Галина Иващук: «Системе Занкова – да!»

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

методист МАУ ДПО «НИСО»

 

Галина Иващук: «Системе Занкова – да!»

Из всех существующих отечественных технологий обучения технология развивающего обучения является одной из самых признанных. У ее истоков стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни.

По системе Л. В. Занкова в школе № 4 г. Новосибирска учат с 1993 года. Мы встретились с учителем начальных классов, заслуженным учителем РФ, заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 4 ОЦ г. Новосибирска – Галиной Алексеевной Иващук. Галина Алексеевна более 50 лет преподает в начальных классах, а по системе Занкова – 26 лет. Она рассказала, что значит развивающее обучение, чем «занковцы» отличаются от других детей, сложно ли учителю работать по этой методике и в чем её плюсы и минусы.

«Каждый ребенок – это уникальная личность, которая требует особого подхода»

– Что значит развивающее обучение? Какие принципы лежат в его основе? Можно ли на простом примере объяснить суть системы развивающего обучения и ее отличие от обычного?

– Развивающее обучение – это способ организации процесса образования, в котором основной акцент делается на потенциальные возможности ребенка. Целью этого является формирование у учеников навыков самостоятельного поиска знаний и, следовательно, воспитание такого качества, как независимость, которое применимо и в окружающей действительности.

Развивающее обучение берет свои истоки в трудах таких известных педагогов, как Выготский, Рубинштейн, Ушинский и т. д. Подробно занимались данной проблемой Занков, Давыдов. Эти педагоги разработали учебные программы, в которых основной упор делается на развитие познавательных процессов детей. Успешно используются их методы и по сей день различными учителями, особенно в начальной школе. Все обучение опирается на «зону ближайшего развития», то есть возможности учащихся.

Основная идея, на которую опирается развивающее обучение, заключена в том, что знания детей делятся на три вида. Один из них – это то, о чем учащиеся не имеют представления. Второй вид – знания, которые уже есть у детей. А последняя часть находится в промежутке между ними. Это и есть «зона ближайшего развития», о которой говорил Выготский. Другими словами, это расхождение между тем, что ребенок умеет, и тем, чего он может достичь.

Развивающее обучение предполагает слияние образовательной, воспитательной и развивающей задач в триединую задачу, обеспечивающую органическое слияние обучения и развития, при котором обучение выступает не самоцелью, а условием развития школьников. (Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития.)

Сущность взаимосвязи образовательных и развивающих задач, обучения и развития в целом, раскрыта Л.С. Выготским, его исследования позволяют решить кардинальный вопрос типологии обучения. То обучение, которое ограничивается в своих целях лишь овладением внешними средствами культурного развития (к ним относятся овладение письмом, чтением, счётом) можно считать традиционным. Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение (организацию) развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатами такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности.

При традиционном обучении ставится задача усвоить определенную сумму знаний, умений и навыков. При развивающем обучении – усвоить не просто сумму знаний, а определенную систему понятий. Цели обучения тоже разные. Если при традиционном главное – усвоение знаний, умений, навыков, то при развивающем в приоритете – общее развитие школьника (ума, воли, чувств). В первом случае учитель дает знания, во втором – является организатором исследовательской деятельности.

При традиционном обучении ученик – объект обучения, т.е. знания, умения, навыки усваиваются вербальным способом, через тренировку, повторение и практические занятия. А при развивающем обучении ученик является активным участником обучения, т.е. содержание понятий даётся через универсальные учебные действия.

Развивающее обучение в педагогике начало применяться в середине прошлого столетия. Л. В. Занков отмечал, что развитию способностей и самостоятельности детей способствует обучение на более высоком уровне трудности. Стремление преодолеть проблемы активизирует умственные способности учащихся. Во-вторых, ведущая роль должна отводиться теоретическому материалу. Ребенок не просто учится, а находит закономерности и связи между определенными явлениями и процессами. Повторение не является базовой основой. Возвращение к старому делается через призму изучения нового материала.

Развивающее обучение предусматривает, чтобы ребенок осознавал, зачем он получает знания. Учащийся должен понимать, какой для него лучший способ для запоминания материала, что нового он узнал, как меняется его мировоззрение и т. д. Основной принцип, на который опирается развивающее обучение, индивидуальный подход. Каждый ребенок – это уникальная личность, которая требует особого подхода.

«Hи в коем случае нельзя делать за детей то, к чему они могут прийти сами»

– Какие существуют технологии развивающего обучения? IIо какой методике работаете Вы? В чем её плюсы-минусы?

– Существует несколько технологий развивающего обучения: система Л. В. Занкова, технология Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова, технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. П. Волкова, И. П. Иванова), личностно-ориентированное развивающее обучение (И. С. Акиманская).

Придерживаюсь мнения, что любая технология – это, прежде всего, творчество учителя через практическое воплощение в деятельность. Уверена, что и традиционную систему с ее репродуктивными методами можно преподнести детям как развивающую.

Я работаю по системе Занкова, она целостна, её части взаимосвязаны, каждая из них несёт в себе функцию, обеспечивающую общее развитие школьников.

Что положительного в методике развивающего обучения Л.В. Занкова? Для ответа на этот вопрос необходимо уточнить конечную цель развивающего обучения. Она состоит в сформированности у учащихся обобщенных интеллектуальных умений, таких как: умение анализировать ситуацию и делать выводы; видеть разные функции одного и того же объекта; устанавливать связи данного объекта с другими; выделять в них существенные признаки; сравнивать объекты, классифицировать их, обобщать наблюдаемые явления, переносить известные способы деятельности в другие условия.

Все это необходимо для того, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной деятельности в нестандартных учебных ситуациях. Все мы понимаем, какая сейчас напряженная жизнь, в том числе и у детей. И поэтому одной из целей данной программы является – научить детей применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях – это плюс!

В развивающей системе обучения ценятся вопросы проблемного, общего характера, такие, которые предполагают варианты ответов; возможность высказывать детям свое мнение, оспаривать его и доказывать. Учителю же дана роль наставника и собеседника, снята с него роль «эталона». Постановка общих вопросов предполагает свободное оперирование материалом, выбор аспектов анализа, близких ребенку. И вот уже отвечать на проблемные вопросы начинают и слабые дети. Они не боятся показаться глупыми, смешными, к ним прислушиваются. Таким образом, они не теряются на уроке, не чувствуют себя лишними, а принимают активное посильное участие в работе. Сильные же учащиеся обобщают, делают выводы. При такой организации каждый ребенок может и должен иметь успех в деятельности, брать ответственность на себя, контролировать свои знания, свои возможности. Разве это не положительный момент?

Обучение логике учебного спора, диалога, решения учебной задачи не предполагает в развивающем обучении скорейшего получения правильного ответа, к которым мы привыкли в традиционной системе, ставя конкретные вопросы и получая на них простые и шаблонные ответы. Задания должны давать пищу для ума. И у нас на уроках возможны ситуации, при которых дети не смогут на одном уроке открыть истину. Мое мнение при этом воспринимается учащимися как одна из возможных точек зрения, которую нужно соотнести с собственной точкой зрения и мнениями других учеников, они могут с ней согласиться или же ее оспорить. Это ещё один положительный момент в системе Занкова – решение проблемы на протяжении нескольких уроков. Hи в коем случае нельзя делать за детей то, к чему они могут прийти сами!

Структура урока в системе Л. В. Занкова повторяет структуру «слоеного пирога», реализованную в содержании обучения, т.е. для урока характерно решение нескольких разнопредметных задач. Дидактическим стержнем урока является деятельность самих учащихся. Ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает и в обычной системе, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Такая деятельность захватывает всю личность: напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства – удовлетворение от сделанной работы.

Известно, что в развивающем обучении нет главных и неглавных предметов. Каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей. На каждом уроке по различным предметам учащиеся раскрываются, проявляют любознательность. Важно, чтобы ученик не отвернулся от учения, от стремления все узнать. Важно, чтобы он поверил в свои силы, увидел результаты своего труда. Ведь порой этот плод даётся с трудом, в мучениях и переживаниях. И все это раскрывает личностно-ориентированное обучение, к которому должен стремиться каждый учитель.

В школе «занковскими» выпусками учителя-предметники довольны. Многие из педагогов и в среднем звене продолжают работать по системе Л. В. Занкова. Преемственность между начальным и средним звеном в школе сохранена. А иначе нельзя – в противном случае школьники теряют интерес к учебе. Большинство учеников приходят в 5 класс подготовленными: легко усваивают материал на уроках, без особых усилий справляются с домашним заданием. У них хорошо развиты творческие способности, поэтому они с удовольствием выполняют задания творческого характера. Ребята при подготовке к урокам пользуются энциклопедиями, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Эти дети увлекаются программированием, журналистикой. Они легко могут взять интервью у любого человека.

Минусы? На мой взгляд, есть один минус. И этот минус просматривается в следующем принципе обучения – развитие всех учащихся, в том числе и наиболее слабых. К нам в школу поступают дети с разной подготовкой. И порой очень сложно, работая со слабыми детьми, реализовывать на практике остальные принципы Леонида Владимировича, а именно: обучение на высоком уровне трудности, быстрый темп в прохождении учебного материала и др.

В основе ФГОС лежит развивающее обучение и системно-деятельностный подход

– Есть ли какие-то специальные приемы, формы и методы работы, которые используются в рамках развивающего обучения? Сложно ли учителю работать по таким технологиям?

– Может быть, данная программа сложна для самого учителя (многие поэтому боятся по ней работать), но если брать во внимание ученика, то, прежде всего она направлена на оптимальное общее развитие каждого ребенка.

Эта система дает учителю теорию и технологию развития личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Развивающие технологии имеют специальные методы, включающие детей в коллективный поиск: это создание проблемных ситуаций, метод коллизий, метод решения учебных задач, учебный диалог и т.д.

– Почему тема развивающего обучения стала особенно актуальна в рамках внедрения ФГОС?

– Сущность технологии развивающего обучения состоит в следующем: создание условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления; развитие творческих способностей и самостоятельной активности учащихся; формирование ключевых компетенций; сохранение здоровья учащихся через внедрение современных образовательных технологий.

Все это актуально сейчас как никогда, потому что развивающее вариативное образование и системно-деятельностный подход лежат в основе федеральных государственных образовательных стандартов.

Учебники по системе Занкова снова вошли в федеральный перечень

– Как Вы считаете, почему самая известная концепция развивающего обучения не прижилась в российской школе, и учебники системы Занкова исключили из списка рекомендуемых к использованию?

– Действительно, в 2014 году сложилась критическая ситуация – учебники по системе развивающего обучения Л. В. Занкова, издаваемые ИД «Федоров», исключили из Федерального перечня учебников. По сведениям издателей, отказ был мотивирован сугубо формальными причинами: наличием в пакете документов не оригиналов заключений педагогической экспертизы, а их нотариально заверенных копий. В связи с чем министру образования и науки РФ Д.В. Ливанову было направлено открытое письмо от известных педагогов, деятелей науки, образования, авторов занковских учебников. Они призывали вернуть учебники по системе Занкова в Федеральный перечень: «По учебникам системы Л.В. Занкова занимается около 13 % учащихся начальных классов. Учителя, работающие по этому комплекту, достигли высокого профессионального уровня благодаря теоретической обоснованности и методической разработанности системы. И сейчас они лишаются возможности использовать качественные учебники и пособия – один из главных педагогических инструментов, обеспечивающих эффективность и результативность образовательного процесса. Исключение из практики школ комплекта учебников по системе Л. В. Занкова в период внедрения в российское образование Федерального стандарта, построенного на идеях развивающего вариативного образования и системно-деятельностного подхода, в период подготовки профессионального стандарта педагога недопустимо. Нашу тревогу разделяют тысячи учителей из всех регионов РФ и их родителей, выбирающих для своих детей путь индивидуального оптимального развития личности».

И вот хорошая новость: учебники по системе Занкова вошли в федеральный перечень. 28 декабря 2018 года был подписан Приказ Министерства просвещения РФ № 345 о Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Среди вошедших в ФПУ – предметные линии «Математика» (авт. Аргинская И.И. и др.), «Окружающий мир» (авт. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.) и «Технология» (авт. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. и др.). Учебники вошли в ФПУ от издательства ООО «Развивающее обучение». А как же остальные учебники? Есть надежда, что учебники предметных линий «Русский язык» (Н.В. Нечаева) и «Литературное чтение» (В.Ю. Свиридова) тоже в ближайшее время войдут в ФПУ. «Члены Научно-методического совета по учебникам при Министерстве просвещения РФ направили на дополнительную экспертизу 490 поступивших учебников. По итогам проведения экспертизы учебники с положительными отзывами смогут попасть в федеральный перечень», – сообщает пресс-служба Минпросвещения России.

21-22 марта 2019 года в Красноярске состоялся фестиваль издательств «Федеральный перечень учебников: традиции и новации». На фестивале выступила Нечаева Наталия Васильевна, к.п.н., доцент, автор курса по обучению грамоте и русского языка в системе Л.В. Занкова. На пленарном заседании она говорила о том, что система Л.В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством ocoбогo отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Также Наталия Васильевна провела семинары для учителей начальных классов по теме «Функциональная грамотность как результат реализации системы Л. В. Занкова».

14-15 мая издательский дом «Федоров» проводит всероссийскую педагогическую онлайн-конференцию «Работаем по системе Л.В. Занкова: реализации идей развивающего обучения в современной школе». Так что система Занкова жива, и в школах России продолжат обучение по этой концепции.

Количество просмотров: 3816  

Комментарии

Действительно, система Занкова очень востребована будет тогда, когда речь идет о целостном и гармоничном, т.е. развивающем обучении. В этом-то она и близка системе ФГОС, а, может быть, ФГОС близок системе Занкова, так, наверное, будет вернее. Спасибо Галине Алексеевне за то, что когда-то она и ее сподвижники в нашей школе направили меня на этот путь в образовании. Это классная система!
Очень жаль, что снова повторяется ошибка конца восьмидесятых и Занков возвращается в Школы! Моё мнение: решение 2014 года по исключению этого маразма из списка рекомендованных учебников было полностью верным! Никакого отношения к качеству Советской системы образования данная программа не имеет, а имеет отношение к прямым ошибкам советской системы образования: как то переучивание левшей, принудительная логопедия, деградация внеклассного образования. Сам являюсь "жертвой" системы Занкова по которой занимался в 1994 году. Ни одной из декларируемых целей система не достигла. А принесла она много плохого, а именно: - Убила мотивацию к учёбе понадобилось много сил и средств, чтобы её восстановить - Сформировала ужасный подчерк, из-за того, что по Занкову всё проходится "галопом по Европам" без должного внимания повторению пройденного и углубления в формирование базовых моторных навыков. - Способствовала развитию дисграфии. - Сформировала ужасное для детей чувство неполноценности и собственной глупости, которое тоже удалось победить ценой очень больших усилий. - Никаких "вундеркиндов" "сверх-развитых личностей" система не сформировала, не знаю ни одного примера из тех кто тогда учился вместе со мной! Рекомендую и призываю родителей однозначно отказываться, если Вашему ребёнку предлагают программу по Занкову. Отказываться, не смотря на положительные качества учителя, при давлении со стороны администрации или учителя немедленно менять школу! А для всестороннего углублённого развития способностей ребёнка применять инструменты созданные специально для этого - систему дополнительного и специализированного образования: школы искусств, спортивные школы и секции, кружки, детские объединения, курсы при ВУЗах, стажировки, образовательные лагери...

Добавить комментарий