Город без рождения

 
 

Голодяев Константин Артёмович,

научный сотрудник МАУК «Музей Новосибирска»

 

Город без рождения

В год празднования 130-летия Новосибирска предлагаю вновь обратиться к сакральной дате – 30 апреля 1893 года, которую мы официально считаем днём основания нашего огромного города, третьего в России по численности населения.

Мы не будем сегодня бегать по возможным «вариантам» основания: от петровских времён до начала 20 века; и не будем спорить о берегах и понятиях: основание, образование, рождение, возникновение; не будем перечислять имён «основателей» фактических и легендарных. Этому вопросу посвящён целый ряд работ академических учёных и не очень учёных.

Рассмотрим 30 апреля или 12 мая по новому стилю. Данная версия даты основания Новосибирска в 1978 году была обоснована доктором исторических наук Л. М. Горюшкиным: «...На наш взгляд, основание города следовало бы датировать 30 апреля 1893 года, когда с началом навигации на правом берегу Оби появились рабочие, первые строители железнодорожного моста <...> Новосибирск основали рабочие».[1] Идеологически правильный советский посыл: наш город впервые был основан не царским повелением, не лихими служивыми или пронырливыми купцами, а пролетариатом, рабочими!

Хорошо, но мы точно знаем, что строители железнодорожного моста, прибывшие 30 апреля, сошли не на пустынный берег, и были вовсе не первыми. «Местность на правом берегу Оби при устье Каменки находится в бору, уже застроена с давних времён как по ту, так и по другую сторону речки Каменки».[2] Люди здесь уже жили, были переправы, на Каменке как минимум с 1860-х годов работали мельницы, больше десятилетия существовал у устья речки и Кривощёковский выселок.

Некоторые исследователи относят устройство здесь причалов и складов пароходств даже на 1889 год, а о уже состоявшемся переселении на правый берег семей кривощёковцев упоминает множество архивных документов: «к сему и усмотрели удобные места, неподалеку от прежнего жительства, по правую и по левую стороны реки Оби. Первое относится к правому берегу Оби и находится на самом берегу при устье небольшой реки по названию Каменка, которая, впав своим течением в главную реку Обью <…> и на сих обозначенных местах в настоящее время уже некоторые в довольном количестве имеют домостроительство».[3]

Также в 1892 году Кривощёковский сельский сход «имел суждение» и приговорил к прошению о переносе села. Здесь же указывалось, что переселение практически уже идёт – «в настоящее время многие из нас жители переселились на гору, а другие на противоположную сторону за реку Обь, где в настоящее время имеется построенных домов 40 слишком».[4]

В телеграмме жителей посёлка на имя императора также сказано: «С 1892 года по берегу реки Обь, у железнодорожной станции Обь мы заселили посёлок с разрешения начальства».[5] Тот же Горюшкин пишет, что известный в будущем почётный железнодорожник И. А. Волколаков пришёл сюда «в 1892 г. в составе большой партии вместе с десятилетним сыном»,[6] писал о раннем заселении посёлка и первый его староста И. Г. Титлянов.[7]

Далее приказчик купца Е. А. Жернакова М. В. Можаров свидетельствует об уже развернувшихся тут работах: «в 1892 г. начались подготовительные работы по постройке через р. Обь железнодорожного моста, и вместе с тем к месту работ прибыло много строителей и рабочих».[8]

Сибирский биолог и географ Х. Х. Мелеск на основании «данных дневника работ на 20.03.1893 г.» утверждает, что строительные работы в глубине Приобского бора – на станции Обь уже кипели: «Начаты рубка просек и отсыпка насыпи от ст. Обь на восток, начато строительство станции, отправлено пароходом оборудование для лесопильного завода и временных мастерских».[9]

Об этом 35 лет спустя, в марте 1928 года упоминает в своей исторической записке один из первых поселенцев посёлка Н. П. Литвинов. В очерке «К развитию Новониколаевска ныне Новосибирска» он пишет: «Работа на железной дороге еще не начиналась. Шли заготовки камня, подвозили и собирали кессоны, рыли котлованы, возводили временные и постоянные постройки. Восточный участок к нашему приезду уже начинал строился, он шёл с правого берега Оби до Тайги и далее. <…> Выше по Каменке также врытые в её высокие берега и по эту сторону ныне Мостовой улицы с дороги, сквозь ажуры леса, виднелись легкие домики, неизвестных мне и по сие время людей. Одна, широкая, наезженная дорога, вела поперек бора к деревне Каменке, а другая, в одну колею, вела на станцию (видимо, «Обь» – К.Г.) Обе дороги обступали величественные сосны, они стояли задумчиво чуть шевеля хвоей, и даже грозные ураганы, по словам стариков, не мешали им покойно дремать и смотреть вглубь веков».[10]

Вся эта нестыковка с официально принятым 1893 годом видна потому, что мы почему-то совершенно затеняем постановление Кабинета министров Российской империи от 1892 года: «Утвердить направление Западно-Сибирской железной дороги от Челябинска на города: Курган, Петропавловск, Омск, Каинск, с переходом р. Оби у села Кривощекова до станции Почитанской, Средне-Сибирской железной дороги, в обход гор. Томска».[11]

Оно было высочайше утверждено 8 мая 1892 года, после чего и приехали на место будущего мегаполиса первые строители, и началось активное переселение на правый берег кривощёковцев.

Да, ещё оставался на рассмотрении правительства вопрос выбора устройства перехода через сибирские реки: будут это временные паровые переправы или нужно строить постоянные мосты, но станция «Обь» уже была утверждена и прибытие на её место строителей всё равно отодвигает даже «пролетарское решение» вопроса почти на год.

Но вернёмся в «исторически выверенный» 1893 год. 16 февраля на соединенном присутствии Комитета Сибирской дороги, Комитета Министров и Департамента Государственной Экономии Госсовета принято Положение «утвердить направление Средне-Сибирской железной дороги от перехода р. Оби у сел. Кривощекова. <…> разрешить сооружение постоянных мостов через р.р. Иртыш, Обь и Енисей»,[12] через 11 дней опять же утвержденное императором Александром III. Ещё одно высочайшее решение относительно выбора Кривощёково, и на место строительства готовятся к отправке новые рабочие партии.

И вот, уже через два месяца, 30 апреля с началом навигации к устью Каменки пришвартовались пароходы (баржи) с первым отрядом квалифицированных рабочих-железнодорожников, которых привезли к нам со строительства Самаро-Златоустовской железной дороги. Именно этот день сегодня и считается общепринятой датой основания Новосибирска.

Немного задумаемся.

«С началом навигации». Сегодня, когда Обь перекрыта Новосибирской ГЭС, и ледовая обстановка на реке другая, паводки не такие страшные, навигация у нас открывается, как правило, 1 мая. Хотя дата эта достаточно условная. А наши строители прибывают уже 30 апреля. Почему нет? Но было же и время в пути. И откуда они отплыли? Железная дорога не проложена ещё даже до Кургана. Т.е., вероятно, рабочие гужевым путём добрались до Тобольска, а там уже на Иртыше сели на баржи и двинулись… на север, к слиянию с Обью. Видимо, по первой воде, сразу после ледохода. Сколько ход баржи от Тобольска до Новосибирска? С ночёвками и против течения. В прошлом, 2022 году в Сургуте ледоход прошёл 5 мая (или 23 апреля по календарю 1893 года). А через неделю они были у нас. В принципе, можно успеть. По только что освободившейся воде. Но жёстко и холодно.

Следующий момент. В очерке 1924 года, также приписываемому тому же Н. П. Литвинову, уже была допущена ошибка, которая, к сожалению, размножилась у Л. М. Горюшкина и других историков: «весной 1893 года прибыли на пароходах Западно-Сибирского пароходства и торговли на место постройки моста технические силы».[13]

Но такого Товарищества в тот год ещё не существовало. В начале 1890-х основные перевозки на Оби осуществляли суда тобольских купцов-миллионеров Ивана Корнилова и Михаила Плотникова, тюменского купца Василия Жернакова, барнаульского дворянина Михаила Функа. А «Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли» (Товарпар) образовано лишь через 5 лет, в 1898 году. Эти документы у нас в архиве области есть. «Занималось грузопассажирскими перевозками по рекам Западной Сибири, располагая для этого своими пароходами, баржами, парусными судами, а также складскими помещениями и пристанями. Товарищество имело агентства в Тюмени, Ачинске, Барнауле, Бийске, Новониколаевске и т.д. Правление товарищества находилось в г. Тюмени, а с 1912 г. в Санкт-Петербурге».[14] В период с 1898 по 1917 годы на балансе Товарпара состояло 55 паровых судов разной грузоподъемности и мощности.

Дальше больше. Уважаемый Н. П. Литвинов, всё более становящийся походить на сказочника, в своём очерке уже 1928 года, пишет «31 апреля 1893 г. В этот день из с. Колывани выехал поезд, состоявший из шести экипажей. То двигался поезд инженера Будагова. 3,5 часа езды и наконец долгожданная деревня, впрочем, в ней была чахлая церковка, а потому называлась селом. Село грязное, дома старые покосившиеся, впрочем, имелась одна каменная лавка и большой деревянный дом купца Жернакова».[15] И здесь тоже напутал - Можаров пишет, что поставил этот магазин на левом берегу лишь в августе.

Из проведённого анализа источников можно сделать вывод, что факт прибытия рабочих-строителей железной дороги и моста через Обь на берег поселения под названием Кривощёковский выселок именно в день 30 апреля не зафиксирован ни одним документом. Во всяком случае, на сегодняшний день они не обнаружены. Эта дата упомянута лишь в данном рукописном очерке Литвинова, который написал и про 31 апреля, и про несуществующее пароходство, и про дом Жернакова, и далее ещё про то, что «с этого момента (20 марта 1894 года по ст. стилю) гор. Новониколаевск ведет свое летоисчисление».[16]

Ну, автор записок мог, конечно, и не знать, что пароходство это было создано лишь в 1898 году, но что 31 апреля в календаре отсутствует – автор разве не знал? А может просто описался или решил так подшутить над нами?  В общем, как-то всё поставил под сомнение. Как-то слабоватая, путанная база для определения даты основания мегаполиса.

С одной стороны, у нас есть два решения императора России (1892 и 1893 годов) относительно роли села Кривощёково, которых мы не замечаем (или не хотим замечать), с другой обрывок рукописной записки с датой 31 апреля, с которым мы безусловно соглашаемся. Как-то не равновелико.

Что ж, выбор историками сделан, но выражу мнение, что данная памятная дата не связана с наукой, условна, не документальна и не состоятельна, а выделена искусственно и сформирована в советский период с политическим социальным акцентом, что город основан не царским правительством, а писателем–социалистом (Н. Г. Гариным-Михайловским) и пролетариями, рабочими-строителями. Дату обосновывают и экономически: с 1893 года жители бывших здесь поселений с сельскохозяйственного производства в целом перешли к индустриальному. Именно эта дата (30 апреля) прописана во всей справочной литературе, к ней привыкли и власти, и жители, она и называется историками «датой общественного согласия».

В 1990 году специальная комиссия Новосибирского горсовета под председательством директора ИИФФ СО АН СССР Л. М. Горюшкина дополнительно рассматривала данный вопрос и снова пришла к выводу: «12 мая 1993 года можно считать днем векового юбилея города…».[17] Выводы комиссии были приняты девятнадцатью голосами против одного.

Но я напомню прекрасные слова кандидата исторических наук из Барнаула, уважаемого Аркадия Васильевича Контева: «Общепризнанность суждения не является доказательством его истинности».[18] Отсутствие документа об основании 30 апреля прекрасно их подтверждает.

Конечно, вопрос даты основания Ново-Николаевска – Новосибирска действительно волнует местных краеведов и часть общественности, он требует серьёзной проработки и необходимости дополнительного комплексного изучения документов, а многие из которых, ещё не исследованных и не введённых в научный оборот, хранятся не здесь, а в архивах Москвы и Петербурга.

Конечно, гораздо привычнее и спокойнее отмечать дату, не существующую ни в одном документе. Но мне думается, что для самосознания Новосибирска будет полезным сконцентрировать научные силы города и региона, сосредоточить их усилия на дальнейшем изучении данного вопроса на основе новых документов, свежих теоретических подходов, корректных научных дискуссий.

Эта работа, выполняемая с целью установлению согласованной точки отсчёта его основания и городского образования, потребует значительного времени и не меньшего периода обоснования результатов исследования как среди российского научного сообщества, так и жителей города и Новосибирской области.

Ну, и напоследок, раз Николай Павлович Литвинов задал нам в своих записках такой шутливый тон, то я сразу прошу прощения и тоже позволю себе несколько похулиганить и описать как мне видится «общепризнанный» момент основания Новосибирска.

Морозное утро 31 апреля. К обеду выглянуло солнышко, и вот к абсолютно дикому, пустынному берегу швартуются призрачные баржи, летучие голландцы. Проснувшиеся и голодные медведи выглядывают из леса и с аппетитом разглядывают несколько десятков абсолютно трезвых рабочих, которые после нескольких недель ледяного и утомительного плавания спускаются по сходням на берег. За плечами у них кирки и лопаты, впереди красное знамя. На берегу тружеников встречает известный писатель (который это место и разведал) революционер Николай Георгиевич Гарин-Михайловский с раскрытой книгой Карла Маркса. От волны нестерпимого запаха медведи спешно прячутся в тайгу. Город Новосибирск основан!

Список литературы:

1. Город Новониколаевск. Исторический очерк // // Весь Новониколаевск, адресно-справочная книга на 1924-1925 гг. Новониколаевск. 1924.

2. Горюшкин Л. М, Бочанова Г. А, Цепляев Л. Н. Новосибирск в историческом прошлом. Новосибирск: Наука. 1978. 296 с.

3. Задорожняя О. А. Паровой флот «Товарищества Западно – Сибирского пароходства и торговли» (1898-1917 гг.) [Электронный ресурс] // Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/parovoy-flot-tovarischestva-zapadno-si...(дата обращения 13.09.2022).

4. Мелеск Х. Х. Сибирская железная дорога. Безуездный город Сибири // Новосибирск: Историко-географический атлас / Редкол.: Мелеск Х.Х. (отв. ред.) и др. Москва: Роскартография. 1993. 119 с.

5. Об утверждении направления Средне-Сибирской железной дороги. СПб: МПС. Упр. казен. жел. дор. Тех. отдел. 1893. 51 с.

6. Саблер С. В., Сосновский И. В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем / под гл. ред. статс-секр. Куломзина. СПб: Гос. тип. 1903. 472 с.

Статья опубликована в электронном журнале «Сибирский архив». 2023. № 2

под названием «Недостаточность документальной базы

в отношении выбора даты основания Новосибирска».

 

 

[1] Горюшкин Л. М, Бочанова Г. А, Цепляев Л. Н. Новосибирск в историческом прошлом. Новосибирск: Наука. 1978. 296 с. С. 45.

[2]Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 3. Оп. 1. Д. 879. Л. 13.

[3]Там же.  Л. 1, 2.

[4]Там же.  Л. 4.

[5]Там же. Д. 81. Л. 27.

[6] Горюшкин Л. М… 1978.  С. 36.

[7] Там же. С. 45.

[8] Можаров Мих. К 25-летию г. Ново-Николаевска // Русская Речь. Ново-Николаевск. 2 апреля 1919 г. № 69. С. 1, 2.

[9]Мелеск Х. Х. Сибирская железная дорога. Безуездный город Сибири // Новосибирск: Историко-географический атлас / Редкол.: Мелеск Х.Х. (отв. ред.) и др. Москва: Роскартография. 1993. 119 с. С.2.

[10]Новосибирский государственный краеведческий музей (НОКМ). ОФ-17417-1.

[11] Начало железнодорожных работ между Челябинском и Омском // Сибирский вестник политики, литературы и общественной жизни. 1892. № 71. Приложение 23 июня. С. 1.

[12] Об утверждении направления Средне-Сибирской железной дороги. СПб: МПС. Упр. казен. жел. дор. Тех. отдел. 1893. 51 с.

[14] Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Д-145. Оп. 1. Д. 51.

[15] НОКМ. ОФ-17417-1.

[16] Город Новониколаевск. Исторический очерк…

[17] Из материалов комиссии горсовета по истории // Вечерний Новосибирск. 1990. № 237. 13 октября. С. 4.

[18] Контев A. В. Легенда о тайной плавке А. Демидовым алтайского серебра: факты и вымысел // История Алтайского края. XVIII-XX вв. / отв. ред-р Щеглова Т. К. Барнаул: издательство БГПУ. 2004. 430 с. С. 11-43.

Количество просмотров: 1310  

Добавить комментарий

Target Image
1. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы