Одной из важных задач дошкольного образования является приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также привитие интереса к истории и культуре своей страны, воспитание любви к малой родине, воспитание уважения к своей семье, воспитание и развитие ребёнка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.
Чтобы реализовать эти задачи, можно прибегнуть к различным методам и технологиям. Близкой и интересной для нас оказалась музейная педагогика. Она является одной из новейших технологий в дошкольном образовании.
Основной целью музейной педагогики является включение историко-культурного наследия в образование. Создание мини-музея в дошкольном образовательном учреждении решает множество задач, таких как:
– формирование у дошкольников представлений и знаний о музеях;
– обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
– обогащение и расширение предметно-пространственной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения;
– расширение кругозора детей дошкольного возраста;
– развитие познавательных способностей;
– формирование исследовательских умений и навыков;
– развитие творческого мышления и воображения;
– формирование активной жизненной позиции;
– формирование личности с духовно-нравственными ценностями.
Тематика мини-музеев может быть достаточно разнообразной. Во многом это зависит от интересов и «запросов» дошкольников. Это могут быть музеи литературы, музеи природы, фольклорные и др.
Не так давно в нашем детском саду проходил смотр-конкурс мини-музеев «Сибирь многогранная». С учётом возраста детей, их интересов, вопросов в рамках проведения конкурса было решено создать несколько мини-музеев. Мы подготовили и создали музей «Игрушки народов Сибири», «Чудо-деревья».
В создании музеев принимали участие все участники образовательного процесса: дети, педагоги, родители. При создании музея «Игрушки народов Сибири» педагогами была изучена история возникновения и особенности сибирских игрушек, даны консультации и рекомендации родителям воспитанников по изготовлению игрушек, составлен паспорт мини-музея. Родители и дети с большим интересом изготавливали и предоставляли экспонаты для музея.
Совместными усилиями родителей, детей и педагогов нам удалось организовать мини-музей «Чудо-деревья», который включает в себя наглядный материал по разнообразию и строению деревьев, коллекцию шишек от разных хвойных деревьев, различные спилы деревьев, кору, гербарий, а также всевозможные экспонаты из дерева – посуда, шкатулки, украшения, игрушки и т. д.
Дети и родители активно принимали участие в создании мини-музея и с радостью приносили экспонаты, изготовленные из дерева. Работу в мини-музее мы ведем с учётом следующих принципов: наглядность, доступность, динамичность.
В результате использования мини-музея в работе дети начинают приобщаться к культуре родного края, приобретают интерес к настоящим музеям, воспитывается способность самостоятельно изучать окружающий мир.
Использование музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении может стать началом интересного и познавательного пути ребёнка в мир культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина нашей большой страны.