В обучении иностранных языков ориентир задаёт личностно-деятельностный подход, где главная модель – это человек. В новой системе образования главное – сформировать человека, который будет адаптирован к жизни в будущем, а это значит, что выпускнику школы надо дать такой инструмент, который поможет ему быстро адаптироваться в изменяющемся мире, научит самостоятельно осуществлять когнитивную и образовательную деятельность. Следовательно, можно предположить, что для повышения мотивации необходимо использовать плюсы клипового мышления современных школьников, т.е. умение находить и анализировать информацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современной жизни, работать в режиме многозадачности. Однако роль визуализации, а именно майндмэппинга, в формировании коммуникативной компетенции изучена недостаточно и мало применяется в процессе обучения, что и обуславливает актуальность данного исследования.
В современной методике обучения иностранному языку выделяют огромное количество методов. Основой всех инновационных методик служит коммуникативный и деятельностный подходы. То есть вся деятельность учителя направлена на то, чтобы через инновационные методы достичь тех целей, которые предусмотрены законом РФ. В настоящее время в методике выделяют огромное количество методов и технологий обучения ИЯ, лидирующие места занимают интерактивные методы и современные технологии.
В современной школе выбирают такие методы, которые наилучшим образом решают все поставленные задачи перед учителем. Замотивировать пассивных учеников, сделать их более активными, способствовать тому, чтобы усвоились новые знания и научить применять их на практике.
В настоящее время лидирующее место среди методов обучения ИЯ занимает коммуникативный метод, который определяет приемы, средства и формы изучения. Термин коммуникация обозначает общение, языковая коммуникация – общение с помощью языка, замотивированное на передачу информации друг другу.
Ежегодно терминология лингводидактики пополняется новыми понятиями, одним из таких терминов можно назвать «когнитивная визуализация». Для начала необходимо провести параллель между терминами: «визуализация», «когнитивная визуализация» и «наглядность».
«Визуализация представляет физические явления или процесс в форме удобной для зрительного восприятия»[1].
Наглядность – это образ, который воспринимается зрительно. То есть исходя из 2 определений можно сделать вывод, что визуализация и наглядность – синонимичные термины. В отечественной методике визуализация используется как применение схем-сигналов, интеллект-карт. Говоря о когнитивной визуализации – визуализация, которая акцентирует внимание ни только на иллюстрации, но и познавательных способностях и критическом мышлении.
Интеллект-карта или «mind maps» – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной и систематизированной форме.[2] Такая карта отражает связи между понятиями, такой вид изложения идей, гораздо понятнее для слушателей. Ведь словесное объяснение материала требует много информации, времени, что заставляет наш мозг работать в не свойственной ему манере. Первый, кто создал интеллект-карты, Тони Бьюзен, он систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструирования. А также приложил массу усилий для популяризации данного метода. Эффективность среди современной молодежи объясняется тем, что современный ученик обладает клиповым сознанием, тем самым его мозг упорядочивает и детализирует объекты и явления, воспринимая все явления как картинку. Цель создания ментальных карт – навести порядок в голове, получить целостную картину и найти новые ассоциации.
Этот метод широко применим в школьном обучении, особенно при изучении иностранного языка, в практической части нашего исследования мы рассмотрим способы построения и примеры ментальных карт.
Еще одно направление визуализации – это скетчноутинг, способ визуального отображения материала с минимальным буквенным сопровождением. Это совершенно новый вид контента, который совмещает в себе текстовую и визуальную составляющую. Такую технологию возможно применять на форумах, лекциях и т.д. Далее рассмотрим плюсы применения:
– быстрое конспектирование;
– компактность изложения;
– отображение сути предмета;
– быстрота воспроизведения материала.
Данную технологию рекомендуется применять с творческими детьми, которые «рисуют на полях», особенно при изучении ИЯ, когда символом или рисунком возможно отобразить тот или иной материал. Данная технология требует более глубокого изучения, так как очень мало изучена методистами.
Скрайбинг – новая техника презентации, которую изобрел Эндрю Парк для британской организации. Речь выступающего иллюстрируется по ходу изложения материала, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. Этот способ привлекает аудиторию обучающихся и обеспечивает их нескучной информацией. Скрайбинг превращает тезисы в слова и образы и подчеркивает ключевые моменты. Выделяют ручной и компьютерный.
10 этапов, чтобы сделать свой первый скрайб:
- Тема
- Коллективная работа
- Поиск и анализ информации
- Визуализация
- Выступление перед классом
- Рисование
- Обработка в видео
- Аудио сопровождение
- Обработка видео и представление
- Публикация проекта
Все новое всегда интересно, соответственно, данный вид визуализации возможно применять при обучении ИЯ, так как этот новый уникальный способ привлечь внимание, завоевать аудиторию и обеспечит мотивацию на изучение языка.
Как мы уже говорили, клиповое мышление подразумевает кратность, образность, фрагментарность, частую смену деятельности. Все эти характеристики включает в себя электронный формат учебника. Применяя ЭФУ на уроке, информация становится более актуальной, происходит в контексте окружающего мира и транслируется через вербальное общение. Современный мир имеет необыкновенно быстрый темп жизни, для того чтобы угнаться за ним, мы перестаем углубляться в информацию и считываем лишь поверхностные факты. Как же извлечь из этого пользу? В современном мире быстроменяющейся информации клиповое мышление обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок. Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Многозадачность позволяет школьнику одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и при этом делать уроки. Соответственно, майндмэппинг и ЭФУ возможно применять и извлечь плюсы клипового мышления. Хотелось бы акцентировать ваше внимание на таблице, где приведен анализ ЭФУ и клипового мышления.
Таблица 1
Как видно из приведенной таблицы, ЭФУ и клиповое мышление имеет одни и те же корни, то есть ЭФУ построено, применяя клиповое мышление, тем самым можно сделать вывод о том, что ЭФУ эффективно при обучении.
Алгоритм построения ментальных карт:
- Возьмите лист А4
- Возьмите цветные карандаши или ручки
- Выберите тему, задачу, проблему
- Соберите все материалы по данной проблеме
- Старт из центра, ключевое слово
- Затем от центра проводите ветви, на которых записывайте главные дочерние идеи.
Основное в построении карт – это акцент делать на ключевых понятиях, ярко представлять, применять 4 и более цветов, так как цвет формирует ассоциативное мышление. Рассмотрим влияние цветовых опор в интеллект картах.
Таблица 2
цвет |
значение |
скорость |
красный |
Максимально фокусирует внимание, сообщает о проблеме. |
высокая |
синий |
Настраивает на эффективную продолжительную работу. |
средняя |
зеленый |
Цвет свободы, позитивно воспринимается большинством людей |
низкая |
желтый |
Энергия, лидерство, привлекает свое внимание |
высокая |
черный |
Строгий, идеален для текста |
средняя |
Исходя из этого, провели анализ некоторых страниц ЭФУ Forward 11 класс, базовый уровень.
Таблица 3
Номер страницы/скрин страницы |
Анализ |
Текст – черный цвет (идеален для восприятия) Текст заголовков – красный (привлечение нашего внимания) Зеленый и синий – фоновый, позитивный цвет |
|
Синий – идеальный фон для восприятия информации, текст основной – черный, красным – для привлечения нашего внимания, что речь пойдет о фактах. |
Исходя из этого, делаем выводы: ЭФУ развивает ассоциативное мышление.
Подготовка к ЕГЭ – один из самых актуальных вопросов, как же сделать этот процесс более эффективным, применяя инновационные технологии. Рассмотрим примеры ментальных карт при подготовке к грамматическим заданиям и лексике.
Ментальная карта по теме «Путешествие», повторение лексики.
Применяя на уроках подобные приемы, учитель стимулирует активность обучающихся в образовательном процессе, направляет на результат. Интерактивные методы, такие как майндмэппинг, скрайбинг, формируют УУД, развивая коммуникативные навыки. Работая в команде или индивидуально, дети учатся договариваться, ставить перед собой и своей группой задачи, цели, а главное – учатся решать их.
Применяя интерактивные методы – стимулируем мыслительную деятельность, происходит формирование мотивации учения через клиповость сознания. Мотивация возникает, если образовательный процесс основывается на личном интересе, рефлексии и самооценке.
Следовательно, применяя интерактивное обучение, педагог формирует условия для обучающихся, в которых они самостоятельно открывают и приобретают знания. Как говорят ученые, без правильно подобранных методов трудно достичь образовательных целей, метапредметных и регулятивных, а применяя эти методы, возможно.
Современное образование подразумевает применение инновационных технологий при обучении языку, главное – научить детей учиться. А также замотивировать их на изучение нового материала.
Ментальные карты действительно помогают систематизировать большие объемы информации, данная информация может быть разнообразной. При создании ментальных карт происходит систематизация знаний, рекомендуется создавать сразу после изучения новой темы. Придерживаясь этого метода, к концу обучения образуется коллекция ментальных карт, а значит кладезь легко воспринимаемой информации, которую необходимо будет повторять при подготовке к контрольным и экзаменам.
Список литературы
1. Азаренок, Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире; Изд-во “Институт психологии РАН”; 2009. – С. 110-112.
2. Гиренок, Ф.И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека). – М Лабиринт, 1995. – 201 с.
3. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего; Академический проект, 2005. – 496 с.
4. Тоффлер, Э. Шок будущего: пер. с англ. – М.: АСТ, 2002. – 557 с.
5. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. — М.: Прогресс, 1988
6. Rosen, L. Мe, МySpace, and I: Parenting the Net Generation. – N.Y., 2007. – 258с.
7. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. Пер., вступ. ст. и прим. А. Б.
Островского. — М.: Республика, 1994. — 384 с.
8. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов //
Психологическая наука и образование. 1997. №4.
9. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов/автор-сост. А.В. Виневская; под ред. И.А.Стеценко. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 253с.
10. Шкуратов В.А. Историческая психология. - М.: Смысл, 1997
11. Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. // Ineternum
Приложение
Лексическая карта
[1] Азимов Э.Г.Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения иностранному языку). М.: ИКАР,2009.448 с
[2] Педагогические технологии:вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов/автор-сост. А.В. Виневская; под ред. И.А.Стеценко.-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-253с.