«Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении

 
 

Шадрина Дарья Олеговна,

магистрант Института истории,

гуманитарного и социального образования НГПУ

 

«Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении

Высокий профессионализм – обращенное в профессию творчество.

Л. Я. Гинзбург

Я хочу поделиться воспоминаниями моего дедушки Станислава Петровича Скорнякова (1942 года рождения). Он является доктором технических наук, автором 35 научных работ и 13 патентов на изобретения в СССР и РФ, а также инженером Новосибирского завода полупроводниковых приборов «Восток». Размышляя о собственном становлении как изобретателя, профессионала своего дела, Станислав Петрович отмечает значимость полученного им школьного и высшего профессионального образования. Беседа, проведенная по моей инициативе, была эмоциональной, дедушка с теплотой вспоминал свои школьные и студенческие годы.

При записи воспоминаний использовался метод дословной фиксации с последующим переводом в письменную форму. Для удобства прочтения текст разбит мною на основные блоки.

В воспоминаниях Станислава Петровича содержатся данные о принципах организации системы обучения школьников и студентов, подготовки профессиональных кадров в СССР, об уровне материального обеспечения студентов, их досуге и возможностях развития их исследовательских компетенций. Мне представляется, что воспоминания дедушки представляют собой ценный материал о повседневной жизни учащейся молодежи в СССР конца 1950-х – 1960-х гг. Материалы воспоминаний могут быть использованы в научных исследованиях социокультурного пространства и повседневной жизни молодежи в период «оттепели», их можно привлекать в качестве исторического источника в школьном курсе «История России». И конечно, записанные мною воспоминаний станут нашим семейным достоянием.

Станислав Петрович Скорняков, 1962 г.

Школьные годы.

В 1959 году в школе № 25 города Комсомольск-на-Амуре я окончил десять классов. Тем, кто не хотел в институт поступать, а конкретно уже нацеливался на техникумы или еще куда-то уходил после 10 классов, выдавали справку… Мне очень круто повезло, что везде было одинаковое образование, везде были одни и те же учебники. До этого я несколько лет в Крыму учился. Мне там повезло на учительницу русского языка и на математичку. Там еще условия у меня такие были – нас всего 10 человек было, это был санаторий Министерства обороны [1], там я три с половиной года лежал. С учителями было очень здорово, здесь математичка очень хорошая была, русский язык – посредственно.

Я получил базовое образование в Крыму. Там нас основательно готовили. И учитель химии была тоже очень такая [хорошая], татарка, кстати говоря, звали Тамарой Григорьевной. Поэтому я, когда мои братья [2], один за другим, уезжали в Москву и поступали в Менделеевский институт [3], тоже нацелился на Менделеевский институт. Там важную роль играла наша тетя, она была замужем за выходцем из этого Менделеевского института, который стал потом ректором [4] филиала этого института в Новомосковске [5]. Причем этот филиал новомосковский по масштабам больше был, чем в Москве, но Менделеевский институт, он [существовал] еще с XIX века, потому там уже сложившиеся методики преподавания, профессора...

Высшее профессиональное образование.

Попал я [в Московский химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева], когда мои братья уже там учились. Когда я поступил на первый курс, было много людей, ну, в основном москвичи. У нас, по крайней мере, в группе из 23 человек всего пятеро было приезжих…

Экзамены [вступительные] исключительно по билетам. Всего пять экзаменов, в том числе физика, химия, математика, русский язык, сочинение. Сдал только один какой-то [экзамен] на четверку… Основные там – химия, физика, математика – исключительно на пятерки. Конкурс был примерно семь человек на место на самый престижный физико-химический факультет, где готовили специалистов для атомной промышленности. Моя специальность называлась «Разделение изотопов», и я должен был работать [после выпуска] на фабриках, выпускающих ТВЭЛ [6].

Я [только] проучился там два с половиной года с перерывом, как опять попал в санаторий Министерства обороны в Евпатории. Там год полежал, отстал от своих ребят…

Учился я на повышенную стипендию. Стипендия была 45 рублей, когда поступили на этот факультет, в то время как на остальных факультетах – 35 рублей на первом курсе, потому что ядерное [ядерная промышленность], к чему нас готовили, – вредности эти все. Когда я получал на втором курсе и далее повышенную стипендию, стипендия у меня была 62,5 рубля, а инженер на заводе [Новосибирском заводе полупроводниковых приборов], когда мы сюда приехали [1966 г.], – 95 рублей.

Стипендия была достаточно высокой. Примерно 1 рубль [в месяц] за общежитие, в Москве в то время за 50 копеек полноценный обед можно было [купить] с котлетой, да борщ с мясом, да компот или кофе, да и салатик еще какой-нибудь, винегрет… Поэтому жили мы, дай Бог… Поэтому были деньги на то, чтобы покупать хорошие вина, и так далее. У нас каждую субботу в вестибюле, паркетом уложенном, оркестр живой [играл], да мы там еще и радовались грузинским винам, девушкам и так далее… Вот как раньше было все организовано… В походы ходили по Подмосковью и прочее…

Когда я вернулся на третий курс с санатория, где меня оперировали военные хирурги, и они меня починили, вдруг началась новая эра в электронной промышленности полупроводниковой. Это был 1962 год… Нужно было готовить кадры, и такой факультет был организован – «Диэлектрики полупроводники» при Институте стали и сплавов [7]. Набирали ребят, причем самых таких [способных]. Их набирали из всех вузов, которые есть, так сказать, приглашали, причем с сохранением им проживания в тех общежитиях, где они жили… Я чувствовал себя отставшим от своих ребят, и это было одним из мотивов, почему я туда пошёл. Не потому, что там что новое, интересное – мне здесь было интересно – химия.

Пришёл я в этот самый [Московский институт стали и сплавов], но там, в отличие от того, что полтора века уже Менделеевский институт складывался, это новый факультет организовали… Там преподаватели, во-первых, тоже приглашенные были, которые физику нам читали полупроводников, те, которые учебники эти и прочие сочиняли, молодые, методика образования была на нуле. На лекции не интересно было ходить. Поэтому мое базовое образование я получил в Менделеевском институте, где мощная математика, мощная физика, мощнейшая химия, да. Менталитет такой, который мне потом потребовался, потому что вся наша электронная промышленность и все технологии – это химия.

У нас практика была во Всесоюзном электротехническом институте [8], где [проводились] исследования и [осуществлялось] производство. Я попал в исследовательскую лабораторию, там были не проводники, а вакуумные гасительные камеры... Там они меня приобщили к тому, что я установки эти все собирал… Я высказал идею одного изобретения, но руководитель [лаборатории] это дело не стал оформлять. Я вообще не понимал, что такое изобретение, там у нас были только предложения – как там что-то улучшить. За предложения платили деньги, мы их оформляли [как рационализаторские предложения].

Нас человек 12 было в этой лаборатории, мы на эти деньги смогли летом уехать на Плещеево озеро [9] – вот сколько денег получили только по рационализаторским этим предложениям… Мы жили две недели на берегу Плещеева озера, там, где Ярославль Залесский [недалеко]. Там по трем сторонам стояли дачи Василия Сталина [10], которые, конечно, не эксплуатировались, но от конкретных [дач] были трапы такие деревянные. Озеро – оно такое мелководное, там километр надо пройти по пояс в воде. Берег камышами там заросший. Какая-то глубина за этим километром начинается, там [стоит] ботик Петра I…

Там малины было в это время что-то немеряно... Значит, у нас [так] полагалось: дежурные с утра встают, двое, которые готовят завтрак нам, и они же обязаны были собрать нам малину на десерт – по чашке каждому... В футбол играли. Байдарка у нас была надувная… Я еще рыбу ловил. У меня такая острога была – прут металлический, за кончик привязывал резиновый бинт, натягивал... Рыбу, значит, вижу – я ее отпускаю, эту резинку, – она как подводное ружье… Она такая мощная была, что рыбу на две части разрывало. Я там главным рыбаком был.

Я эти навыки из Крыма привез. Там, конечно, Черное море… В этом плане мне очень здорово жилось, и много чего нового [узнал], навыки всякие приобрел. Там я получил вот эту «закваску» изобретателя…

Распределение выпускников после окончания института.

На лекции я не ходил… Раздолбай был в Институте стали и сплавов…

Москвичи все остались [в Москве], естественно. В Институте стали и сплавов иногородних было всего четыре человека: [я,] две девочки из Липецка и мой дружок, тоже из Липецка. Значит, эти девочки – я не знаю, куда они [распределены], но там пригороды под Москвой, а этот [друг] тоже в пригороде. Они, наверное, присутствовали, их спрашивали, куда распределять, а я не присутствовал при этом.

Меня распределили в Ригу – Рижский завод полупроводниковых приборов. Я прихожу, они говорят:

– Собирай монатки свои. Вот тебе документы, дипломы, и езжай в Ригу.

– Я не хочу в Ригу. Чё мне там делать-то? – А ещё, – говорю, – куда [можно]?

– В Минск можно или в Новосибирск.

– Я и в Минск не хочу... Поеду в Новосибирск.

Но для того, чтобы это сделать, я два дня ходил по чиновникам, чтобы меня переписали. Распределение было в то время построено на том, если ты учился, тебе стипендию платили, государство платило, будь добр два года отработай там, куда тебя направят. Если ты туда не явился, это дело уже уголовное – тебя найдут и посодют, а не посодют, то что-нибудь сделают…

Работники Новосибирского завода полупроводниковых приборов «Восток»
на митинге 1 мая 1980 г. С. П. Скорняков – в центре, в шапке-ушанке

Примечания

[1] Евпаторийский военный детский клинический санаторий им. Е. П. Глинки.

[2] Скорняков Эдуард Петрович (06.06.1938–16.08.2016), Скорняков Валерий Петрович (род. 16.04.1940).

[3] Московский химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева.

[4] Кириченко Эдуард Александрович – советский ученый, в 1960–1985 гг. директор Новомосковского филиала МХТИ, доктор химических наук, профессор, почетный гражданин Новомосковска.

[5] Новомосковский институт РХТУ им. Д. И. Менделеева.

[6] ТВЭЛ (тепловыделяющий элемент) – главный конструктивный элемент активной зоны гетерогенного ядерного реактора, содержащий ядерное топливо.

[7] Факультет «Полупроводниковые материалы и приборы» Московского института стали и сплавов (сейчас – Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»).

[8] До 29 декабря 2017 г. полное наименование – федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский электротехнический институт им. В. И. Ленина». Затем – Всероссийский электротехнический институт – филиал федерального государственного унитарного предприятия «Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики им. академика Е. И. Забабахина».

[9] Плещеево озеро – пресноводное озеро на юго-западе Ярославской области. Входит в состав национального парка «Плещеево озеро».

[10] Сталин Василий Иосифович – советский военный летчик, генерал-лейтенант авиации. Командующий ВВС Московского военного округа. Младший сын И. В. Сталина.

Количество просмотров: 784  

Добавить комментарий

Target Image
1. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы