Эффективные практики наставничества Центра дополнительного образования «Лад»

 
 

Кныш Ольга Валерьевна,

методист высшей квалификационной категории

МБУДО «ЦДО «Лад» г. Новосибирска

 

Эффективные практики наставничества Центра дополнительного образования «Лад»

Наставничество – одна из форм педагогической деятельности, направленная на передачу опыта, знаний, формирование необходимых профессиональных компетенций и развития личностных качеств (общих компетенций) наставляемого в процессе их совместной деятельности с наставником.

Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определённой ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией. Для успешной реализации целевой модели наставничества предусматриваются формы наставничества, среди которых самые популярные: «Педагог – обучающийся», «Обучающийся – обучающийся», Педагог – педагог».

Наставляемым может стать любой обучающийся по общеобразовательным дополнительным программам, а также молодой специалист и педагог на условиях свободного вхождения в выбранную программу. Каждая из указанных форм предполагает решение определённого круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизменённой с учётом уровня обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы.

Поддержка молодых специалистов является одной из основных целей образовательной политики. Молодой специалист нуждается в профессиональной поддержке с тем, чтобы овладеть педагогическими навыками, позволяющими освоить функциональные обязанности педагога. Как бы хорошо не был подготовлен к работе молодой педагог, становление его мастерства проходит на практике. Именно в первые годы работы интенсивно формируются те качества, которые впоследствии определят степень мастерства педагога.

Задача наставника – помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наставничество стимулирует потребность молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной и личностной самореализации.

Рассмотрение эффективности системы наставничества позволяет руководителям образовательных организаций, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых специалистов, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

Педагогическая система Центра дополнительного образования «Лад» представляет собой совокупность тесно взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, которые способствуют образовательно-формирующему взаимодействию педагогов за счет разнообразных активных и интерактивных форм этого взаимодействия. В спроектированной педагогической системе ЦДО «Лад» созданы такие условия, которые направлены на формирование творческой активности педагогов, предполагают разные варианты применения возможностей каждого отдельно взятого педагога и педагогического коллектива в целом.

Молодые педагоги имеют возможность осознать ход образовательной деятельности, увидеть стратегические перспективы развития образования, могут выразить свое отношение к данному процессу, что предполагает обязательную организацию рефлексии и целенаправленное развитие рефлексивных умений.

Наш коллектив может гордиться своими педагогами и выпускниками. В Центре существует преемственность в профессии. Один из примеров профессионального становления и роста педагога, история наставничества Олеси Евгеньевны Пасечник и её воспитанниц – Лилии Валерьевны Лаптевой и Екатерины Сергеевны Килиной, которые уже имеют первую квалификационную категорию. Олеся Евгеньевна – высококвалифицированный педагог. За время работы педагогом сформирован замечательный детский коллектив «Шедевр», который носит почётное звание «Образцовый». Олеся Евгеньевна увлечена своим делом, имеет множество наград и благодарностей за свою работу. Она креативный, чуткий педагог, который вносит огромный вклад в воспитание юных художников.

С 2019 года в нашем учреждении работает молодой педагог Тимур Станиславович Кочергин – выпускник Алексея Игоревича Мордвинова. Алексей Игоревич, мастер спорта, неоднократный победитель первенств области, международных, региональных турниров по борьбе самбо.

Совсем не простая задача: помочь молодому специалисту раскрыть свой творческий потенциал, найти общий язык с обучающимися, научить работать с документацией. Залог успешной реализации любой педагогической деятельности – правильный выбор принципов, приёмов, форм и методов работы. Тимур Станиславович определенно справляется с педагогической деятельностью. Вместе с воспитанниками ежегодно принимает участие в соревнованиях различного уровня, как результат – первая квалификационная категория.

С 2022/2023 учебного года присоединился к образовательному процессу самый молодой педагог и ученик Алексея Игоревича Мордвинова – Николай Алексеевич Бирюлин. В тесном сотрудничестве и под контролем своего наставника замечательно справляется с образовательным процессом и имеет уже опыт участия со своими воспитанниками в соревнованиях и различного рода мероприятиях.

Для анализа промежуточных результатов работы по взаимодействию с наставником было проведено анкетирование Николая Алексеевича. В результате анкетирования было выявлено, что наставник всегда давал обратную связь по результатам работы, оказывал методическую и психологическую поддержку, проводил рефлексию. Наиболее эффективной формой работы с наставником Николай Алексеевич считает личный пример наставника. В предложении по организации работы с педагогом-наставником на следующий период наставляемый указал дальнейшее сотрудничество.

С 2023-2024 учебного года в ЦДО «Лад» введена форма наставничества «Педагог – обучающийся». Данная форма предполагает взаимодействие педагога-наставника и обучающегося для получения необходимого стимула к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций в рамках построения индивидуального образовательного маршрута, в том числе для обучающихся с ОВЗ, одаренных обучающихся.

В нашем случае Шкуркина Инна, одарённая обучающаяся с высокими образовательными результатами, победительница различных конкурсов, обладающая лидерскими и организаторскими качествами, принимающая активное участие в жизни образовательной организации. Наставник Инны – педагог по хореографии, руководитель Образцового детского коллектива «Имидж» Удодина Вера Евгеньевна. Вера Евгеньевна, опытный педагог, мастер своего дела, имеющая успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовая поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемой.

Взаимодействие наставника и наставляемой в рамках данной формы осуществляется через индивидуальное консультирование, реализацию индивидуальной образовательной программы, подготовку к конкурсным и социально значимым мероприятиям.

В каждой группе детского коллектива «Имидж» есть несколько детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Первостепенной задачей педагога становится поддержка таких детей, развитие их творческих способностей и своего индивидуального стиля. Таким детям даётся возможность раскрыться в полной мере, дети становятся помощниками педагогов в организации и проведении занятий и мероприятий.

Инна успешно участвует в проведении открытых мероприятий, праздников ЦДО «Лад», совместно с другими обучающимися танцевального коллектива участвует в конкурсах и фестивалях. В их подготовке особая роль отводится наставнику, который оказывает не только методическую, но и психологическую поддержку наставляемой.

Под девизом «Сделаем вместе!» успешно прошли выступления на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

Результатом реализации формы «Педагог – обучающийся» является:

– высокий уровень включённости наставляемой во все социальные, культурные и образовательные процессы образовательной организации;

– повышение уровня образовательных результатов;

– рост интереса к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью, что влечёт за собой снижение уровня стресса или апатии;

– количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;

– профессиональное самоопределение обучающейся, наличие компетенций необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Система наставничества даёт большой потенциал для развития педагогов-наставников и наставляемых, а также способствует наибольшему успеху образовательной организации. Это личности, благодаря усилиям которых взращивается новое поколение лидеров, готовых менять нашу страну к лучшему. Именно на наставника ложится задача по раскрытию личностного потенциала наставляемого в выбранном им направлении.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности системы наставничества в Центре дополнительного образования «Лад» и продолжать работу в данном направлении.

Список литературы и источников

1. Степанова Л.И. Наставническая работа как одна из форм личностного и профессионального развития педагога дополнительного образования детей // Самарский внешкольник: Информационно-методический журнал – № 60. – 2021.

2. Акимова Е.М. Зевакова Н.С. Сопровождение наставничества и шефства для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам: Методические рекомендации. – Смоленск, ГАУДПОСОИРО. – 2019.

3. [Электронный ресурс]. URL: https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2020/12/12-11-2020_solovyeva_formy_nastavnichestva.pdf (дата обращения: 01.12.2023).

4. [Электронный ресурс]. URL: https://rmc73.ru/wp-content/uploads/2022/01/metodicheskie-rekomendaczii-nastavnichestvo.pdf (дата обращения: 01.12.2023).

Количество просмотров: 784  

Добавить комментарий

Target Image
1. Искусство воспитания личности
2. Развитие системы наставничества в ЦРТДиЮ «Заельцовский»
3. Роль команды наставников в подготовке педагогов к конкурсам профессионального мастерства
4. Наставничество как инструмент корпоративного обучения в ЦРТДиЮ «Заельцовский»
5. Наставничество как эффективная педагогическая технология
6. Совместная творческая деятельность – основа успешного взаимодействия с родителями обучающихся студий «УЗОР» и «Играем в куклы»
7. Педагог – ребенок – родитель: треугольник успеха
8. Наставник побуждает к творческому труду
9. Наставничество – дело старых слонов, или Роль наставника в профессиональном становлении молодого педагога
10. «Неугомонные»: опыт организации работы творческого коллектива выпускников прошлых лет
11. Работа с родителями как средство сохранности контингента обучающихся в детском дошкольном объединении «Школа раннего развития «Дорастем до неба»
12. Обучение в Образцовом ансамбле танца «Зоренька» как форма ранней профессиональной ориентации школьников
13. Эффективные практики наставничества Центра дополнительного образования «Лад»
14. Развитие навыков сотрудничества между детьми на уроках в Детской школе искусств
15. Лаборатория творческих достижений «Всё начинается с идеи»
16. Формирование самостоятельности и творческой активности у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
17. Что может стать вдохновением для творчества?
18. Детский театр: внутренняя свобода и уверенность в себе
19. Формирование свободы и активности обучающихся в школе раннего развития «Дорастем до неба»
20. Методическая служба как ресурс профессионального развития педагогов

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы