Работа с активом школьного музея
Наш музей Боевой и Трудовой славы был открыт в 2005 году, к 60-летию Великой Победы над фашистской Германией.
Я руковожу музеем 8 лет. Для чего мы открыли этот музей? Конечно же, для наших школьников. Ведь не секрет, что в наше непростое время, когда ребята испытывают негативное влияние СМИ, интернета, когда наши «недруги» пытаются исказить историю, нам надо этому противостоять. И доносить до детей историческую правду. А школьный музей является тем местом, где ребята могут познакомиться с историей страны, с историей Великой Отечественной войны, с экспонатами Великой Отечественной войны.
Целью нашей работы является создание условий для формирования уважения к подвигу Советского народа в Великой Отечественной войне, к нашей истории, воспитание патриотов своей Родины.
Экспозиции музея посвящены событиям Великой Отечественной войны:
- Маршалы Победы;
- Непокорённый Ленинград;
- Дорога мужества;
- Герои-первомайцы;
- Пионеры-герои;
- Дети войны – эхо войны;
- Эхо прошедшей войны;
- Все для фронта – всё для Победы.
Как и в любом музее у нас есть актив музея, который согласно Положению о музее, обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учёт в инвентарной книге, обновляет экспозиции, проводит экскурсионно-лекторскую работу для учащихся, для родителей.
Когда я организовала первых активистов музея, мы подумали с ребятами, какой отличительный знак будет у актива. Решили, что все занятия и экскурсии в музее будем проводить в красных галстуках. Музей Боевой и Трудовой славы, наши отцы, деды, прадеды воевали под красными знамёнами, пусть это будет данью уважения к ним. Первые активисты музея были учащиеся 5-х классов, они работали до 8 класса включительно.
Вторая группа активистов была набрана тоже с пятого класса. И уже со второй группой мы начали очень тесное сотрудничество с городской школой экскурсоводов. Мы уже набрали и третью группу активистов музея.
Весь актив музея посещает городскую школу экскурсоводов. Ведёт занятия Родина Анастасия Николаевна. На этих занятиях ребята изучают свой край, область, город, знакомятся с музейной работой (фондовой, экскурсионной, экспозиционной, научно-исследовательской). Много внимания Анастасия Николаевна уделяет работе с голосом, с дикцией, проведению различных экскурсий, совместно участвуем в конкурсах, НПК.
Все мероприятия проводим в красных галстуках. Дети вступили в городскую пионерскую организацию.
Учащиеся, которые входят в актив музея, готовы выполнять любые задания.
Ребята с удовольствием занимаются поисковой деятельностью. Так ими был создан альбом «Воспоминания детей войны». Они ходили по квартирам вместе с председателем женсовета микрорайона Нечаевой Людмилой Антоновной и записывали их воспоминания. Жители, которые во время войны были детьми, охотно им рассказывали о тяжёлых и суровых днях своего детства, делились фотографиями. Так появился на свет этот альбом.
Следующий альбом, который создал актив музея, это «Дорога мужества». Ребята из первой группы актива встречались с ветеранами ВОВ, которые также делились с ними информацией о своём боевом пути на войне. Поделились фотографиями, кое-какими документами.
Третий альбом, который был создан ребятами, «Вечная память героям» посвящен погибшим на войне родственникам жителей микрорайона. В этом альбоме хранятся фотографии погибших, похоронки, справки из госпиталей, красноармейские книжки.
Также актуальным методом взаимодействия с музейным активом является проектный метод. Проекты носят как индивидуальный характер, так и групповой.
В любом случае, проектная деятельность направлена на активизацию учащихся, развитие их творческой инициативы, умение работать в группе и умение самостоятельно добывать знания.
Активисты нашего музея непременные участники различных конкурсов:
- Городской конкурс «Экскурсовод школьного музея».
- Областной конкурс творческих работ: «Русская литература – источник духовности и нравственности, величайшее явление мирового искусства».
- Открытый городской конкурс «Мой родственник – герой».
- Районный фестиваль школьных музеев: «Реликвия моей семьи», «Виртуальная экскурсия по школьному музею», «Всё для фронта, всё для Победы».
- Региональный конкурс «Мир на ладони».
- Всероссийский конкурс, посвященный 115 годовщине Аркадия Гайдара.
- Эстафета патриотизма поколений. Представляли наш проект «Уроки мужества, посвящённые 75-летию Сталинградской битвы».
Конечно, актив школьного музея с удовольствием проводит тематические экскурсии и беседы в разных классах. Неотъемлемой частью работы актива музея являются встречи с интересными людьми:
- С ветеранами Великой Отечественной войны (уже редко).
- С ветеранами локальных войн.
- С детьми войны и узниками немецких концлагерей.
- С блокадниками.
- С ветеранами комсомола.
- С ветеранами Вооружённых Сил СССР и России.
В школе есть мемориальная доска и стенд в музее, посвящённые Герою России Таранец Сергею, выпускнику Новосибирского политучилища. Школьный военно-патриотический клуб «Гвардия» носит его имя. Ежегодно ребята принимают участие в Дне памяти Героя, встречаются с его родственниками, сослуживцами.
Актив музея участвует в различных акциях: «Свеча памяти», «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой».
Так как актив музея еще и пионеры, состоят в городской пионерской организации, они за свою активную работу уже четыре раза получали путёвки на профильную смену в лагерь «Тимуровец».
А ребята из актива, которым исполнилось 14 лет, в этом учебном году пожелали стать комсомольцами. И 29 октября в Доме Ленина на фестивале «Беспокойные сердца» их торжественно приняли в комсомол.
Наш музей и активисты музея очень тесно сотрудничают со многими организациями:
- Совет ветеранов Первомайского района.
- ТОС (территориальное общественное самоуправление) «Берёзовый».
- Детские сады: № 97 и № 447.
- Городская пионерская организация.
- Дом детского творчества «Лад».
- Дом культуры «40 лет ВЛКСМ».
- Музей истории Первомайского района.
Несомненно, работа и взаимодействие с активом музея дают свои результаты: ребята получают знания о ведении музейного дела, готовятся быть экскурсоводами школьного музея, получают навыки работы с первоисточниками, с исторической литературой, учатся обрабатывать информацию. Все это способствует развитию мыслительных, коммуникативных способностей.
Работа на базе музея многогранна, и, если это поможет достучаться до сердец и умов современной молодёжи, то свою задачу музей выполняет.
Количество просмотров: 5640 |
Добавить комментарий