Система наставничества как фактор развития одарённости в вокально-хоровой студии «Радость»

 
 

Безъязыкова Оксана Олеговна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Дома детского творчества им. В. Дубинина г. Новосибирска

 

Система наставничества как фактор развития одарённости в вокально-хоровой студии «Радость»

Вокально-хоровая студия «Радость» – один из старейших коллективов Дома детского творчества им. В. Дубинина г. Новосибирска. Стержневой основой организации учебно-воспитательного процесса являются хоровые занятия. Обучение хоровому пению в студии «Радость» направлено не только на развитие певческого голоса детей, но и на решение задач воспитания и общего развития ребёнка.

В процессе хоровых репетиций выявляются наиболее способные, яркие, активные, инициативные дети. Это может выражаться не только в наличии вокальных данных или развитых слуховых способностей, но и в личностных психических качествах: активная творческая позиция, целеустремлённость в получении специально-предметных умений и навыков, лидерские качества и т.д. С такими детьми ведется дополнительная индивидуальная работа. Таким образом, с одной стороны такие ребята получают возможность углублённого развития своих индивидуальных вокально-исполнительских способностей через сольное пение, возможность индивидуально проявить себя в концертных выступлениях, с другой стороны они становятся главными помощниками на хоровых занятиях как для педагога, так и для других участников группы, выполняют функцию ведущих в хоровых партиях. Известно, что не все ребята стремятся к лидерским позициям, это и не нужно, но ощущение рядом более сильного участника коллектива помогает в совместной творческой работе. Поющие рядом ребята приобретают больше уверенности, смелее выполняют поставленные вокально-технические задачи, когда чувствуют опору, поддержку лидера группы, ориентируются на него в вопросах интонации, манеры звука, ритмического и дикционного ансамбля и др.

Педагог, зная слабые и сильные стороны коллектива, имеет возможность влиять на качество работы на занятии как бы изнутри. Для этого применяются специальные методические приёмы: например, рассаживание детей по принципу сильный – слабый, в такой ситуации более слабый по своим возможностям и умениям учащийся чувствует себя комфортней, уверенней, меньше беспокоится за свои неудачи и старается как бы дотянуться до рядом сидящего певца, ориентироваться на него. Кроме этого в старшем хоре появляется возможность самостоятельной работы детей по группам под руководством ведущих ребят коллектива – разводные репетиции с целью проучивания музыкального материала каждой хоровой партии в отдельности.

В тоже время ребята, на которых возложены функции ведущих в коллективе, также приобретают в групповой работе очень важные музыкально-творческие умения – навыки ансамблевого пения, необходимость подчиняться общехоровым задачам, петь по дирижёрскому жесту, ощущать единство творческого коллектива и работать на общий – коллективный результат.

Структура студии выстроена таким образом, что каждый год в хоровой коллектив определённой ступени приходят новые ребята из младших коллективов. Т.е. освоив программу обучения подготовительного хора «Капельки», ребята переходят в младший хор «Гармония» и в хор мальчиков «Озорные голоса», далее пройдя период обучения в этих хоровых группах, переходят в старший концертный хор «Кантабиле». Каждый ребёнок за все годы обучения проживает разные роли в коллективе – от начинающего певца группы до лидера, наставника для более младших хористов. Когда в коллектив вливаются новые певцы, к ним всегда прикрепляется один или два наставника, более опытные певцы коллектива. Старшие ребята помогают младшим ориентироваться в нотном материале, контролируют правильность выполнения всех вокально-хоровых задач, помогают устранить неточности.

Организуя совместную работу в хоровом коллективе, педагог организует деловое общение детей друг с другом, которое протекает в доброжелательной, дружественной обстановке, в ситуации делового сотрудничества, воспитывает отношение к общему делу, которое их объединяет, активизирует чувства и действия поддержки и помощи. Это в полной мере осуществляет важнейшие задачи воспитания и развития ребёнка – ощущение единства творческого коллектива и значимости совместной деятельности, умение оказать помощь и поддержку другому, а также развивает коммуникативные способности ребят.

Существует и наставничество между хоровыми группами. Например, воспитанники старших хоровых групп принимают участие в обучающих и праздничных мероприятиях младших групп. В рамках хоровых занятий подготовительного хора «Капельки» ребята старшего хора «Кантабиле» рассказывают о значимости охраны певческого голоса в процессе обучения пению, о важности тренировки артикуляционных органов и мышц дыхательного аппарата и др. Такие познавательные мероприятия проходят в виде беседы, обсуждения или демонстрации познавательной мини-сценки. Начинающие певцы всегда очень дружелюбно принимают старших гостей и ещё с большим пониманием начинают относиться к обучающим требованиям педагога. Также старшие ребята участвуют с творческими концертными номерами в качестве подарка-поздравления на праздниках подготовительного хора, демонстрируя более высокий исполнительский уровень детям и родителям, мотивируя их к дальнейшим занятиям в студии.

Очень интересная форма работы, на наш взгляд, возникла при подготовке к праздничным мероприятиям, посвящённым Международному женскому дню и Дню матери, – создание вокально-хоровых ансамблей «Дочки-матери», где девочки, обучающиеся студии, исполняют творческий номер со своими мамами. В данной работе обучающиеся становятся наставниками для своих мам, вместе выбирают песню для исполнения и помогают им освоить певческий материал, выстраивают структуру и драматургию исполнения. Конечно, в большей или меньшей степени консультативную и репетиционную помощь в подготовке оказывает и педагог-хормейстер. Таким образом в разные годы были подготовлены разные творческие номера совершенно разных составов обучающихся девочек со своими мамами: от дуэтов до хоровых ансамблей в составе до 10 человек, которые приняли участие в концертных программах, посвящённых Международному женскому дню, Дню матери, в фестивалях и концертах семейного музицирования.

Именно из подобных творческих экспериментов по инициативе родителей появился ещё один хоровой коллектив студии – хоровой ансамбль «Родительский комитет». Для этого коллектива организованы отдельные хоровые занятия, подобран специальный певческий репертуар. «Родительский комитет» принимает участие в концертных мероприятиях студии как отдельно, так и выступая совместно со своими детьми. Во время концертных выступлений происходит как бы творческий обмен и в тоже время творческий союз: родители волнуются за успешность выступлений своих детей, а дети переживают и поддерживают во время выступления родителей. Безусловно, это очень объединяет весь коллектив студии в целом, включая педагогов и родителей, не говоря уже о детском составе. Родителям становится более интересна, понятна и близка творческая жизнь их детей, родитель всегда может с большим пониманием отнестись к каким-то неудачам и ещё больше оценить достижения своего ребёнка, зная, что добиться определённых успехов на самом деле не так-то просто. Такая творческая активность со стороны родителей стимулирует детей к высоким творческим результатам, к стабильному положительному отношению к музыкально-певческой деятельности.

Из числа выпускников студии есть ребята, которые выбрали музыку своей профессией и продолжили своё музыкальное образование. Будучи студентами колледжей музыкального направления выпускники студии становятся главными помощниками хормейстера и, конечно же, наставниками студийцев. Они помогают в репетиционной работе, в организации концертных и праздничных мероприятий и, самое главное, являются примером для воспитанников студии всех возрастов. В свою очередь педагог-хормейстер становится профессиональным наставником своего выпускника, обучающегося данной профессии. Вопросы репертуара, концертно-конкурсной деятельности хорового коллектива, опыт репетиционной работы, организации мероприятий и многое другое студенты – выпускники студии могут почерпнуть из совместной работы, получить большой багаж знаний и умений, взаимодействуя со своим педагогом и детским коллективом.

Благодаря такой традиции возникло тесное сотрудничество вокально-хоровой студии «Радость» со средне-специальными учреждениями музыкальной направленности. С 2002 года на базе Дома творчества осуществляется педагогическая и преддипломная практика студентов Дирижёрско-хорового отделения (академическое) Новосибирского областного колледжа культуры и искусств, а также Дирижёрско-хорового (академическое) и вокального отделений Новосибирского музыкального колледжа им. А. Мурова. Кроме этого, хоровые коллективы Новосибирского областного колледжа культуры и искусств и Новосибирского музыкального колледжа им. А. Мурова совместно с вокально-хоровой студией «Радость» организовывают творческие встречи-концерты. Сотрудничество со средне-специальными учреждениями помогает решать вопрос профессионального ориентирования обучающихся – старшеклассников студии. Преподаватели колледжей оказывают консультативную помощь педагогам студии, а также обучающимся студии – будущим абитуриентам их учебных заведений. За последние годы всё больше и больше выпускников студии становятся студентами СУЗов и ВУЗов музыкальной направленности не только Новосибирска, но и Москвы, Санкт-Петербурга. Некоторые из них уже стали профессиональными певцами, хормейстерами, педагогами вокала, учителями музыки.

Система развития музыкальных способностей детей, сложившаяся в вокально-хоровой студии «Радость», высокие творческие достижения коллектива – результат совместного труда детей и педагогов. Представленные практики всесторонне стимулируют развитие музыкально-творческого потенциала учащихся, помогают выявить и раскрыть одарённость.

Хотелось бы отметить, что кроме работы с детским творческим коллективом педагоги студии ведут активную музыкально-просветительскую деятельность, являясь наставниками для музыкальных работников детских садов, учителей музыки школ района. С 2010 г. вокально-хоровая студия «Радость» стала организатором районного вокально-хорового фестиваля-конкурса «Прекрасен мир поющий», основной целью которого является пропаганда хорового творчества и активизация творческих вокально-хоровых коллективов в первую очередь образовательных учреждений района. В фестивале-конкурсе принимают участие коллективы и сольные исполнители не только детских садов, школ, но и учреждений культуры Ленинского района г. Новосибирска. В 2023 году фестиваль-конкурс расширил свои границы и получил возможность пригласить к участию детей из других районов города. В рамках фестиваля-конкурса проводятся организационные встречи-консультации, обсуждения, мастер-классы и открытые уроки для педагогов участников фестиваля-конкурса.

Количество просмотров: 793  

Добавить комментарий

Target Image
1. Искусство воспитания личности
2. Развитие системы наставничества в ЦРТДиЮ «Заельцовский»
3. Роль команды наставников в подготовке педагогов к конкурсам профессионального мастерства
4. Наставничество как инструмент корпоративного обучения в ЦРТДиЮ «Заельцовский»
5. Наставничество как эффективная педагогическая технология
6. Совместная творческая деятельность – основа успешного взаимодействия с родителями обучающихся студий «УЗОР» и «Играем в куклы»
7. Педагог – ребенок – родитель: треугольник успеха
8. Наставник побуждает к творческому труду
9. Наставничество – дело старых слонов, или Роль наставника в профессиональном становлении молодого педагога
10. «Неугомонные»: опыт организации работы творческого коллектива выпускников прошлых лет
11. Работа с родителями как средство сохранности контингента обучающихся в детском дошкольном объединении «Школа раннего развития «Дорастем до неба»
12. Обучение в Образцовом ансамбле танца «Зоренька» как форма ранней профессиональной ориентации школьников
13. Эффективные практики наставничества Центра дополнительного образования «Лад»
14. Развитие навыков сотрудничества между детьми на уроках в Детской школе искусств
15. Лаборатория творческих достижений «Всё начинается с идеи»
16. Формирование самостоятельности и творческой активности у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
17. Что может стать вдохновением для творчества?
18. Детский театр: внутренняя свобода и уверенность в себе
19. Формирование свободы и активности обучающихся в школе раннего развития «Дорастем до неба»
20. Методическая служба как ресурс профессионального развития педагогов

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы