Что может стать вдохновением для творчества?

 
 

Маклюк Ольга Васильевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУДО «ЦРТДиЮ «Заельцовский» г. Новосибирска

 

Что может стать вдохновением для творчества?

Как вдохновить юных художников? Детское изобразительное творчество всегда начинается с вдохновения. Малыши очень любят рисовать, творить, замешивать краски, наблюдая, как они растекаются по бумаге. К ним вдохновение приходит неожиданно, «вдруг» и сразу. Дети постарше также любят рисовать, но хотят увидеть качественный результат своей творческой деятельности. Вдохновение к детям старше десяти лет приходит не реже, чем к малышам, но прежде, чем приступить к рисованию, они уже оценивают свои силы и возможности: получится ли достигнуть цели, будет ли их рисунок хорош, смогут ли они изобразить желаемое достаточно хорошо? И чтобы научиться грамотно изображать свои идеи, дети идут в изостудию.

Конечно, обучение в изостудии идет соответственно обучающей программе, поэтапно, последовательно, от простого к сложному. Иногда будущие художники считают, что учебные темы не позволяют им творить от души и на занятиях вдруг пропадает вдохновение. Тогда юных учеников вдохновляет педагог, преподнося обучающие занятия как интересные открытия. Более творческие темы бывают на занятиях по композиции. Это своего рода сочинение, когда детям нужно осмыслить тему, заглянуть внутрь себя, найти там эмоциональный отклик, ассоциацию и выразить их на бумаге. Этому детей тоже обучает педагог. Композиции дети рисуют по памяти или воображению, а чтобы они не выглядели как схематичные упрощенные формы, любой образ должен быть подкреплен наблюдениями с натуры. Для этого и нужны упражнения по построению и живописному изображению предметов.

Но в нашей обучающей программе по изобразительному искусству есть еще один блок заданий, отличающихся от обычных занятий. Это пленэр. Пленэр – это рисование с натуры на открытом воздухе. Часто для детей пленэр становится действительным открытием нового мира. Из закрытого помещения они выходят на открытое пространство, оно огромное и шумное, там много света и цвета. Как же все это поместить в маленький альбомный лист?! Света на пленэре действительно много, он идет со всех сторон, отражается от зданий, от асфальта, он горячий и яркий, как солнце. С задачей передачи света на пленэре прекрасно справлялись художники-импрессионисты. Предстоит научиться передавать этот свет и юным художникам. Им нужно научиться умещать огромные здания в маленький формат, выбирать интересные городские мотивы для зарисовок, «видеть композицию» в обычном городском дворе. На пленэре дети учатся видеть красоту городского пейзажа, рассматривают все, что их окружает, как будущие художники.

Конечно, наши обучающиеся не сразу начинают рисовать пейзажи. К этому нужно подходить постепенно. В занятия на пленэре входит широкий спектр обучающих заданий: зарисовки и наброски растений и животных, рисунки деревьев, зарисовки отдельных зданий, их конструктивных частей, зарисовки декора, построение перспективы улицы и др. Также очень много живописных заданий: акварельные и гуашевые этюды цветов и фруктов, отдельных предметов и натюрмортов, деревьев и парков, зданий и улиц.

Изображение окружающей действительности с учетом воздействия на натуру световоздушной перспективы и естественного освещения – сложнейшие задачи для учащихся. Дети, изучая объекты живой природы, получают богатый материал в виде накапливающихся визуальных впечатлений от натуры. У них постепенно возникает потребность в созерцании и неторопливом любовании природой.

На занятиях в период пленэрной учебной практики обучающиеся знакомятся с природно-климатическими условиями и характером местности родного края, пополняют свои знания новыми сведениями о памятниках истории и культуры, что, безусловно, способствует более углубленному нравственному воспитанию. Во время пленэра закрепляются и углубляются знания и навыки по живописи, рисунку и композиции через индивидуальные задания, развивается творческая активность и инициатива учеников, их художественные потребности и эстетический вкус.

Летом 2021 года обучающиеся нашего центра творчества впервые приняли участие во Всероссийском пленэре юных художников в городе Владимире. Сборная группа детей из разных студий в сопровождении педагогов посетила прекрасный русский город с многовековой историей. Во Владимире и близлежащих городах для участников пленэра проводили экскурсии по музеям, памятникам архитектуры, памятным историческим местам. Для нас, жителей Новосибирска – довольно молодого города, увидеть такие прекрасные места, связанные со значимыми историческими событиями в судьбе нашей страны, стало ценным опытом, оставило массу впечатлений и воспоминаний.

Перед поездкой во Владимир педагоги готовили обучающихся к пленэру, вводили их в курс процесса, практиковались. Весь июнь мы рисовали с натуры во дворике нашего центра творчества. Иногда процесс прерывался дождями, тогда мы рисовали в помещении, продумывали композиции для очных конкурсов. Эти занятия помогли достичь положительных результатов: мы привезли из Владимира хорошие наброски и зарисовки архитектуры.

Одновременно с подготовкой к пленэру детям нужно было подготовиться к конкурсу рисунков на тему «Россия, которую я люблю». Эти рисунки отправились во Владимир почтой. К сожалению, в очном конкурсе рисунки наших обучающихся призовых мест не получили. Но я считаю, что дети с поставленной задачей справились. Тема для конкурсных рисунков была широкая, можно было изобразить и великих деятелей России, и своих друзей, и детские воспоминания, и свой любимый город, и свой двор, и дом, в общем все, что мы любим в России. Каждый нашел для себя подходящий сюжет. Выполняли работу последовательно, начинали с эскизов, подбирали подходящие материалы, переносили на формат. Работы получились хорошие, душевные, но конкуренция была велика.

Призовые места – 2 и 3 место – получили рисунки, отправленные на заочный конкурс, то есть фото рисунков тех обучающихся, которые не смогли поехать на пленэр. Даша Головина и Лилия Божко стали нашими звездами. Рисунок Даши – пейзаж фломастерами «Рассвет» – привлекает своим нежным прохладным состоянием и необычной техникой рисования фломастерами. Работа Лилии – «Мой город и я» – выполнялась как итоговый проект по итогам обучения по программе. В ней Лилия выбрала большой формат – А2, проявила все свои навыки, показала свою любовь к родному городу.

Во время пребывания во Владимире от участников пленэра требовалось еще и участие в блиц-конкурсах. Их было несколько: блиц-конкурс «Яблочный спас», блиц-конкурс «Александр Невский». В этих конкурсах принимать участие могли все желающие: дети и даже педагоги. Кроме этого, были еще очные конкурсы, в них могли участвовать только по одному человеку от делегации, такое ограничение возникло в связи с пандемией коронавируса. Это был конкурс «Фигура в национальном костюме», конкурс книжной иллюстрации «Семь дней сотворения мира», конкурс книжной обложки к книге «Сотворение мира», конкурс иллюстраций к «Сказкам из Мурома». Все эти конкурсы были объявлены заранее, еще до поездки, и можно было подготовиться. Но летние каникулы, летнее настроение, желание отдыхать от школы и уроков мешали детям готовиться. Готовиться могли только педагоги, в которых доля ответственности выше, чем желание отдыхать. Перед роспуском на каникулы детям было дано напутствие о том, что можно нарисовать по темам, посмотреть, почитать и над чем подумать. Наши ребята, конечно, подумали, но идеи на бумаге не выразили. Поэтому во время конкурсов рисовали сразу, быстро, эмоционально. События происходили стремительно, впечатлений дети получили много, а педагоги получили ценный опыт того, как нужно готовить детей морально, творчески и физически для участия в таком сложном и интересном мероприятии.

Однако несколько призовых мест нам получить удалось. В блиц-конкурсе «Яблочный спас», который проводился в г. Суздаль, на территории исторического суздальского кремля, Ксения Промзелева и Саша Раев получили 3 и 2 место. Конкурс был приурочен к христианскому празднику Преображения и связанному с ним празднованию языческого праздника урожая. Тема была сложная и интересная. Здесь дети могли изобразить все, что они знают о старинных и современных обычаях, традициях и обрядах русского народа, связанных с этим праздником. На этом конкурсе участники воплотили свои домашние заготовки и идеи.

Самый главный конкурс межнационального пленэра был посвящен собственно пленэрным работам. Участники могли сдать по одному рисунку, выполненному с натуры во время поездок и экскурсий во Владимире, Суздале, Муроме. Размер работы, материалы и техника исполнения могли быть любыми. В конкурсе могли участвовать и педагоги. Члены жюри оценивали грамотность композиции, владение материалами, нестандартность подхода, сложность мотива. К сожалению, в этой номинации наша делегация не блеснула навыками. Церемония награждения по этому конкурсу, а также по блиц-конкурсу «Александр Невский», очному конкурсу иллюстраций, проходила в день закрытия мероприятия. Торжественная обстановка, концерт и почетные гости, производившие награждение, – событие было действительно запоминающимся.

В ХХ межнациональном пленэре во Владимире участвовало 15 делегаций из разных городов, областей и республик. Число участников составило около 600 человек. Большинство участников представляли художественные школы, участвовали даже студенты Красноярского художественного училища. На церемонии закрытия пленэра были также объявлены делегации – победители, получившие больше всего призовых мест. Бесспорным победителем стала художественная школа г. Белгорода.

Участие в данном мероприятии стало бесценным опытом для детей и педагогов, позволило посетить старинные русские города, с которыми связано историческое прошлое нашей страны, воочию увидеть памятники архитектуры, почувствовать атмосферу древней культуры. Подобные конкурсы и даже небольшие победы в них вдохновляют детей на дальнейшее творчество. Мы надеемся в будущем вновь принять участие в таком интересном мероприятии.

Количество просмотров: 858  

Добавить комментарий

Target Image
1. Искусство воспитания личности
2. Развитие системы наставничества в ЦРТДиЮ «Заельцовский»
3. Роль команды наставников в подготовке педагогов к конкурсам профессионального мастерства
4. Наставничество как инструмент корпоративного обучения в ЦРТДиЮ «Заельцовский»
5. Наставничество как эффективная педагогическая технология
6. Совместная творческая деятельность – основа успешного взаимодействия с родителями обучающихся студий «УЗОР» и «Играем в куклы»
7. Педагог – ребенок – родитель: треугольник успеха
8. Наставник побуждает к творческому труду
9. Наставничество – дело старых слонов, или Роль наставника в профессиональном становлении молодого педагога
10. «Неугомонные»: опыт организации работы творческого коллектива выпускников прошлых лет
11. Работа с родителями как средство сохранности контингента обучающихся в детском дошкольном объединении «Школа раннего развития «Дорастем до неба»
12. Обучение в Образцовом ансамбле танца «Зоренька» как форма ранней профессиональной ориентации школьников
13. Эффективные практики наставничества Центра дополнительного образования «Лад»
14. Развитие навыков сотрудничества между детьми на уроках в Детской школе искусств
15. Лаборатория творческих достижений «Всё начинается с идеи»
16. Формирование самостоятельности и творческой активности у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
17. Что может стать вдохновением для творчества?
18. Детский театр: внутренняя свобода и уверенность в себе
19. Формирование свободы и активности обучающихся в школе раннего развития «Дорастем до неба»
20. Методическая служба как ресурс профессионального развития педагогов

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы