Наставническая деятельность в дополнительном образовании: возможности, трудности, перспективы

 
 

Кожевникова Наталья Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

хореограф образцового ансамбля

классического танца «Пленительные ритмы»

Дома детского творчества им. В. Дубинина г. Новосибирска

 

Наставническая деятельность в дополнительном образовании: возможности, трудности, перспективы

Элементы наставнической деятельности присутствуют в работе педагога дополнительного образования во всех направлениях. Речь идет не о целенаправленной программе наставничества, а лишь о некоторых элементах, которая имеет место быть в деятельности любого педагога дополнительного образования.

Прежде чем определиться с терминологией и содержанием наставнической деятельности, я обратилась к программам муниципальных учреждений дополнительного образования, методическим пособиям от департамента дополнительного образования и спорта и методическим рекомендациям министерства просвещения.

1. Методическое пособие для учреждений дополнительного образования. От Департамента физической культуры, спорта и дополнительного образования Тюменской области Государственное автономное учреждение дополнительного образования Тюменской области Дворец творчества и спорта «Пионер» https://мбудоцэк.рф/wp-content/uploads/2023/01/Metodicheskoe-posobie-po-nastavnichestvu.pdf.

2. Программа наставничества в муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования город Краснодар «Центр детского творчества и искусств «Родник» https://rodnik.centerstart.ru/sites/rodnik.centerstart.ru/files/22-23%20uch%20god/методич.работа/Программа%20наставничество%20Родник.pdf.

3. Методические рекомендации от министерства просвещения и воспитания Ульяновской области

https://rmc73.ru/wp-content/uploads/2022/01/metodicheskie-rekomendaczii-nastavnichestvo.pdf.

4. Методические рекомендации по внедрению региональной целевой модели наставничества для образовательных организаций, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. От Министерства образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Областной Центр дополнительного образования детей» https://ocdod74.ru/wp-content/uploads/2021/07/metodicheskie-rekomendacii-po-vnedreniju-regionalnoj-celevoj-modeli-nastavnichestva.pdf.

5. Проект «Наставник. nsk.ru» Новосибирского дома учителя. http://du.nios.ru/page/ii-proekt-nastavniknskru.

Первоначально стоит обратиться к терминологии системы наставничества, описанной в методических рекомендациях и программах муниципальных учреждений. Большинство методических пособий и программ пришли к единой терминологии.

Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Наставничество реализует потребность образовательной системы переходить от модели трансляции знаний к модели формирования метакомпетенций наставляемого.

Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата; компетентный специалист, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставничество – способ передачи знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета обучающимся, а возможно и совместное «проживание» опыта, что позволит оказать необходимую поддержку в социализации и самоопределении личности ребенка.

Здесь интересен именно аспект совместного проживания опыта. Примером такого совместного проживания опыта может быть участие в каком-то мероприятии. Сюда входит поиск содержания выступления в соответствии с тематикой мероприятия, разучивание выступления, само участие в мероприятии, просмотр других выступлений, анализ своего выступления, анализ просмотренных выступлений и, конечно же, ожидание результатов. Каждый педагог дополнительного образования сталкивается с такой ситуацией, иногда инициаторами участия в каких-либо мероприятиях становятся учащиеся или их родители. Помощь в составлении программы выступления для мероприятия в общеобразовательной школе или в семейной поездке, где подразумевается творческая презентация, тоже является частью наставнической работы.

Совместным проживанием нового опыта и для детей, и для меня, как педагога, было участие в проекте «Герои нашего двора». Впервые мы готовились к фотосессии такого формата. Выбирали аксессуары максимально выгодные для фотографирования; поменяли головные украшения на новые, выбирали наиболее эффектные кубки и медали, максимально выгодные костюмы для фотосессии. После, ко Дню учителя, коллективы, участники проекта, были приглашены на мероприятие, где можно было воспользоваться фотозонами, сделать себе памятный значок своими руками, сделать фотографии с логотипом проекта и познакомиться с выступлениями сильнейших коллективов города. Впечатлениями обменялись и педагоги, и дети. Получили интересный совместный новый опыт.

Образовательное событие. В отличие от воспитательного мероприятия данная форма работы наставника с обучающимися имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных программ, проектов и исследований. Это могут быть экскурсии, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др. Можно включить в наставническую работу и организацию таких событий, как знакомство с творчеством выпускников коллектива, которые выбрали своей профессией изучаемый вид творчества в вашем коллективе; очные встречи с выпускниками – студентами, которые проводят мастер-классы для обучающихся.

Для образцового коллектива классического танца «Пленительные ритмы» желанным событием всегда является посещение Новосибирского академического театра оперы и балета. Такие мероприятия тоже можно отнести к проживанию совместного опыта. Этот опыт касается не только непосредственно просмотра спектакля, но и поведения до и во время представления. Фотографирование коллектива рядом с экспонатами костюмов, на фоне интересных интерьеров. В предновогодний период в театре установили несколько ёлок. Самая необычная и красивая ёлка была украшена кукольными персонажами из балетных и оперных спектаклей. Дети с интересом искали и угадывали знакомых героев. После спектакля охотно делились самыми запомнившимися моментами спектакля. 

Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой наставнической работы является строго индивидуальным выбором наставника и зависит как от возрастных и личностных особенностей обучающихся, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого наставника.

Если всё же педагог затрудняется выбрать форму, то в перечисленных выше четырёх методических рекомендациях можно определиться с выбором формы. Особенно интересным в этом плане может быть ссылка на проект «Наставник. nsk.ru» Новосибирского дома учителя.

Обучение наставников. Данный этап организуется куратором программы, если в этом есть необходимость. Может проводиться программа, направленная на обучение коммуникативным навыкам, активному слушанию, эмпатии и т.д. В процессе обучения определяется стратегия, регламент будущих встреч и их примерный тематический план.

Наставничество – это добровольный вид деятельности социально активных и профессионально компетентных сотрудников или обучающихся-волонтеров. Объединяет их не только опосредованная передача опыта от «старшего» к «младшему», но и умение сопереживать, понять и принять.

Здесь идёт акцент на добровольную деятельность со стороны наставника. Зачастую для помощи учащимся нужно чтобы и наставник ощутил потребность оказать эту помощь, выделил для этого время, организовал место, возможно, задействовал связи с другими педагогами, вспомнил и систематизировал свой прошлый опыт. Например, поступление в вуз или профессиональный колледж по профилю, в котором компетентен педагог. Для этого педагог делится прожитым опытом своего поступления, поступления своих выпускников. Педагог может предложить посмотреть экзамены первых курсов, чтобы примерно представить уровень студентов и оценить свои шансы. Или посмотреть видео с экзаменов своих выпускников, учащихся в этом же учреждении. Педагог предлагает ознакомиться с требованиями для поступления на сайте учреждения, сходить в приёмную комиссию на консультацию, посетить консультации при учебном заведении, составить дополнительный комплекс выступлений для вступительных экзаменов, порекомендовать сходить на консультации к другим педагогам для более разнообразного опыта.

Типы наставничества (взрослый – ребёнок): наставничество для детей, находящихся в социально опасном положении (наставник – ребенок группы «СОП»); наставничество для одаренных детей (наставник – одаренный ребенок); наставничество в волонтерских проектах (наставник – волонтер); наставничество в проектных командах (наставник – проектная команда или группа); наставничество в профориентационной работе (наставник – представитель организации реального сектора экономики); наставничество для детей с ограниченными возможностями здоровья (наставник – ребёнок с ОВЗ).

А теперь остановимся подробнее на тех типах/моделях, которые чаще всего встречаются в моей работе.

Взрослый – ребёнок, или педагог-обучающийся. Это распространённая форма наставнической работы в дополнительном образовании.

Недавно в моей практике работы в хореографическом коллективе поступила просьба от мамы девочки помочь уговорить девочку на сольное выступление. Девочка очень стеснительная, из-за чего сольных партий никогда не танцевала. Но от школы её выбрали в поездку в Китай и ожидали от неё участия в визитке от школы с сольным хореографическим номером. Необходимо было выбрать хорошо выученный фрагмент танца, чтобы ребёнок не волновался об исполнительской стороне, тем самым уменьшая тревожность перед и во время выступления. Номер был сокращён, выбран тот фрагмент, который больше всего нравился ребёнку. По приезду и мама, и сама девочка были довольны результатом. Если до начала наставнической работы ребёнок выглядел неуверенно, то в процессе беседы и практического занятия тревожность ушла. А после поездки была видна радость от успешного выступления. Ребёнок с удовольствием отвечал на вопросы о новом для себя опыте.

Отдельно можно рассмотреть наставничество для одарённых детей. Этот вид наставничества тоже часто встречается, и в моей работе он тоже присутствует. Более одарённых или более увлечённых и старательных детей в нашем коллективе стараемся мотивировать дополнительным изучением материала. Это либо разучивание танцев из балетов сольно или малыми формами. Это самый сложный вариант разучивания дополнительного материала для более одарённых детей.

Если ребёнок ещё не готов к такой сложной работе, но он опережает группу по темпу обучения, я применяю следующие приёмы работы: разучивание сольных партий в ансамблевом танце; разучивание сольных фрагментов для группы солистов; разучивание усложнённого варианта движения, которое изучает группа.

Конечно, важно выдвигать своих солистов на выступления на мероприятиях или конкурсах сольно или подгруппой солистов (т.е. малые формы). Каждый солист одарён по-своему, раскрыть его наиболее яркие качества грамотно подобранным репертуаром – отдельная задача в моей работе педагога. Как правило, именно одарённые дети решают связать свою судьбу с профессией, связанной с направлением, которое они изучали в учреждении дополнительного образования. И этим детям я так же оказываю помощь в поступлении.

«Педагог – неуспевающий ученик»

В дополнительном образовании отсутствует набор, поэтому понятие неуспевающий ученик я соотношу со следующими случаями: дети, которые по болезни пропустили значительную часть изучаемого материала; дети, которые пришли с середины учебного года в коллектив; дети, которые по возрасту пришли поздно в группу, где дети занимаются уже не первый год.

Для первого случая, пропуск по болезни, чаще всего помимо дополнительного объяснения ничего не требуется, базовые навыки не теряются сильно, а навыки новые ещё недостаточно сформированы у всей группы. Поэтому в этом случае говорить о наставничестве со стороны педагога не считаю нужным. Там больше подойдёт другая форма наставничества. О ней я расскажу позже.

В нашем коллективе специально уделялось отдельное время для отстающих от программы учеников, была создана подгруппа для детей, которым необходимо усвоить базу, которой уже владеют остальные обучающиеся. Подгрупповые занятия требуют системности, поэтому они шли по расписанию в определённый день и время. Индивидуальные занятия носят периодический характер, во время перерыва или после занятия проводятся небольшие консультации и даются упражнения для самостоятельного тренинга нужных навыков.

Рассмотрим следующую форму/модель наставничества «обучающийся – обучающийся» Предполагает взаимодействие обучающихся, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации. Вот здесь мы и вернёмся к тому варианту отстающего ученика, где программа не усвоена лишь эпизодически, в связи с пропусками по болезни.

Здесь, как я считаю, целесообразно педагогу делегировать часть объяснений успевающему ученику, позже можно подкорректировать некоторые нюансы уже педагогу. На уроке выделяется время и место для такой наставнической работы. Например, когда упражнения выполняются по подгруппам и задействованы не все ученики одновременно. Пока идёт работа педагога с подгруппами, параллельно даётся задание одному ученику показать упражнения или движения из танца другому ученику, оговаривается пространство в классе, которое они могу занять под свои задачи. Позже, когда порядок движений разучен, я корректирую правила исполнения. Дети сперва исполняют новые движения в отдельном комфортном для запоминания темпе и только потом переходят к исполнению в том же темпе, что и вся группа.

Наставническая работа может проводиться более старшим обучающимся для более младших. В нашем коллективе это делается как в группах, где возраст обучающихся имеет различия в 2-3 года (что нередко встречается в дополнительном образовании), так и специально приглашаются старшие ученики на занятия к младшими. Старшие дети демонстрируют новые движения, грамотно и с нужной амплитудой в качестве примера, на который нужно ровняться. Это особенно хорошо сказывается на формировании мотивации в группах начинающих. Ведь для детей так важны наглядные примеры в процессе обучения. Помимо этого, дети видят положительный результат упорного многолетнего труда. Они стремятся вырасти и стать такими же балеринами. И спрашивают, придёт ли сегодня к ним на занятие балерина. А старшие чувствуют свой авторитет. Им тоже важно, чтобы их достижения были положительно оценены. Формируются лидерские качества у ученика – наставника.

В творческих коллективах такой вариант взаимодействия может проявиться в делегировании некоторых функций педагога. Например, я предлагаю более активным детям провести разминку перед выступлением. Активный ученик получает примерную инструкцию к действиям, сплачивает вокруг себя группу учеников и даёт детям указания к действиям. До этого комплекс разогрева был не раз проделан учениками под моим руководством.

Особенно часто использую помощь таких лидеров-наставников на мероприятиях, где необходимо организовать деятельность большого коллектива. Распределить внимание по подгруппам гораздо легче в большом коллективе или многочисленной группе. Часто группе солистов или старшей подгруппе даётся самостоятельное задание и назначается лидер, который направляет процесс разогрева, нанесения грима, проверки причёски, коррекции причёски и тому подобного. В это время педагог может уделить время более младшим обучающимся.

Все авторы единодушны, что система наставничества наиболее гармонично вписывается в систему дополнительного образования. Дополнительное образование является конструктивной площадкой для внедрения системы наставничества, так как оно не регламентируется стандартами, опирается преимущественно на социальный заказ детей, родителей, других социальных институтов, ориентируется на создание мотивирующего пространства для ребенка.

Скажу больше, наставничество является неотъемлемой частью именно дополнительного образования, где взаимодействие педагога и обучающегося происходит в менее формальной обстановке, где дети занимаются тем делом, что им нравится или в чём у них проявляются способности.

Результат, к которому стремится педагог дополнительного образования, – это привитие любви к своему делу, стремление к совершенствованию. А если педагог включает в свою работу элементы наставничества, то дети вспоминают время обучения с теплом.

Количество просмотров: 1139  

Добавить комментарий

Target Image
1. Искусство воспитания личности
2. Развитие системы наставничества в ЦРТДиЮ «Заельцовский»
3. Роль команды наставников в подготовке педагогов к конкурсам профессионального мастерства
4. Наставничество как инструмент корпоративного обучения в ЦРТДиЮ «Заельцовский»
5. Наставничество как эффективная педагогическая технология
6. Совместная творческая деятельность – основа успешного взаимодействия с родителями обучающихся студий «УЗОР» и «Играем в куклы»
7. Педагог – ребенок – родитель: треугольник успеха
8. Наставник побуждает к творческому труду
9. Наставничество – дело старых слонов, или Роль наставника в профессиональном становлении молодого педагога
10. «Неугомонные»: опыт организации работы творческого коллектива выпускников прошлых лет
11. Работа с родителями как средство сохранности контингента обучающихся в детском дошкольном объединении «Школа раннего развития «Дорастем до неба»
12. Обучение в Образцовом ансамбле танца «Зоренька» как форма ранней профессиональной ориентации школьников
13. Эффективные практики наставничества Центра дополнительного образования «Лад»
14. Развитие навыков сотрудничества между детьми на уроках в Детской школе искусств
15. Лаборатория творческих достижений «Всё начинается с идеи»
16. Формирование самостоятельности и творческой активности у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
17. Что может стать вдохновением для творчества?
18. Детский театр: внутренняя свобода и уверенность в себе
19. Формирование свободы и активности обучающихся в школе раннего развития «Дорастем до неба»
20. Методическая служба как ресурс профессионального развития педагогов

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы