), обойма от пистолета системы «браунинг».

Вещи экспедиции Русанова и деревянный брус с «Геркулеса» хранятся ныне в Музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.

… и Новосибирск?

Михаил Иванович Цыганюк родился 27 мая 1907 г. в селе Борышковцы Каменец-Подольского уезда Каменец-Подольской губернии в семье крестьянина. В селе прожил до 1927 года: окончил девятилетку, летом занимался сельскохозяйственными работами. Затем переехал в г. Каменец-Подольский, работал в статсбюро. В 1929 г. призван в армию, служил в команде «одногодичников», выдержал экзамен на командира взвода. После демобилизации работал инструктором физкультуры и преподавателем военного дела в школе.

В 1932 г. Цыганюк окончил геодезические курсы при Западно-Сибирском аэрофотогеодезическом тресте (г. Омск) и был направлен на учебу в Сибирский астрономо-геодезический институт (САГИ). В летние периоды участвовал в работе экспедиций треста.

Из Астрономо-геодезического института Цыганюк ушел после третьего курса, решив поступить в Гидрологический институт в Ленинграде, но решение свое так и не реализовал.

С 1934 года началась работа Цыганюка в Арктике. В первой же экспедиции ему посчастливилось сделать открытие, вошедшее в историю арктических исследований.

B 1936–1939 гг. он принимал yчастие в зимoвoчныx экcпедициях нa гидрографическом судне «Торос» в apxипелаге Hopдeншeльдa, прошел со съемкой почти все побережье Карского моря от Гольчихи до архипелага Норденшельда, нанес на карту, описал остров в шхерах Минина в Карском море, мыс в заливе Волчий на полуострове Заря берега Харитона Лаптева. Трижды зимовал, тонул, горел, не раз бывал в объятиях белого медведя. Экспедиционные лишения, тяжелый физический труд не отвратили его от Арктики, а, наоборот, еще больше спаяли с ней.

В 1947–1949 гг. Цыганюк pyководил гидpографическими paбoтaми в Oбcкoй гyбe, в 1951–1955 гг. иccледованиями нa p. Eниceй. Дал имена островам Попова-Чухчина, Майдан, Замок, Чайка, Сторожевые; мысам Пестик, Коготь, Магнитный, Топографический, Горностаев, Форт, Лопатка, Круглый, Остров; горам Финал, Труд; речкам Гранатовой, Толевой, Шумливой, Опаловой; ручьям Пограничный, Широкий; бухтам Малахай, Овальная, Незаметная, Таинственная, Скрытая, Конечная. Уже в пенсионном возрасте зимовал на Енисее, вводя в действие новейшую навигационную систему для проводки советских и иностранных судов, направляющихся в Игарку. Больше двадцати лет он составлял полярные карты.

Его именем названы залив на восточном побережье Новой Земли, полуостров на южном побережье, пролив между островом и этим побережьем, бухта на том же побережье, промысловое становище в этой бухте и гора на побережье залива.

В беседе с инженером-гидрографом С. В. Поповым, автором книги о названиях Таймыра (Берега мужества. Красноярск, 1982), М. И. Цыганюк вспоминал: «Я сам с удивлением впервые увидел в 1936 году свое имя на карте. Ведь на острове Цыганюка даже и не был. В 1934 году по засечкам с соседних островов я нанес его на планшет и дал его первое описание. Тогда я, студент Сибирского астрономо-геодезического института, проходил производственную практику в экспедиции. Небольшое гидрографическое судно «Сталинец» там, где позволяла ледовая обстановка, подходило к берегу и высаживало топографические группы на берег. Одной из групп руководил я».

Заслуги техника-лейтенанта, арктического геодезиста-топографа М. И. Цыганюка отмечены орденом Красной Звезды, медалями «За трудовое отличие», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Умер 1 октября 1987 г. в Ленинграде. Похоронен на Большеохтинском кладбище.

***

Поиски следов экспедиции Русанова продолжались – и попутно, и специально. Важные находки были сделаны возле острова Песцовый, где под водой были найдены обломки судна, близкого по размеру «Геркулесу», и фрагменты, которые могли принадлежать двигателю системы «Альфа», который был на «Геркулесе». Их обнаружила экспедиция газеты «Комсомольская правда» под руководством Д. Ф. Шпаро и В. И. Шумилова, в 1970-е годы работавшая на побережье Северного Ледовитого океана в течение восьми лет.

В 2000 году на острове Колосовых обнаружена мачта, по размерам сходная с бизань-мачтой «Геркулеса», на полуострове Михайлова – фрагменты корабельной шлюпки начала XX века, корпус от корабельного прибора. Это находки экспедиции на Таймыр под руководством В. Я. Сальникова, организованной Орловской государственной телерадиокомпании. В окрестностях горы Минина, расположенной южнее полуострова Михайлова, были найдены человеческие останки. В Российском центре судебно-медицинской экспертизы профессор В. Н. Звягин провел экспертизу. По его мнению, из 26 признаков, идентифицирующих личность, 24 совпали с фотографией Александра Кучина.

В 2005 и 2010 годах на островах Попова-Чухчина и Геркулес работала Морская арктическая комплексная экспедиция (МАКЭ Института наследия) под руководством П. В. Боярского. На Новой Земле найдены и изучены руины стоянки В. Русанова (включая загадочные находки его экспедиции на острове Попова-Чухчина); разработана и внесена в практику полевых исследований программа «По следам двух капитанов», связанная с поиском материальных объектов и захоронений трех русских полярных экспедиций 1912–1914 гг.; установлены специально разработанные памятные знаки на острове Попова-Чухчина в честь А. С. Кучина и экспедиции В. А. Русанова.

Комплексная экспедиция 2020-го года прошла кольцевым маршрутом вокруг Новой Земли по маршруту экспедиции Русанова 1910-го года, главной целью которой был поиск морского прохода от Архангельска до Камчатки, названного позже Северным морским путем. По отчету, изданному более 100 лет назад, экспедиция разыскивала по описаниям и фотографиям характерные скалы, горные обрывы, заливы. На одной из фотографий экспедиции Русанова можно наблюдать в бухте Норденшельда остатки бревен от избы норвежских зверобоев, гостеприимно напоивших русских исследователей чаем. Спустя век на этом самом месте все еще лежат винтовочные гильзы, выпущенные в Тромсе, треснувшие бутылки начала ХХ века.

Но все эти находки позволяют лишь строить разные гипотезы и догадки, тайна гибели экспедиции Русанова не раскрыта до сих пор.

***

Крайний Север и Арктика не раз служили фоном, на котором проявлялись самые выдающиеся качества человеческого характера, такие свойства, о которых человек, находящийся в обычной обстановке, может даже и не подозревать. Только люди, обладающие сильным характером, огромной волей, целеустремленностью и жаждой познаний могли заниматься такой деятельностью и совершать великие открытия, не щадя своих сил и здоровья.  

Роман В. А. Каверина «Два капитана» завершается фразой, которая проходит через все «сказание о двух капитанах». И даже не о двух, а о многих, посвятивших свою жизнь исследованию Севера: «Здесь покоится тело капитана И. Л. Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года. Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

В одном из своих прощальных писем капитана Татаринова есть слова: «Я пишу его в ту минуту, когда наше путешествие подходит к концу… нашей родине не приходится нас стыдиться». И еще: «Одно утешение – что моими трудами открыты и присоединены к России новые обширные земли».

Все три экспедиции 1912 г. закончились трагически. Так распорядилась история. Но зато отважным полярным путешественникам было суждено войти в историю географических открытий, а потом и в художественную литературу. И каждый уважающий себя человек должен знать, каким был путь каждого из них.

Неподалеку от острова Попова-Чухчина (двух матросов «Геркулеса» – Василия Гавриловича Попова и Александра Спиридоновича Чухчина) на картах появились названия, данные в честь капитана судна А. С. Кучина, нашедшего следы экспедиции Русанова М. И. Цыганюка и погибших в шторм летом 1934 года матросов «Сталинца» Ф. Казаринова и А. Савватеева, имена экспедиционных топографов И. Я. Воронцова, Д. Н. Еленевского, А. В. Кастерина.

В 1984 году в городе Полярном на улице Лунина появился необычный памятник – гранитная глыба, а на ней огромный древний церковный колокол. В 1988 году памятник изменил свой вид – колокол подняли на 3-х метровую высоту четырьмя опорами.

На гранитном камне под колоколом были установлены якорь с якорной цепью и памятная мраморная плита: «Под звон этого колокола уходили из Екатерининской гавани в северные широты знаменитые полярные экспедиции А. Толля (1900), В. Русанова (1912), Г. Брусилова (1912)». Автор «Двух капитанов» написал тогда: «Спасибо за памятник, единственный в своем роде».

Экспедицией с научно-исследовательского судна «Михаил Сомов» 28 октября 2010 года на острове Геркулес был также установлен памятный знак в честь А. С. Кучина и участников экспедиции В. А. Русанова на судне «Геркулес».

***

С начала 2000-х годов Россия уверенно возвращает себе позиции лидера в Арктическом регионе, обладающем внушительными запасами энергоресурсов – по данным геологических исследований США, на территории Арктики находятся до 22 % нераскрытых газовых месторождений и 13 % нефтяных месторождений от мировых запасов. Геологи не исключают, что регион также богат месторождениями золота, алмазов, никеля, угля и платины. Все эти «богатства» оцениваются в несколько миллиардов долларов и являются желанными объектами для участников Арктического совета. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие десятилетия арктический регион будет полностью свободным ото льда в летний период.

Южная оконечность Новой Земли

Благодаря развитию Северного морского пути, судоходные компании смогут экономить суммы, эквивалентные примерно половине операционных затрат на перевозку контейнеров из Восточной Азии в Северо-Западную Европу. Объясняется это тем, что «новые морские пути» примерно в два раза короче. На сегодняшний день только Россия обладает необходимой инфраструктурой для проведения «ледовой проводки» торговых судов.

Мы можем с уверенностью сказать: Россия была первой в Арктике и на Севере и сейчас продолжает ей оставаться, а наша задача – сделать все, чтобы эта ситуация не менялась.

Источники:

1. Аветисов, А. Арктический некрополь. Шаги реставрации. Часть 4: [публ. 2016 (№ 11. С. 6)] / Г. Аветисов. – Текст: электронный // С уважением к памяти: [электрон. газ.]. – URL: https://www.funeralassociation.ru/wp-content/uploads/pamjat/1611.pdf (дата обращения: 2.12.2023).

2. Авченко, В. Исторический мостик «Двух капитанов»: что можно прочитать между строк знаменитого романа Вениамина Каверина / В. Авченко. – Текст: электронный // Родина: электрон. науч.-ист. журн. – URL: https://rg.ru/2022/04/19/chto-mozhno-prochitat-mezhdu-strok-znamenitogo-romana-veniamina-kaverina.html (дата обращения: 2.12.2023).

3. Боярский, П. В. Морская арктическая комплексная экспедиция. История. Деятельность. Достижения: [публ. 2023. № 3 (53)] / П. В. Боярский. – Текст: электронный // Культурологический журнал: [сетевое изд.]. – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/580.html&j_id=52 (дата обращения: 2.12.2023).

4. Боярский, П. В. По следам судна «Геркулес» и его капитана Кучина / П. В. Боярский. – Текст: электронный // ВикиЧтение: [интернет-проект]. – URL: https://document.wikireading.ru/hQdSC4fu7A (дата обращения: 2.12.2023).

5. Два капитана и «Святая Анна». По следам героев из книг и жизни. – Текст: непосредственный // Черкашин, Н. А. Командоры полярных морей / Н. А. Черкашин. – Москва, 2017. – С. 120–123. – URL: https://knigolit.com/books/3382092-komandory-polyarnyh-morey/read/page-120 (дата обращения: 2.12.2023) ; То же в кн.: Черкашин, Н. А. Авантюры открытого моря / Н. А. Черкашин. – Москва, 2004. – С. 55–56. – URL: https://www.litlib.net/bk/120101/read/55 (дата обращения: 2.12.2023).

6. Историческая правда и художественный вымысел в романе В. Каверина «Два капитана». – Текст: электронный // Pandia.ru : интернет-изд. – URL: https://pandia.ru/text/77/409/47423.php (дата обращения: 22.11.2023).

7. История освоения русской Арктики: от поморских кочей к атомным ледоколам. – Текст: электронный // Arctic Russia = Арктический бюллетень: [портал]. – URL: https://arctic-russia.ru/article/istoriya-osvoeniya-russkoy-arktiki-ot-pomorskikh-kochey-k-atomnym-ledokolam/ (дата обращения: 22.11.2023).

8. К 110-летию экспедиции В.А. Русанова на яхте «Геркулес». – Текст: электронный // Орел по-Русски: [информ. портал]. – URL: http://орелпорусски.рф/2022/08/03/k-110-letiyu-ekspeditsii-v-a-rusanova-na-yahte-gerkules/ (дата обращения: 3.12.2023).

9. Каверин, В. А. Два капитана: роман / В. А. Каверин. – Москва: Нигма, 2019. – 714, [5] с. – ISBN 978-5-4335-0559-9. – Текст: непосредственный. – URL: https://azbyka.ru/fiction/dva-kapitana-kaverin/#ch_0_1 (дата обращения: 22.11.2023).  

10. Каверин, В. А. Письмо к читателям В. Каверина (об истории создания романа «Два капитана») / В. А. Каверин. – Текст: электронный // Что читать детям: [сайт]. – URL: http://chto-chitat-detyam.ru/kaverin-pismo.html (дата обращения: 6.12.2023).

11. Катков, С. Экспедиция на архипелаг Новая Земля / С. Катков. – Текст: электронный // Центр современной истории: [сайт]. – URL: https://history-center.org/novaya-zemlya/ (дата обращения: 22.11.2023).

12. Князев, С. «Тайна гибели экспедиции полностью не раскрыта»: что принесли России исследования Владимира Русанова / С. Князев, М. Лобанов. – Текст: электронный // RT на русском: [новост. портал] https://russian.rt.com/science/article/802628-vladimir-rusanov-issledovatel (дата обращения: 3.12.2023).

13. Лазарев, А. «Два капитана» – жизнь и вымысел: [публ. 2011. № 17] / А. Лазарев. – Текст: электронный // Секретные материалы 20 века: электрон. газ. – URL: https://www.xfile.ru/x-files/bright_world/dva_kapitana_zhizn_i_vymysel/ (дата обращения: 22.11.2023).

14. Mиxaил Ивaнoвич Цыганюк. – Текст: электронный // Военно-морской флот России: [сайт]. – URL: http://www.navy.su/persons/24/mi_tsyganyk.htm (дата обращения: 2.12.2023).

15. Непомнящий, Н. Н. Последнее плавание «Геркулеса»: по следам экспедиции Русанова. – Текст: непосредственный // Непомнящий, Н. Н. Загадки истории России / Н. Н. Непомнящий. – Москва, 2012. – URL: https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post363035612 (дата обращения: 2.12.2023).

16. Нераскрытая тайна гибели экспедиции Русанова. – Текст: электронный // Дзен: [яндекс-платформа]. – URL: https://dzen.ru/a/XwhE9UauvkvuQKgu (дата обращения: 2.12.2023).

17. 1 октября 1987 года умер Цыганюк Михаил Иванович. – Текст: электронный // ВКонтакте: [соц. сеть]. – URL: https://vk.com/wall-191044188_32558 (дата обращения: 2.12.2023).

18. По следам капитанов. – Текст: электронный // Юниор Спорт: [молодеж. журн. о спорте]. – URL: http://uniorsport.ru/po_sledam_kapitanov.php (дата обращения: 2.12.2023).

19. Попов, С. В. Автографы на картах / С. В. Попов. – Текст: электронный // Полярная Почта: [портал]. – URL: http://www.polarpost.ru/Library/Popov-avtograph/text-avtograf_na_karte-12.html (дата обращения: 2.12.2023).

20. Попов, С. В. Острова полярных гидрографов / С. В. Попов. – Текст: электронный // ANTARCTIC.SU: [сайт]. – URL: http://antarctic.su/books/item/f00/s00/z0000031/st015.shtml (дата обращения: 2.12.2023).

21. Попов, С. Люди, ставшие островами / С. Попов. – Текст: непосредственный // Уральский следопыт. – 1989. – № 6. – URL: https://uralstalker.com/uarch/us/1989/06/40/ (дата обращения: 2.12.2023).

22. Сведения о Михаиле Цыганюке из учетно-послужной картотеки. – Текст: электронный // Память народа: [электрон. банк док.]. – URL: https://poisk.re/person/officers/11338906 (дата обращения: 2.12.2023).

23. Сидорчик, А. Тайна «Святой Анны». История, которая легла в основу романа «Два капитана» / А. Сидорчик. – Текст: электронный // Аргументы и Факты: [сайт]. – URL: https://aif.ru/society/history/tayna_svyatoy_anny_istoriya_kotoraya_legla_v_osnovu_romana_dva_kapitana (дата обращения: 2.12.2023).

24. Тайна безымянного острова. – Текст: электронный // Pandia.ru: [интернет-изд.]. – URL: https://pandia.ru/296796/ (дата обращения: 2.12.2023).

25. Топонимика морей советской Арктики / сост. С. В. Попов, В. А. Троицкий. – Ленинград, 1972. – Текст: непосредственный // Кольские карты: [интернет-проект]. – URL: https://www.kolamap.ru/library/1972_topo/predislovie.html (дата обращения: 2.12.2023). Содерж.: 8. Шхеры Минина. – URL: https://www.kolamap.ru/library/1972_topo/08.html ; 9. Берег Харитона Лаптева. – URL: https://www.kolamap.ru/library/1972_topo/09.html ; 10. Архипелаг Норденшельда. – URL: https://www.kolamap.ru/library/1972_topo/10.html.

26. Цыганюк Михаил Иванович. – Текст: непосредственный // Аветисов, Г. П. Имена на карте Арктики = The names on the geographical Arctic map / Г. П. Аветисов. – СПб., 2009. – URL: https://gpavet.narod.ru/Names4/tsigan.htm (дата обращения: 2.12.2023).

27. Чижова, М. Историческая правда и художественный вымысел в романе В. Каверина «Два капитана» / М. Чижова. – Текст: электронный // Pandia.ru: [интернет-изд.]. – URL: https://pandia.ru/text/77/409/47423.php (дата обращения: 2.12.2023).

28. Шпаро, Д. Путь, прочерченный пунктиром / Д. Шпаро, А. Шумилов. – Текст: непосредственный // Вокруг света. – 1977. – № 7. – С. 16–22. – URL: https://bookscafe.net/read/vokrug_sveta-zhurnal_vokrug_sveta_07_za_1977_god-247421.html#p16 (дата обращения: 2.12.2023).

29. Экспедиция Русанова. Последний подвиг «Геркулеса»: [докум. фильм, 2014] / Э. Тухарели, Н. Изотова, Е. Миляева; Русское географическое общество. – Изображение (движущееся; двухмерное). Музыка. Устная речь: электронные // Дзен: [яндекс-платформа]. – URL: https://dzen.ru/video/watch/60807dc269f1a26217de2a8b?f=d2d (дата обращения: 6.12.2023). – Видео, 56 мин.

Количество просмотров: 928  

Добавить комментарий

Target Image
1. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы