Профориентационная работа через занятия декоративно-прикладным творчеством в студии дополнительного образования «Сказка»

 
 

Руковишникова Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ им. А.И. Ефремова г. Новосибирска

 

Профориентационная работа через занятия декоративно-прикладным творчеством в студии дополнительного образования «Сказка»

В жизни каждого человека проблема профессиональной ориентации всегда имеет особую актуальность. В исследованиях многих учёных профессиональная ориентация рассматривается как основное средство профессионального самоопределения человека в общем процессе социализации. Это процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути, взгляд человека на мир профессий, на конкретно заинтересованную профессию, на её возможности в окружающем мире. На разных этапах жизни ребёнка перед ним возникают вопросы: «Кем бы я хотел быть, когда вырасту большим?», «Чем бы я хотел заниматься»? В своих детских играх дети повторяют и моделируют профессиональное поведение родителей и знакомых, накапливают багаж знаний о мире профессий, вырабатывают эмоциональное отношение к разным видам человеческой деятельности.

Цель профориентационной работы с младшими школьниками – это формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека. Для детей очень важно создать максимально разнообразную картину впечатлений о мире профессий и труда, попробовать самому в играх смоделировать и освоить суть той или иной профессии. Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его нужно познакомить с большим количеством профессий, начиная с тех, которые детям хорошо знакомы и окружают его в жизни – воспитатель, учитель, шофёр, полицейский, артист, повар, слесарь, швея, продавец. Это поможет стать ему более уверенным в себе, воспитает в нём интерес к профессии, трудолюбие и сформирует у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру. Чем больше профессий будет знакомо ребёнку и чем шире его кругозор знаний о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе профессионального самоопределения.

В нашей студии декоративно-прикладного творчества «Сказка» в течение учебного года проходит знакомство с разными профессиями, в том числе связанными с направлением творческой деятельности детей: это художник, модельер-конструктор, архитектор, кулинар, керамист, гончар, археолог и др.

Программа студии реализует такие виды деятельности, как лепка и рукоделие, и, например, в сюжетных композициях по теме «Лепка глиняной игрушки» можно встретить большое разнообразие человеческой деятельности в деревне и городе. На занятиях мною используется народный календарь трудовой деятельности наших предков. Дети лепят такие композиции, как сезонные работы на земле, работы, связанные с животными, уборка урожая, домашние заготовки к зиме, кулинарные шедевры, кузнечный промысел, гончарное дело, работу художника-игрушечника, хлебопёка и сыровара.

Конкурсная деятельность также играет важную роль в профориентации детей. Например, при подготовке к конкурсу «Все профессии важны» дети посмотрели множество фильмов и презентаций по разным профессиям, рисовали одежду, вспомогательные средства, эскизы самой деятельности, изучали возможности таких профессий, как ветеринар, повар, археолог, художник-дизайнер, спортсмен, пожарный, полицейский, воспитатель, учитель, артист.

Родители обучающихся с удовольствием включаются в профориентационные мероприятия. Совместно с родителями мы побывали на экскурсии в пожарной части, где услышали рассказы пожарных о своей работе, увидели машины, орудия и средства помощи при пожарах, примерили специальную одежду пожарников. Затем на занятиях лепили глиняные композиции и расписывали их красками, обсуждали услышанное и увиденное.

На занятиях рукоделием в студии запланировано моделирование одежды для кукол. Для того чтобы выполнить задание, дети посмотрели презентацию стилей в женской и детской одежде, нарисовали эскизы, подобрали подходящие текстильные материалы и сделали аппликацию моделей своего проекта кукольной одежды. Таким образом, мы провели подготовку к Областному конкурсу «Юниор-профи», где мои воспитанники ежегодно принимают участие и становятся победителями и призерами конкурса.

В 2023 году в рамках рабочей программы воспитания мои ребята изучают сказы сибирских писателей, в которых очень хорошо описана жизнь и занятия наших предков. Из них они узнают о старинных профессиях (ямщик, мельник, знахарь, шорник, косец, писарь), из которых произошли современные и редкие специфические профессии. На практических занятиях дети с особым вдохновением лепят героев сибирских сказов в их трудовой деятельности.

Таким образом, хочется отметить, что профориентация осуществляется на протяжении всего периода обучения детей в студии, что непосредственно отражается в детских творческих работах. Профориентация реализуется в изобразительной, декоративно-прикладной, трудовой детской деятельности, на мастер-классах, экскурсиях, праздниках и развлечениях. И я считаю, что профориентация в творческой подаче является крайне важным и актуальным направлением деятельности в системе дополнительного образования.

Количество просмотров: 1318  

Добавить комментарий

Target Image
1. Искусство воспитания личности
2. Развитие системы наставничества в ЦРТДиЮ «Заельцовский»
3. Роль команды наставников в подготовке педагогов к конкурсам профессионального мастерства
4. Наставничество как инструмент корпоративного обучения в ЦРТДиЮ «Заельцовский»
5. Наставничество как эффективная педагогическая технология
6. Совместная творческая деятельность – основа успешного взаимодействия с родителями обучающихся студий «УЗОР» и «Играем в куклы»
7. Педагог – ребенок – родитель: треугольник успеха
8. Наставник побуждает к творческому труду
9. Наставничество – дело старых слонов, или Роль наставника в профессиональном становлении молодого педагога
10. «Неугомонные»: опыт организации работы творческого коллектива выпускников прошлых лет
11. Работа с родителями как средство сохранности контингента обучающихся в детском дошкольном объединении «Школа раннего развития «Дорастем до неба»
12. Обучение в Образцовом ансамбле танца «Зоренька» как форма ранней профессиональной ориентации школьников
13. Эффективные практики наставничества Центра дополнительного образования «Лад»
14. Развитие навыков сотрудничества между детьми на уроках в Детской школе искусств
15. Лаборатория творческих достижений «Всё начинается с идеи»
16. Формирование самостоятельности и творческой активности у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
17. Что может стать вдохновением для творчества?
18. Детский театр: внутренняя свобода и уверенность в себе
19. Формирование свободы и активности обучающихся в школе раннего развития «Дорастем до неба»
20. Методическая служба как ресурс профессионального развития педагогов

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы