Работа с активом школьного музея

 
 

Ревкова Нина Васильевна,

руководитель музея МБОУ СОШ № 141 г. Новосибирска

 

Работа с активом школьного музея

Наш музей Боевой и Трудовой славы был открыт в 2005 году, к 60-летию Великой Победы над фашистской Германией.

Я руковожу музеем 8 лет. Для чего мы открыли этот музей? Конечно же, для наших школьников. Ведь не секрет, что в наше непростое время, когда ребята испытывают негативное влияние СМИ, интернета, когда наши «недруги» пытаются исказить историю, нам надо этому противостоять. И доносить до детей историческую правду. А школьный музей является тем местом, где ребята могут познакомиться с историей страны, с историей Великой Отечественной войны, с экспонатами Великой Отечественной войны.

Целью нашей работы является создание условий для формирования уважения к подвигу Советского народа в Великой Отечественной войне, к нашей истории, воспитание патриотов своей Родины.

Экспозиции музея посвящены событиям Великой Отечественной войны:

- Маршалы Победы;

- Непокорённый Ленинград;

- Дорога мужества;

- Герои-первомайцы;

- Пионеры-герои;

- Дети войны – эхо войны;

- Эхо прошедшей войны;

- Все для фронта – всё для Победы.

Как и в любом музее у нас есть актив музея, который согласно Положению о музее, обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учёт в инвентарной книге, обновляет экспозиции, проводит экскурсионно-лекторскую работу для учащихся, для родителей.

Когда я организовала первых активистов музея, мы подумали с ребятами, какой отличительный знак будет у актива. Решили, что все занятия и экскурсии в музее будем проводить в красных галстуках. Музей Боевой и Трудовой славы, наши отцы, деды, прадеды воевали под красными знамёнами, пусть это будет данью уважения к ним. Первые активисты музея были учащиеся 5-х классов, они работали до 8 класса включительно.

Вторая группа активистов была набрана тоже с пятого класса. И уже со второй группой мы начали очень тесное сотрудничество с городской школой экскурсоводов. Мы уже набрали и третью группу активистов музея.

Весь актив музея посещает городскую школу экскурсоводов. Ведёт занятия Родина Анастасия Николаевна. На этих занятиях ребята изучают свой край, область, город, знакомятся с музейной работой (фондовой, экскурсионной, экспозиционной, научно-исследовательской). Много внимания Анастасия Николаевна уделяет работе с голосом, с дикцией, проведению различных экскурсий, совместно участвуем в конкурсах, НПК.

Все мероприятия проводим в красных галстуках. Дети вступили в городскую пионерскую организацию.

Учащиеся, которые входят в актив музея, готовы выполнять любые задания.

Ребята с удовольствием занимаются поисковой деятельностью. Так ими был создан альбом «Воспоминания детей войны». Они ходили по квартирам вместе с председателем женсовета микрорайона Нечаевой Людмилой Антоновной и записывали их воспоминания. Жители, которые во время войны были детьми, охотно им рассказывали о тяжёлых и суровых днях своего детства, делились фотографиями. Так появился на свет этот альбом.

Следующий альбом, который создал актив музея, это «Дорога мужества». Ребята из первой группы актива встречались с ветеранами ВОВ, которые также делились с ними информацией о своём боевом пути на войне. Поделились фотографиями, кое-какими документами.

Третий альбом, который был создан ребятами, «Вечная память героям» посвящен погибшим на войне родственникам жителей микрорайона. В этом альбоме хранятся фотографии погибших, похоронки, справки из госпиталей, красноармейские книжки.

Также актуальным методом взаимодействия с музейным активом является проектный метод. Проекты носят как индивидуальный характер, так и групповой.

В любом случае, проектная деятельность направлена на активизацию учащихся, развитие их творческой инициативы, умение работать в группе и умение самостоятельно добывать знания.

Активисты нашего музея непременные участники различных конкурсов:

  1. Городской конкурс «Экскурсовод школьного музея».
  2. Областной конкурс творческих работ: «Русская литература – источник духовности и нравственности, величайшее явление мирового искусства».
  3. Открытый городской конкурс «Мой родственник – герой».
  4. Районный фестиваль школьных музеев: «Реликвия моей семьи», «Виртуальная экскурсия по школьному музею», «Всё для фронта, всё для Победы».
  5. Региональный конкурс «Мир на ладони».
  6. Всероссийский конкурс, посвященный 115 годовщине Аркадия Гайдара.
  7. Эстафета патриотизма поколений. Представляли наш проект «Уроки мужества, посвящённые 75-летию Сталинградской битвы».

Конечно, актив школьного музея с удовольствием проводит тематические экскурсии и беседы в разных классах. Неотъемлемой частью работы актива музея являются встречи с интересными людьми:

  1. С ветеранами Великой Отечественной войны (уже редко).
  2. С ветеранами локальных войн.
  3. С детьми войны и узниками немецких концлагерей.
  4.  С блокадниками.
  5. С ветеранами комсомола.
  6. С ветеранами Вооружённых Сил СССР и России.

В школе есть мемориальная доска и стенд в музее, посвящённые Герою России Таранец Сергею, выпускнику Новосибирского политучилища. Школьный военно-патриотический клуб «Гвардия» носит его имя. Ежегодно ребята принимают участие в Дне памяти Героя, встречаются с его родственниками, сослуживцами.

Актив музея участвует в различных акциях: «Свеча памяти», «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой».

Так как актив музея еще и пионеры, состоят в городской пионерской организации, они за свою активную работу уже четыре раза получали путёвки на профильную смену в лагерь «Тимуровец».

А ребята из актива, которым исполнилось 14 лет, в этом учебном году пожелали стать комсомольцами. И 29 октября в Доме Ленина на фестивале «Беспокойные сердца» их торжественно приняли в комсомол.

Наш музей и активисты музея очень тесно сотрудничают со многими организациями:

  1. Совет ветеранов Первомайского района.
  2. ТОС (территориальное общественное самоуправление) «Берёзовый».
  3. Детские сады: № 97 и № 447.
  4. Городская пионерская организация.
  5. Дом детского творчества «Лад».
  6. Дом культуры «40 лет ВЛКСМ».
  7. Музей истории Первомайского района.

Несомненно, работа и взаимодействие с активом музея дают свои результаты: ребята получают знания о ведении музейного дела, готовятся быть экскурсоводами школьного музея, получают навыки работы с первоисточниками, с исторической литературой, учатся обрабатывать информацию. Все это способствует развитию мыслительных, коммуникативных способностей.

Работа на базе музея многогранна, и, если это поможет достучаться до сердец и умов современной молодёжи, то свою задачу музей выполняет.

Количество просмотров: 5640  

Добавить комментарий

1. Школьные библиотеки и музеи как средство реализации регионально-краеведческого компонента в учебно-воспитательном процессе
2. Формирование гражданственности и патриотизма у детей с проблемами слуха через создание музея истории школы: опыт и перспективы работы
3. Из опыта работы с активом музея истории школы № 127 – гимназии № 14 «Университетская»
4. Финансовое обеспечение деятельности музея образовательного учреждения на примере музея «Памяти жертв политических репрессий»
5. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации проекта «Никто не забыт, ничто не забыто!»
6. Работа с активом школьного музея
7. Взаимодействие с ТОСами как альтернативный источник финансирования школьных музеев
8. Основные направления деятельности по формированию актива школьного музея
9. Из опыта привлечения дополнительных источников финансирования школьным музеем
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы