Искусство воспитания личности

Хаценюк Тамара Андреевна, Удодина Вера Евгеньевна, Никитина Елена Петровна

В настоящее время мы наблюдаем значительные изменения, происходящие в системе образования. Перед учреждениями дополнительного образования стоят новые задачи, которые предусмотрены нормативными документами. В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает обновление содержания дополнительного образования, повышение качества и вариативности образовательных программ. Все эти преобразования требуют совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров.

Развитие системы наставничества в ЦРТДиЮ «Заельцовский»

Томилова Елена Викторовна

Перед учреждением дополнительного образования на сегодняшний день выстраиваются важные задачи по обновлению содержания дополнительного образования, повышению качества и вариативности образовательных программ. Огромное значение приобретают вопросы формирования кадрового потенциала, и особенно остро стоит задача привлечения и приобщения к работе в Центре молодых педагогов.

Роль команды наставников в подготовке педагогов к конкурсам профессионального мастерства

Щедренко Ольга Станиславовна

Современная ситуация в образовательной системе предъявляет высокие требования к педагогам, которые являются ключевыми фигурами внедрения инноваций. В связи с этим постоянно ищутся новые формы и методы работы, способствующие повышению уровня педагогической компетентности. Один из таких методов – участие в конкурсах профессионального мастерства, которые способствуют личностной и профессиональной самореализации педагога. Важно отметить, что конкурсы педагогического мастерства меняют отношение к себе как к профессионалу.

Наставничество как инструмент корпоративного обучения в ЦРТДиЮ «Заельцовский»

Пак Ирина Александровна

В настоящее время в условиях модернизации российского образования к педагогу предъявляются особые требования. Современный педагог должен быть профессионально и социально мобильным. Он должен понимать изменения, происходящие сегодня в ценностно-смысловой сфере детей и подростков, должен быть готов к освоению нового содержания образования и новых технологий обучения.

Наставничество как эффективная педагогическая технология

Волкова Екатерина Дмитриевна

Эксперты определяют наставничество как универсальную технологию передачи личностного, жизненного и профессионального опыта через взаимообогащающее общение наставника и ученика. Слово «наставник» появилось в русском языке как перевод греческого слова «ментор», которое на самом деле является именем воспитателя сына Одиссея. Наставник в современном понимании – знающий специалист, мудрый, пользующийся доверием и уважением и обладающий способностью обучать.

Совместная творческая деятельность – основа успешного взаимодействия с родителями обучающихся студий «УЗОР» и «Играем в куклы»

Никульшина Людмила Владимировна

Взаимодействие с родителями обучающихся – важная составляющая педагогического процесса в дополнительном образовании. В большинстве случаев оно начинается заочно, с момента подачи заявки на образовательную программу на сайте «Навигатор дополнительного образования» и последующими телефонными переговорами. Но есть и родители, которые приходят с ребёнком дошкольного или младшего школьного возраста, чтобы договориться с педагогом о приёме в студию, а потом подают электронную заявку в Навигатор дополнительного образования.

Педагог – ребенок – родитель: треугольник успеха

Ермакова Ксения Сергеевна

Сохранность контингента обучающихся в учреждении дополнительного образования является одним из основных критериев оценки деятельности учреждения и влияет на его статус. Оценка работы педагога в межаттестационный период также зависит от процентных показателей сохранности контингента на протяжении нескольких лет. Но дополнительное образование детей осуществляется, в основном, по выбору и желанию ребенка и его семьи, не является обязательным и основывается на добровольном выборе. Поэтому количество детей в студиях, кружках и т.д. меняется в течение учебного года по различным причинам.

Наставник побуждает к творческому труду

Шахова Наталья Ивановна

Роль наставника огромна в жизни любого человека. Наставники в профессиональном значении этого слова помогают сформировать отношение к жизни в целом, могут существенно повлиять на сознание, определить дальнейшую профессиональную судьбу человека. Первые наставники – наши родители. Затем – воспитатели и учителя. Они помогают нам поверить в себя, формируют нас как личность, направляют на жизненном пути.

Наставничество – дело старых слонов, или Роль наставника в профессиональном становлении молодого педагога

Смутнев Андрей Викторович

Каждый человек, вступая в новую профессиональную деятельность, сталкивается с некоторыми трудностями – новые условия, новые требования, новые отношения требуют больших эмоциональных усилий для достижения поставленных целей. Становление педагога обычно проходит через преодоление большего ряда проблемных ситуаций, чем у представителей многих других профессий. Багажа педагогических знаний, умений и навыков зачастую оказывается недостаточно для успешного профессионального становления.

«Неугомонные»: опыт организации работы творческого коллектива выпускников прошлых лет

Коржанский Владимир Дмитриевич

Я один из руководителей образцового коллектива ансамбля танца «Разноцветные искорки». 42 года работаю в этом ансамбле. Приходят к нам дети в разном возрасте – в подготовительные группы мы принимаем мальчиков и девочек с 4 лет. Занимаются они обычно до 18 лет. За эти 14 лет дети проходят большой танцевальный путь.

Работа с родителями как средство сохранности контингента обучающихся в детском дошкольном объединении «Школа раннего развития «Дорастем до неба»

Малинникова Елена Васильевна

Взаимодействие с родителями дошкольников детского объединения «Дорастем до неба» – одно из важных направлений работы педагогов дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог вовлекает родителей в образовательное пространство ЦРТДиЮ.

Обучение в Образцовом ансамбле танца «Зоренька» как форма ранней профессиональной ориентации школьников

Богданов Павел Григорьевич, Богданова Мария Олеговна

Как известно, выбор профессии – это один из самых важных и сложных шагов в жизни детей. За выражением «выбор профессии» стоит планирование, проектирование «профессионального старта» и определение жизненного пути. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию в будущем. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что обучающиеся не готовы к самостоятельному ответственному выбору. Несомненно, в вопросах профориентации школьников должны объединить свои усилия родители, психологи и педагоги.

Эффективные практики наставничества Центра дополнительного образования «Лад»

Кныш Ольга Валерьевна

Наставничество – одна из форм педагогической деятельности, направленная на передачу опыта, знаний, формирование необходимых профессиональных компетенций и развития личностных качеств (общих компетенций) наставляемого в процессе их совместной деятельности с наставником.

Развитие навыков сотрудничества между детьми на уроках в Детской школе искусств

Сараева Светлана Валерьевна

Одной из важнейших составляющих образовательного процесса является система формирования учебного сотрудничества детей внутри их коллектива. Не всегда преподаватели используют этот ценнейший ресурс. Но при умелом использовании он может значительно оптимизировать обучение детей. Начиная с групп дошкольников, я отмечаю, с каким энтузиазмом они откликаются на мою просьбу «побыть учителем»: показать какое-то хорошо знакомое всем упражнение, а в более старших группах проверить у других уже сделанное ими задание. Ведь детям так важно почувствовать себя значимыми!

Лаборатория творческих достижений «Всё начинается с идеи»

Фёдорова Элина Викторовна

В настоящее время в процессе модернизации системы образования РФ большое внимание уделяется новым методам обучения, развитию новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку способности ориентации в информационных полях, формирование у обучающихся функциональной грамотности, умения применять знания для разрешения возникающих в жизни проблем – в профессиональной деятельности, в области самоопределения, в повседневной жизни.

Формирование самостоятельности и творческой активности у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Игнатенко Алёна Анатольевна

С течением времени отношение к дошкольному образованию постепенно меняется, сегодня оно в значительной степени направлено на индивидуализацию ребёнка, на развитие его свободы и активности в процессе обучения. По мнению ученых, истоки самостоятельности и активности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постоянно усложняющихся в игре, а далее и в обучении.

Что может стать вдохновением для творчества?

Маклюк Ольга Васильевна

Как вдохновить юных художников? Детское изобразительное творчество всегда начинается с вдохновения. Малыши очень любят рисовать, творить, замешивать краски, наблюдая, как они растекаются по бумаге. К ним вдохновение приходит неожиданно, «вдруг» и сразу. Дети постарше также любят рисовать, но хотят увидеть качественный результат своей творческой деятельности.

Детский театр: внутренняя свобода и уверенность в себе

Суржа Ирина Борисовна

Много лет тому назад мне предложили открыть театр в школе и поместить объявление о приеме детей на доске информации. Мне показалось, что пустой лист бумаги мало кого привлечёт. Кому интересно писать своё имя на безликом листочке, да ещё в столбик? И тогда я нарисовала многоэтажное здание с большим количеством разноцветных окон, а на козырьке дома поместила табличку «Театр «Торт на небе». Чтобы дом не был одинок, «посадила» несколько деревьев, нарисовала солнце, облака, а на одном из них – Торт!

Формирование свободы и активности обучающихся в школе раннего развития «Дорастем до неба»

Ткачман Алла Владимировна

Методическая тема этого учебного года в ЦРТДиЮ «Формирование свободы и активности обучающегося на занятиях», и мне хотелось бы представить наш опыт работы в данном направлении.

Методическая служба как ресурс профессионального развития педагогов

Томилова Елена Викторовна

Основная задача дополнительного образования – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно ориентированного образования. Чтобы добиться результатов, мы, педагоги, должны иметь важное профессиональное умение – хорошо общаться с детьми, уважительно относиться к их интересам и возможностям.

Модель продуктивного обучения «Ребенок-наставник»

Вартанова Любовь Геннадьевна

Дети – это мы, наше отражение, наше продолжение. Все, что видит ребенок вокруг себя с самого раннего детства, он запоминает. Самые первые и важные учителя для ребенка – это его родители. Ребенок учится у своих родителей всему – первые шаги, первые слова, первые поступки и т.д. Дети запоминают эмоции, действия, реакции взрослых и потом повторяют, воссоздают в своей жизни. Всегда должен быть человек – родитель, учитель, друг, руководитель, наставник, который учит ребенка, тем самым постоянно формируя и развивая его личность и способности. Роль учителя в жизни ребенка нельзя недооценивать.

«Умный сад» – информационный эколого-просветительский ресурс МБУДО ДДТ им. В. Дубинина

Адресова Татьяна Александровна

Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Наиболее действенным средством экологического воспитания является использование разнообразных видов деятельности детей: учебной, познавательной, художественной, творческой, игровой. Ребята смогут оценить значение природы в жизни каждого и понять, что мы и каждый из нас в состоянии сделать, чтобы защитить и сохранить окружающий мир.

Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования

Алферова Елена Львовна

Сейчас я понимаю, что наставничество – это взаимно обогащающий процесс, развивающий обе стороны общения. За время прохождения конкурсных испытаний мы стали эффективной командой, где каждый педагог вносит в процесс создания образовательного продукта (видео, мастер-класс, публичное выступление и т.п.) частичку своего опыта, своих знаний, креатива. И всё это происходит в такой доброй, доверительной атмосфере. Атмосфере сотрудничества, сотворчества. И хочется продолжать эту дружбу.

Наставничество как способ развития исполнительских навыков учеников инструментального класса школы искусств

Баянова Наталья Алексеевна

В настоящее время наставничество является важным элементом развития одаренной молодежи. Этот метод не только помогает воспитанию, но и вызывает интерес современных учеников. Передача навыков, знаний и умений своим подопечным – неотъемлемый элемент любого наставника. Несмотря на использование системы наставничества во многих сферах образовательной деятельности, актуальным все же является поиск принципов и образовательных моделей для более эффективного осуществления процесса наставничества.

Система наставничества как фактор развития одарённости в вокально-хоровой студии «Радость»

Безъязыкова Оксана Олеговна

Вокально-хоровая студия «Радость» – один из старейших коллективов Дома детского творчества им. В. Дубинина г. Новосибирска. Стержневой основой организации учебно-воспитательного процесса являются хоровые занятия. Обучение хоровому пению в студии «Радость» направлено не только на развитие певческого голоса детей, но и на решение задач воспитания и общего развития ребёнка.

Значение концертной деятельности в становлении хореографического коллектива

Великая Екатерина Олеговна

Детский хореографический коллектив «Fairy tail» – это творческая среда, которая предоставляет самые широкие возможности для развития детей в возрасте 4-18 лет в области современной хореографии. Впервые коллектив был организован в 2014 году. В 2022 году в коллективе произошла смена руководителя. Так началась моя профессиональная деятельность в Доме детского творчества «Первомайский» в качестве педагога дополнительного образования объединения современного танца «Fairy tail».

Практика наставничества в гитарной студии

Голубкова Алла Ивановна

Студии игры на гитаре «Надежда» Дома детского творчества «Кировский» исполняется 12 лет. Ежегодно в студии занимается более 100 детей, разных по возрасту (от 11 до 18 лет), по особенностям характера, а также по своим возможностям и способностям, но все они стремятся к самореализации и самовыражению. Младшие обучающиеся, общаясь со старшими ребятами из студии, находят себе пример для подражания, а иногда близких друзей. У младших появляется стимул больше заниматься за инструментом, чтобы скорее догнать старших ребят, а главное, все это работает на сплочение коллектива, где каждый опытный студиец может стать примером для подражания.

Наставническая деятельность в дополнительном образовании: возможности, трудности, перспективы

Кожевникова Наталья Евгеньевна

Элементы наставнической деятельности присутствуют в работе педагога дополнительного образования во всех направлениях. Речь идет не о целенаправленной программе наставничества, а лишь о некоторых элементах, которая имеет место быть в деятельности любого педагога дополнительного образования.

Прежде чем определиться с терминологией и содержанием наставнической деятельности, я обратилась к программам муниципальных учреждений дополнительного образования, методическим пособиям от департамента дополнительного образования и спорта и методическим рекомендациям министерства просвещения.

Профориентационная работа через занятия декоративно-прикладным творчеством в студии дополнительного образования «Сказка»

Руковишникова Татьяна Александровна

В жизни каждого человека проблема профессиональной ориентации всегда имеет особую актуальность. В исследованиях многих учёных профессиональная ориентация рассматривается как основное средство профессионального самоопределения человека в общем процессе социализации. Это процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути, взгляд человека на мир профессий, на конкретно заинтересованную профессию, на её возможности в окружающем мире. На разных этапах жизни ребёнка перед ним возникают вопросы: «Кем бы я хотел быть, когда вырасту большим?», «Чем бы я хотел заниматься»?

Эффективные практики развития познавательных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Чувашова Елена Владимировна

В студии раннего развития «Солнечный город» Центра внешкольной работы «Галактика» большое внимание уделяется работе с детьми старшего дошкольного возраста. Важнейшей особенностью детей этого возраста является то, что у них складывается новая система психических функций, возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Память является центральной психической функцией, которая определяет все основные процессы. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают.

Пластилинография в объединении «Сибиряки»: методические особенности организации работы с детьми в МБУ ДО «ЦДО «Лад»

Козлова Лариса Вячеславовна

Одним из основных принципов школьного образования является сотрудничество детей и взрослых, где ребенок – полноценный участник образовательных отношений. Для этого необходима поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Реализовать данные принципы возможно через пластилинографию – новый, современный вид творчества, представляющий собой создание лепных пластилиновых картин с изображением выпуклых и полуобъемных на горизонтальной поверхности. Планируя занятия в рамках дополнительного образования, необходимо уделять внимание тренировке мелкой моторики руки ребенка.