Лаборатория творческих достижений «Всё начинается с идеи»

 
 

Фёдорова Элина Викторовна,

педагог-организатор высшей квалификационной категории

МБУДО «ЦРТДиЮ «Заельцовский» г. Новосибирска

 

Лаборатория творческих достижений «Всё начинается с идеи»

В настоящее время в процессе модернизации системы образования РФ большое внимание уделяется новым методам обучения, развитию новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку способности ориентации в информационных полях, формирование у обучающихся функциональной грамотности, умения применять знания для разрешения возникающих в жизни проблем – в профессиональной деятельности, в области самоопределения, в повседневной жизни.

Метод проектов, хотя и существует не первый десяток лет, сохраняет ведущие позиции среди новаторских методов обучения. Постоянно совершенствуясь, метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую, самостоятельную, творческую деятельность в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета, использовать при этом всё большее многообразие методов и форм самостоятельной познавательной, практической и художественно-творческой работы. В основу метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащегося на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и практические навыки.

В настоящее время в образовательных учреждениях большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Научно-исследовательские и проектные работы учащихся носят творческий, поисковый, исследовательский характер, помогают в развитии самостоятельности, индивидуальности ребенка.

На современном этапе развития образования учреждениям дополнительного образования, наравне с общеобразовательными учреждениями, отводится большая роль в формировании у обучающихся проектной компетенции. Этому способствует сама суть дополнительного образования:

во-первых, созданы условия для раскрытия творческого потенциала детей;

во-вторых, образовательная деятельность направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на профессиональное самоопределение, адаптацию воспитанников к жизни в обществе, формирование их общей культуры;

в-третьих, учитываются запросы детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурные традиции.

Метод проектов предполагает, что проектирование выполняется не под опекой педагога, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Окончательный выбор темы проекта корректируется педагогом. Зная потенциальные возможности своих воспитанников, он имеет возможность максимально точно подобрать тему проекта и определить уровень сложности его для каждого, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Можно определить три этапа выполнения творческого проекта.

1. Исследовательский (организационно-подготовительный). Включает в себя проработку первоначальных идей, формулировку темы проекта, выбор материалов. Завершающим элементом организационно-подготовительного этапа является планирование технологии изготовления изделия (подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии).

Средством этой деятельности выступает личный опыт и обучающегося, и педагога. Результатом деятельности обучающихся на этом этапе являются приобретенные новые знания и умения, а также готовые графические документы (чертежи, рисунки, схемы, технологические карты и т.п.).

2. Технологический. Целью этой деятельности является качественное и правильное выполнение трудовых операций в соответствии с выбранной технологией, с соблюдением трудовой дисциплины и культуры труда.

3. Заключительный. Происходит окончательный контроль качества изделия, анализ результатов, корректировка проекта.

Проектная деятельность может считаться успешной при соответствии проекта следующим условиям:

– осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы;

– аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов;

– выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность;

– качество изделия, его оригинальность, уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта;

– качество и полнота выполнения проектной документации.

За последние несколько лет в результате проектной деятельности в Центре развития творчества «Заельцовский» было создано большое количество проектов в области технического и декоративно-прикладного творчества. Именно поэтому в учреждении появилась идея проведения конкурса творческих проектов.

Конкурс творческих проектов «Все начинается с идеи» – одно из традиционных мероприятий, которое ежегодно организует и проводит наше учреждение. История конкурса имеет 11-летний стаж. Прежде чем получить статус городского конкурса и поддержку департамента, этот конкурс проводился в рамках нашего района. За одиннадцать лет в конкурсе приняли участие более тысячи обучающихся из разных образовательных организаций города. Ими было подготовлено и представлено более пятисот проектов в различных номинациях: это электротехника, техническое моделирование, макетирование, вышивка, моделирование одежды, технология швейных изделий, технология обработки материалов в декоративно-прикладном творчестве, живопись, декорирование предметов интерьера.

Цель конкурса проектов «Все начинается с идеи» – развитие творческих способностей, расширение и углубление компетентности обучающихся; интеграция материальных и информационных технологий в образовании; популяризация метода проектов как эффективного средства раскрытия творческого потенциала личности в изучении технологий; выявление и поощрение наиболее способных обучающихся и творчески работающих педагогов города.

Конкурс охватывает две большие творческие области.

1. Декоративно-прикладное творчество:

– технология обработки материалов в декоративно-прикладном творчестве (вязание, вышивка, керамика, квилинг, фильцнадель, скрапбукинг, шитье и т.д.);

– конструирование и моделирование одежды;

– декорирование предметов интерьера;

– живопись.

2. Техническое творчество:

– технологии обработки конструкционных материалов (металл, древесина, пластик и т.д.);

– электротехника, электроника и радиотехника;

– техническое моделирование и конструирование;

– макетирование.

Конкурс проводится для всех видов образовательных организаций города. Возраст участников 5-11 классы.

Первый этап конкурса – заочный.

На заочный этап принимаются электронные версии проектов:

– краткая аннотация проекта;

– фотография изделия.

Проекты, прошедшие заочный этап, приглашаются для участия в отборочных турах. Отборочные туры проходят в форме защиты проектов перед компетентным жюри. Временной интервал защиты проекта 5-7 минут. Проект может быть представлен творческой группой или отдельным участником.

Заключительный этап конкурса (финал) проводится в форме праздника. В зале собираются все участники конкурса, подводятся итоги отборочных туров. Зрители имеют возможность задать вопросы авторам лучших работ, которые представляют свои проекты на сцене. Затем происходит торжественное награждение победителей и общее обсуждение лучших проектов в форме небольшой дискуссии. Праздник проходит в очень дружной и непринужденной обстановке.

Благодаря конкурсу проектов учителя школ и педагоги дополнительного образования имеют возможность продемонстрировать высокий уровень профессионализма, а дети – стремление работать творчески, воплощать в жизнь собственные идеи, умение защитить результаты своего труда.

Конкурс является эффективной и наглядной пропагандой проектной формы обучения, которая способствует развитию творческих способностей, расширению и углублению компетентностей и активизирует самостоятельную практическую деятельность обучающихся.

Количество просмотров: 732  

Добавить комментарий

Target Image
1. Искусство воспитания личности
2. Развитие системы наставничества в ЦРТДиЮ «Заельцовский»
3. Роль команды наставников в подготовке педагогов к конкурсам профессионального мастерства
4. Наставничество как инструмент корпоративного обучения в ЦРТДиЮ «Заельцовский»
5. Наставничество как эффективная педагогическая технология
6. Совместная творческая деятельность – основа успешного взаимодействия с родителями обучающихся студий «УЗОР» и «Играем в куклы»
7. Педагог – ребенок – родитель: треугольник успеха
8. Наставник побуждает к творческому труду
9. Наставничество – дело старых слонов, или Роль наставника в профессиональном становлении молодого педагога
10. «Неугомонные»: опыт организации работы творческого коллектива выпускников прошлых лет
11. Работа с родителями как средство сохранности контингента обучающихся в детском дошкольном объединении «Школа раннего развития «Дорастем до неба»
12. Обучение в Образцовом ансамбле танца «Зоренька» как форма ранней профессиональной ориентации школьников
13. Эффективные практики наставничества Центра дополнительного образования «Лад»
14. Развитие навыков сотрудничества между детьми на уроках в Детской школе искусств
15. Лаборатория творческих достижений «Всё начинается с идеи»
16. Формирование самостоятельности и творческой активности у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
17. Что может стать вдохновением для творчества?
18. Детский театр: внутренняя свобода и уверенность в себе
19. Формирование свободы и активности обучающихся в школе раннего развития «Дорастем до неба»
20. Методическая служба как ресурс профессионального развития педагогов

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы