«Время выбрало нас»

 
 

Повстьянова Ксения Олеговна,

методист отдела медиасопровождения

МАУ ДПО «НИСО» г. Новосибирска

 

«Время выбрало нас»

Первые детские общественные организации возникли в Российской империи еще в конце XIX века, потом была Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина, затем разнообразие детских общественных объединений и вот сегодня – Российское движение школьников. О том, как они работают, кто является их участниками, какая работа ведется, мы говорим с Натальей Валерьевной Вохминой, к.п.н, доцентом кафедры теории и методики воспитательных систем НГПУ, председателем Новосибирской областной общественной организации «Союз Пионеров», председателем Новосибирского отделения общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

– Что понимают под детским объединением (движением) сегодня?

– С 1995 года в нашей стране действует Федеральный закон «Об общественных объединениях», который позволяет создавать общественные объединения в различных организационно-правовых формах. Детское общественное объединение – это добровольное формирование юных граждан совместно со своими взрослыми коллегами (потому что детское движение без взрослых существовать не может), направленное на удовлетворение социальных потребностей и интересов, осуществление добрых, полезных, хороших дел для государства и общества. То есть это школа гражданского становления, гражданской ответственности молодых людей за то, что они живут в этой стране. К общественным объединениям чаще всего относятся добровольческие объединения; объединения ребят, занимающихся по направлениям лидерства, экологии, патриотизма. Ребята приходят туда добровольно, чтобы получать дополнительные надпрофессиональные компетенции.

– Расскажите об истории развития детских общественных объединений на территории Новосибирской области?

– В 1990 году, 1 октября, на десятом слете пионеров в «Артеке» не стало всесоюзной пионерской организации имени Ленина, чуть позже, в 1991 году, не стало Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи. Это были те организации, которые являлись основополагающими в СССР по воспитанию патриотов, граждан. На этом же слете в «Артеке» была создана организация, которая получила название СПО-ФДО. Сегодня это Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций». В 1991 году для более взрослого населения вместо ВЛКСМ возникла организация, которая сегодня называется «Российский союз молодежи». На территории России, в разных регионах, создавались новые детские общественные организации.

5 апреля 1991 года в Новосибирской области был создан Новосибирский областной «Союз пионеров». Это организация действует в нашей области по сей день.

29 октября 2015 года вышел Указ Президента о создании «Российского движения школьников». Это не альтернатива тем действующим организациям, которые до 2015 года развивались, это дополнительное создание условий для того, чтобы как можно больше детей получило возможность участвовать в детском общественном движении, потому что те детские организации, которые были созданы после 1991 года, создавались не массово и охватывали небольшое количество детей.

Создание организации зависит от возможностей взрослых. Если есть заинтересованный взрослый, который может увлечь детей какой-то темой, научить ребенка быть полезным своему Отчеству, соответственно и есть такая организация. Союз пионеров развивался. У нас достаточно много общественных объединений было создано, но на 2015 год из 35 субъектов нашего региона только в 25 были свои районные организации. В это время произошел отток детей из детских организаций, потому что было мало заинтересованных взрослых в том, чтобы на общественных началах создавать какие-то общественные формирования для детей.

С 2015 года развивается новое общественное движение – «Российское движение школьников». Задача РДШ охватить как можно больше детей. Несмотря на то, что это добровольное объединение детей, для нас, для взрослых, эта работа является обязательной. Мы должны создавать условия для детей, стараться, чтобы подобные организации появлялись во всех образовательных учреждениях. Детское движение – важный фактор развития личности, ибо оно является во всем мире начальной ступенью демократии, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе.

– Кто является участником таких объединений?

– На мой взгляд и исходя из информации по Российской федерации, в общественное движение активно приходят ребята в 12–13 лет, потому что это такой возраст, когда у них уже есть достаточное количество знаний, которыми они могли бы поделиться и которые они могли бы дальше развивать. Это такая бодрая активность. Они хотят быть услышанными, помогать другим, они хотят все то, что у них есть в их компетентностном запасе показать и передать другим. Самая большая активность – это ребята-школьники 13–17 лет. В 13–14 лет учатся, в 14–16 передают другим, в 17 лет, заканчивая школу, они уже обладают очень большим запасом тех компетенций, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Нельзя сказать, что все 100 процентов детей готовы вступить в общественные организации. Зачастую нет примера рядом – родителями тех детей, которые сегодня достигли возраста 12–13 лет, являются люди, которые не имели собственного опыта вхождения в детские и молодежные общественные организации. И, соответственно, не всегда в семье поддерживается желание ребенка продвигаться в этом поле, но, тем не менее, те ребята, которые умеют и своим родителям, и самим себе доказать необходимость участия в этом движении, действительно становятся очень яркими личностями.

– Расскажите подробнее, что дает школьникам участие в деятельности движений и объединений? Какие компетенции они приобретают?

– Если говорить о социальных компетенциях, то общественное движение дает возможность научиться общаться абсолютно на другом уровне. В школе мы учим ребят получать знания и использовать их только на свою дальнейшую аттестацию, общественная организация помогает полученные в школе и на уровне неформального образования знания преобразовывать в те знания, которые пригодятся в дальнейшем для выстраивания своей жизненной карьеры, жизненной стратегии. В детском и молодежном коллективе ты будешь интересен только тогда, когда ты умеешь не просто говорить: «Здравствуй», «До свидания», а прилагать энергию для того, чтобы общение было продуктивным и интересным, т.е. необходим креативный подход к этому процессу! Также это возможность общаться с другим поколением. Поколенческая проблема у многих ребят является серьезной темой. Ребята не умеют общаться со взрослыми. В общественной организации идет общение с взрослыми на равных. Это новая ступень в общении.

Сегодня очень развито проектирование, проектное управление во многих рыночных компаниях, куда ребята придут работать, набирает обороты. Как раз общественная организация позволяет вычленять ребенку какие-то проблемы, которые существуют в обществе, и через проектную деятельность решать их собственными усилиями.

– Последние несколько лет очень часто можно услышать, что нынешнее поколение детей радикально отличается от предыдущих. Вводится терминология – поколение Z, Α. Как вы оцениваете, правомерны ли данные поколенческие разделения?

– Я всегда говорю, что отличия есть только в тех условиях, в которых мы живем. Сегодня молодежь живет в мире, который намного быстрее во всех отношениях, технологии меняются мгновенно, ребята имеют те возможности, которых у предыдущего поколения не было, но желание быть понятыми, услышанными, желание творить, были как у предыдущих поколений, так и у нынешнего поколения. Для меня, как для человека, работавшего во всесоюзных пионерских лагерях, во всероссийских детских центрах, разницы в ребятах нет. Активность была, что в мое детство, что у сегодняшних ребят. Я не считаю, что нынешнее поколение какое-то плохо воспитанное или не умеющее что-то. Они умеют очень многое, они пользуются теми благами жизни, которые есть. Дети, молодежь всегда остаются одинаковыми. Дерзкие в плане движения по жизни, они понимают, что им жить завтра.

Разные условия, но желания у молодежи и детей очень амбициозные. Каждое поколение, ориентируясь на те условия, которые есть, всегда стремится жить интересно, творчески, видит свое будущее светлым, ярким, поэтому для меня дети и молодежь всегда перспективны.

– Как соотносится школьное образование и деятельность общественных организаций?

– Образование – это одновременный процесс воспитания и получения знаний, умений и навыков, связанных с предметными знаниями. Общественная организация – это дополнение к школьным возможностям, потому что без воспитания сегодня совершенно невозможно. Общественная организация отличается от школьного самоуправления хотя бы тем, что она создается по иным принципам: принцип добровольности, принцип самоуправления внутри самой общественной организации, на основании другого Закона – об общественных объединениях. Помимо социальных компетенций, связанных с общением и продвижением по жизни, ребята получают еще дополнительные знания в области права, политических суждений. Это совместный труд тех, кто учит, дает знания, и тех, кто воспитывает. Это взаимное дополнение!

– Выше мы уже говорили о создании на территории Российской федерации «Российского движения школьников». Расскажите, как работает данная общественная организация на территории Новосибирской области?

– Российское движение школьников было создано как общественная организация в марте 2016 года и по решению координационного совета было необходимо создать региональные отделения во всех субъектах Российской федерации. Региональное отделение РДШ в Новосибирской области было создано 10 апреля 2016 года. В 2016–2017 учебном году в каждом регионе были определены пилотные и опорные площадки. Опорными площадками у нас стали гимназия № 16 «Французская», лицей № 22 «Надежда Сибири, школа № 43, где и было создано региональное отделение РДШ на сборе детского актива, и школа № 64. У ребят из этих образовательных организаций была возможность поучаствовать во всероссийских мероприятиях, а для педагогов – поучаствовать в семинарах, совещаниях для тех, кто начинает и обобщает деятельность РДШ. Две школы по итогам года были отмечены на федеральном уровне – это гимназия № 16 «Французская» и одна из пилотных площадок – гимназия № 15 «Содружество». Опыт этих организаций перспективен для трансляции на всю территорию Российской федерации. Стоит отметить Лицей № 22 «Надежда Сибири». Их опыт создания условий для деятельности РДШ в образовательной организации тоже очень актуален.

Сегодня более 400 школ области подключилось к РДШ. За год прошло две профильные смены «Время РДШ», где школьники узнавали про новую организацию, создавали ее традиции. Весь год пилотные и опорные площадки принимали участие в игре «Время РДШ», где одна из целей – пропаганда деятельности организации не только на те образовательные организации, которые уже включились, но и приобщение к этой деятельности тех, кто еще мало знает о ней. С февраля 2017 года  стартовал проект «Патруль РДШ» – ребята из актива РДШ выезжали в разные районы города и области и «заражали» своих сверстников идеей объединения в одну огромную детско-юношескую команду России – «Российское движение школьников».

Ребята принимали участие во всероссийских мероприятиях, конкурсах, форумах. По итогам этих мероприятий двое ребят нашей области – Яна Клинг и Илья Кожевников – вошли во всероссийскую школьную детскую редакцию, девочка из Барабинского района пошла в состав Всероссийского детского совета по патриотическому воспитанию. Педагог гимназии № 16 «Французская», вожатый РДШ Евгений Якутин победил во всероссийском конкурсе «Лидер XXI века» в номинации «Руководитель детского общественного объединения», представляя проект РДШ в гимназии.

С 22 по 29 октября на базе лагеря «Тимуровец» состоится третья профильная смена РДШ, в которой примут участие и представители других детских организаций Новосибирской области. 240 школьников, 60 педагогов во главе с вожатским отрядом «Товарищ» РОО «Союз пионеров» подведут итоги пилотного года, спланируют деятельность на будущее.

К РДШ может подключиться любой ребенок, не только тот, в чьей школе уже определено, что образовательная организация подключилась к РДШ. Это можно сделать через сайт РДШ, включившись в различные мероприятия, которое предлагает организация.

Наша новая задача – это создание муниципальных отделений во всех районах и городах НСО.

РДШ работает по четырем направлениям.

1. Гражданская активность. Это направление включает возможность ребят участвовать в поисковой деятельности, в волонтерской деятельности, в проектах, связанных с экологией.

2. Военно-патриотическое направление. В школах работают патриотические клубы. Это и юные друзья пожарных, юные друзья милиции, юные казаки, юнармия, которая тоже широко развивается в нашей стране.

3. Информационно-медийное. Мы знаем, что в век информационных технологий это является, наверное, самым важным – уметь получать информацию, распространять ее, перерабатывать, делать ее своим достоянием.

4. Личностное развитие – это популяризация профессий, развитие здорового образа жизни и творческое развитие.

– Какая методическая помощь оказывается педагогам, которые курируют РДШ в школах?

– РДШ договорилось в своем пространстве, что тот педагог, который работает с активом по направлениям РДШ, собирательно называется вожатый РДШ. Где-то это люди, которые занимают ставку старшего вожатого, где-то педагоги-организаторы, где-то социальные педагоги, но в общем мы называем человека, ответственного за это направление, вожатым РДШ. Для них есть всероссийские скайп-совещания, они проводятся один раз в месяц, где представители федерального бюджетного учреждения «Российский детско-юношеский центр» проводят инструктажи, как привлекать ребят в проекты РДШ, как участвовать в тех или иных проектах.

В нашей области постоянно проводятся семинары-совещания заинтересованных взрослых в развитии движения.

В НГПУ разработаны курсы повышения квалификации для вожатых РДШ. С прошлого учебного года в число 12 вузов Российской федерации, которые начали подготовку вожатых РДШ, вошел НГПУ. У нас уже есть выпуск ребят, которые прошли курс «Вожатый детско-юношеской организации» и надо заметить, что четыре человека из института культуры и молодежной политики, получившие знания в этом направлении, сегодня как раз работают вожатыми РДШ в разных образовательных организациях Новосибирской области. Кроме этого, у нас есть совет РДШ, куда входят педагоги, которые тоже готовы делиться своим опытом. Мы продолжаем в этом году проект «Патруль РДШ», преобразуя его из проекта, который просто дает информацию о РДШ, в проект, который дает методическое подкрепление деятельности РДШ. Это своеобразная школа актива и для ребят, и для педагогов. Мы развиваемся, стараемся находить новые формы.

– Долгие годы вы являетесь председателем Новосибирской областной общественной организации «Союз Пионеров», теперь председателем РДШ в НСО. Есть ли преемственность между этими организациями?

– В «Союз пионеров» входят районные детские организации и  школьные общественные объединения. РОО «Союз пионеров» и все членские организации – это направление, в большей степени, «Гражданская активность» РДШ. То есть – это те ребята, которые занимаются волонтерством, добровольчеством, которые проходят определенные ступени школы «Лидер», учатся создавать проекты, реализовывать их, и поэтому мы договариваемся, что все те организации, которые сегодня были созданы в образовательных организациях, являются успешными проектами в направлении «Гражданская активность». У нас в «Союзе пионеров» давно и активно действует вожатский отряд «Товарищ». Выпускники РДШ сегодня стали частью этого отряда. Все проекты, связанные с распространением деятельности РДШ, работа на профильных сменах, это вожатский отряд «Товарищ», который научил ребят именно вожатскому делу, профессиональным компетенциям, связанным с организацией жизнедеятельности коллектива. У «Союза пионеров» есть отряд «Спутник». Это ребята, которые готовятся в будущем стать вожатыми. Это актив «Союза пионеров», которые участвуют во всероссийских конкурсах «Лидер», в конкурсах, связанных с профессиональными компетенциями вожатых. Очень во многих районах Новосибирской области именно организации «Союза пионеров» – «Бобр», «Шанс», «Родничок» – являются площадкой добровольчества и волонтерства, поэтому мы пытаемся на территории нашего региона объединить деятельность «Союз пионеров» и РДШ в единое пространство общественного движения. Именно поэтому смена с 22 по 29 октября, которая называется «Время выбрало нас», объединяет 120 ребят РДШ и 120 ребят других детских общественных объединений Новосибирской области, которые разработают единую систему дальнейшей деятельности.

29 октября, в финальный день смены, в День рождения Общероссийской общественно-государственной организации «Российское Движение Школьников», состоится областной праздник «Время выбрало нас» в театре «Глобус».

Надо не забывать, что 29 октября – это день рождения комсомола и соответственно делая какие-то жизненные выводы, мы понимаем, что общественная организация ВЛКСМ, Всесоюзная пионерская организация для очень многих стали стартовой площадкой в жизни. И 29 октября мы на площадке «Глобуса» собираем не только юное поколение, но и тех взрослых, которые создавали те условия, в которых ребята живут сегодня. Это будет своеобразный поколенческий отчет о том, что дело славных комсомольских времен, пионерской эпохи не потеряно и что молодое поколение сегодня готово также, как и предыдущее поколение, строить новую жизнь. В «Глобусе» мы покажем то, что делаем сегодня, то, чем славится детское движение Новосибирской области и в преддверии столетия комсомола запустим новые акции для всех школьников Новосибирской области. Предполагаем, что это будет новая акция, которая называется «Мой герой-комсомолец». У каждого есть бабушка, дедушка, мама, папа, которые, возможно, тоже прошли эту школу становления и вспоминают эти дни с большим энтузиазмом. И не зря в этом году и смену, и праздник мы назвали «Время выбрало нас», потому что в какое время бы мы не жили – это наше время и от нас зависит, как будет все развиваться в жизни дальше.

Мы, давая жизнь молодому поколению, хотим, чтобы оно было нам за что-то благодарно и продолжало нашу историю. На мой взгляд, слова «Время выбрало нас» соответствуют тем запросам, которые есть у детей и тем ожиданиям, которые есть у взрослых.

– Пионерская организация имела свою символику, которая несла объединяющую функцию. Что объединяет РДШ?

– Дети всегда хотят быть похожими на других и одновременно быть абсолютно разными. И в пионерской организации были символы, ритуалы, и в тех общественных организациях, которые создавались в 90-е, 2000-е годы. Обязательно есть что-то, что выделяет ребят из общей массы. У «Союза пионеров» всегда были красные футболки с ярким желтым солнышком, яркие желтые галстуки. Меня всегда удивляло, что, допустим, в выходной день идешь по Новосибирску и видишь своего пионера в этой простой, но родной форме.

У РДШ есть своя символика. Очень много атрибутных вещей: футболки, толстовки, кепки, сумки, рюкзаки, наклейки, флешки и все они объединены эмблемой РДШ. Конкурс на эмблему был объявлен после того, как была создана организация и на первом съезде РДШ три школьника, эмблемы которых вошли собирательно в эмблему РДШ, были награждены первыми грамотами. В эмблеме три цвета – белый, синий, красный – цвета российского флага и внутренняя часть эмблемы, которая позволяет каждому ребенку присоединить себя к какому-то направлению РДШ, каждое направление имеет свое символическое очертание, и эта эмблема является частью всех мероприятий РДШ.

– Если говорить с позиции истории, как вы оцениваете внимание к общественным организациям в разные исторические периоды? О чем это говорит?

– В 2015 по указу президента создано РДШ, в 1990 прекратила свое существование всесоюзная пионерская организация имени Ленина. 25 лет. У кого-то есть ощущение, что все эти годы ничего не происходило. У большого количества людей, которые занимались детским движением, есть даже обида, что через 25 лет создали РДШ, позабыв о том, что ничего не умирало. Встречаясь со своими коллегами из разных регионов на разных форумах, я могу отметить тот факт, что в каких-то регионах эти 25 лет был вакуум по работе с детьми. В каких-то регионах все развивалось, как в нашем, достаточно интересно. Помимо «Союза пионеров» у нас есть Ассоциация детских объединений «НАДО», детское общественное объединение МГиВ, детская общественная организация «Солярис», Российский союз молодежи. Конечно, все эти организации не объединяли огромного количества ребят. Вероятно, назрел вопрос, связанный с особым отношением к воспитанию детей.

Во всяком случае, мне приятно, что через РДШ на детское движение обратило внимание государство, потому что если смотреть с исторической точки зрения, скауты, которые возникли в 1909 году в России, были поддержаны Николаем II и развивались они в то время именно благодаря поддержке царя. Пионерская организация была создана по инициативе коммунистической партии Советского союза, и именно эта организация поручила ВЛКСМ шефство над пионерской организацией, то есть без участия государства детское движение развиваться не может. Я очень рада, что в нашем регионе не потерян опыт деятельности других организаций и идет консолидация как общественного движения, развивающегося до 2015 года, так и РДШ.

Количество просмотров: 2666  

Добавить комментарий

Target Image