Нововведения, инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека. В сфере образования об этом заговорили в 80-х. Стали искать новые формы, методы обучения и воспитания. Тема эта непростая, вводить инновации в свою деятельность порой достаточно сложно. Но сегодня без этого нельзя.
Руководители школьных музеев также стали искать новые формы работы. Современного школьника трудно привлечь к музейной работе. И большую помощь здесь, конечно же, оказали современные технологи: интерактивные экскурсии, интегрированные уроки, экспедиции, лаборатории, научно-исследовательские работы и др. Именно такой интересный опыт сегодня и представлен в нашей рубрике.
Хотя часто говорят, что все новое – это хорошо забытое старое.
Вот и форма проектной деятельности сегодня уже не нова. В школьных музеях реализовано много проектов. Педагоги школы № 37 Нагорнева Елена Валентиновна и Горелова Ольга Владимировна рассказывают о своих проектах, реализованных на базе школьного музея. Особенность проекта в том, что он реализуется для ребят с проблемами слуха. В этой деятельности есть свои нюансы, о которых расскажут авторы статьи. Педагоги верят в то, что благодаря данной деятельности музей будет не только выставочным центром, а станет творческой мастерской, лабораторией, клубом, и, в конце концов, просто адаптационным центром для ребят с нарушением слуха. Тему проектной деятельности, только для более младших ребятишек, продолжают авторы Тумакова Светлана Александровна и Болотина Светлана Владимировна, воспитатели детского сада № 27.
Что сегодня тормозит развитие школьного музея? Устаревшая материально-техническая база, маленькие площади, часто требующие ремонта, недостаточная квалификация педагога в данной области. Это, конечно, только часть серьезных проблем. О проблемах музеев, о путях их решения, фандрайзинге наши читатели прочитают в статье Калининой Валентины Петровны, руководителя музея школы № 52. Разговор на эту тему поддержат Седюко Сергей Сергеевич, руководитель музея школы № 94; Обухова Мария Николаевна, учитель начальных классов Лицея № 81.
Работа в музее сложная и кропотливая. Рядом с руководителем музея всегда есть ребята, которые увлечены краеведением, поисковой или исследовательской работой, с увлечением сидят в архивах, встречаются с родственниками героев, в общем, увлечены познанием нового. Как собрать ребят-единомышленников, которым будет интересен музей? Какими интересными идеями их сплотить? Как реализовать детские творческие проекты? Способов много, порой они необычные. С работой активистов школьных музеев можно познакомиться, прочитав статьи Скрипниковой Марины Борисовны, руководителя музея школы № 191, Соловьевой Екатерины Викторовны, руководителя музея Гимназии № 14, Ревковой Нины Васильевны, руководителя музея школы № 141.
Школьный музей и школьная библиотека… Что может быть общего между ними? Автор сегодняшней статьи Куликова Валентина Михайловна уже не раз размещала свои материалы в нашей рубрике. В данной статье Валентина Михайловна проведет параллель между краеведческой работой в музеях и библиотеками, которые обеспечивают «информационную составляющую для этой кропотливой работы». Сегодня автор поделится своим опытом и опытом своих коллег.
Интересного материала много. Хотелось бы пригласить всех неравнодушных читателей к обсуждению данных статей.