Финансовое обеспечение деятельности музея образовательного учреждения на примере музея «Памяти жертв политических репрессий»

 
 

Седюко Сергей Сергеевич,

педагог дополнительного образования,
руководитель музея МБОУ СОШ № 94 г. Новосибирска

 

Финансовое обеспечение деятельности музея образовательного учреждения на примере музея «Памяти жертв политических репрессий»

Вопрос о финансовом обеспечении школьных музеев довольно сложен. Разобраться в нём подробно, на мой взгляд, способен только специалист в области финансового права. Я не являюсь таким специалистом, поэтому на объективность представленной информации не претендую. Но, насколько возможно в данных обстоятельствах, попробую к ней приблизиться.

Проблема финансового обеспечения волновала школы с момента появления на их базе музеев. За последние 20 лет к этому вопросу в нашем регионе возвращались неоднократно. Давайте посмотрим на некоторые законодательные изменения, которые позволяют школьным музеям получать финансовую поддержку со стороны государства и общества.

Согласно главе IV Федерального закона от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ (в ред. от 27.12.2018 г.) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и не относящиеся к его государственной части, составляют негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Это определяет особый правовой статус музеев образовательных учреждений. В части финансового обеспечения и материально-технической поддержки ст. 24 этого закона заявляет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления могут в пределах своих полномочий оказывать поддержку музеям, в том числе предоставлять государственные реставрационные учреждения для проведения реставрации музейных предметов и музейных коллекций. Конкретных полномочий закон не перечисляет, но подразумевается, что часть ответственности по сохранению музейного фонда (а это зачастую требует больших финансовых инвестиций) берут на себя органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В музее есть предметы, которым необходима реставрация, например, керосиновая лампа типа «Летучая мышь», протоколы допросов с крайне неразборчивыми надписями, сделанные карандашом и т. д. Используя возможности, заложенные в законе, обращение в данные органы позволит сэкономить имеющиеся у школы денежные средства.

Письмом Министерства образования РФ «О деятельности музеев образовательных учреждений» № 28-15-181/16 от 12.03.2003 г. рекомендовано «осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры». То есть, данное положение также подразумевает материальную и финансовую поддержку деятельности музеев. Реальным примером материального пополнения фондов музея «Памяти жертв политических репрессий» служит передача на постоянное хранение Книг приказов по Новосибирскому Центральному универмагу за 1966, 1974, 1985 годы, подлежавших списанию и уничтожению как дублирующие основные приказы. Все документы являются подлинниками. Приказы переданы музею МКУ г. Новосибирска «Новосибирский городской архив» на безвозмездной основе. Хороший пример, который говорит, по меньшей мере, о двух возможностях:

1. Безвозмездное пополнение основного и научно-вспомогательного фондов музея материалами, невостребованными государственными архивами и другими учреждениями культуры.

2. Налаживание постоянного сотрудничества между музеями образовательных учреждений и вышеперечисленными организациями, способствующее созданию постоянно действующего обменного фонда на уровне региона. О создании обменного фонда разговоры между руководителями школьных музеев велись ещё в 2016 году, но до сих пор такого фонда не создано.

В 2004 году снова был поднят вопрос о материально-технической поддержке музеев образовательных учреждений (Приказ Управления образования Администрации Новосибирской области № 85 от 5.02.2004 г.). С этого года у музеев появилась возможность получать поддержку со стороны администраций муниципальных образований города Новосибирска в части пополнения и обновления музейного оборудования. К сожалению, в последний раз наш музей обновлял оборудование в 2005 году. На 2020 год часть имеющегося в наличии оборудования (кассетный диктофон, ламповый телевизор) требует замены или морально устарело. Чтобы полноценно воспользоваться возможностями, заложенными в 2004 году, необходимо проводить мониторинг состояния музейного оборудования не только в нашей школе, но и, скорее всего, во многих школьных музеях города.

Постановлением Главы администрации Новосибирской области № 813 «О поддержке музеев образовательных учреждений» от 22.12.2003 г. рекомендовано «руководителям образовательных учреждений области внести изменения в Уставы образовательных учреждений в части возможности организации музеев» (п. 4 Постановления). Постановление позволило Администрации МОУ СОШ № 94 совместно с Ленинской районной общественной организацией «Союз репрессированных» (филиал НО ИППО «Мемориал») и при поддержке Администрации Ленинского района г. Новосибирска в апреле 2004 года выиграть грант на создание музея в размере 7000 долларов США. А 29 октября 2004 года музей был официально открыт приказом директора школы Т. Л. Карпатовской. На средства гранта удалось подготовить помещение, наполнить его музейным оборудованием. Первые экспонаты в музей стали поступать только с 20 мая 2005 года. В настоящее время грантовая поддержка является одной из самых многообещающих форм финансирования музейной деятельности. Условия для этого созданы. Но подходить к оформлению заявки на грант необходимо очень ответственно. Конкуренция среди муниципальных учреждений в этой части очень высока. Чтобы воспользоваться этим финансовым инструментом, необходимо яркое, отвечающее современным требованиям описание и поддержка со стороны местного сообщества.

В 2005 году музеи образовательных учреждений начали получать поддержку со стороны мэрии г. Новосибирска в рамках реализации Городской целевой программы «Дети и город» и других целевых программ для обеспечения финансирования мероприятий по развитию музеев (Распоряжение мэрии г. Новосибирска № 6190-р от 2.09.2005 г.). Были введены в штатное расписание должности педагога дополнительного образования-руководителя музея, предусмотрено пополнение материально-технической базы музеев компьютерным оборудованием, аудио- видеотехникой, записывающей аппаратурой и т.д. Таким образом, если предыдущий пункт (грантовая поддержка) не удаётся реализовать, то целевые программы – единственный инструмент, позволяющий получить большие финансовые вливания в течение длительного срока.

Федеральным законом Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ предусмотрена бюджетная система финансирования образовательных учреждений. Реализуя положения данного закона, Устав МБОУ СОШ № 94 (в том числе и в части финансирования деятельности школьного музея) конкретизирует возможности финансирования. Имущество, которое находится в музее (в том числе и музейные экспонаты), используется школой в образовательных целях на правах оперативного управления.

В Уставе говорится: «Имущество Учреждения формируется за счет: имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления; средств, полученных от разрешенной Учреждению деятельности, приносящей доходы; иных не противоречащих законодательству источников».

И далее: «6.8. Доходы Учреждения, полученные от разрешенной ему деятельности, поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено действующим законодательством».

Следуя смыслу данных суждений, финансовая поддержка деятельности музея может осуществляться за счет денежных средств, выделенных администрацией школы из дополнительных источников. Например, в нашем музее таким образом за 2019 календарный год было приобретено 42 предмета, которые вошли в состав основного и научно-вспомогательного фондов. Среди них 2 лампы 1950-х годов (стоимость покупки каждой – 500 р.), 24 открытки 1890-1920-х гг. выпуска (стоимость покупки каждой в среднем 10-15 р.), 6 фотографий Новосибирска 1920-1950-х гг. (общая стоимость – 100 р.), 10 книг 1918-1953 гг. выпуска (бесплатно). Все предметы приобретались у частных лиц, размещавших объявления о продаже на сайте «Авито». В ближайшей перспективе музей планирует приобрести коллекцию фронтовых писем 1944 года (на 31.01.2020 цена каждого письма – 300 р.).

В случае если в школе имеются локальные акты, касающиеся оказания платных услуг, проблема юридического оформления финансовых источников практически исчезает.

Так как школьный музей не преследует коммерческие цели, то в качестве финансовых инструментов можно использовать и то, что предусмотрено законодательством о некоммерческих объединениях: добровольные пожертвования, предметы, передаваемые в дар от местного сообщества, спонсоров и меценатов. Именно за счет активного использования этих инструментов и продолжают существовать современные школьные музеи. И примеров тому множество. Требования, предъявляемые к таким предметам и денежным средствам, также прописаны в законодательстве.

Сегодня можно говорить о том, что финансируется не деятельность музеев, как таковая, а проекты конкретных учреждений. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования.

Итак, давайте подведем итог. Заложенные в различных законодательных актах и нормативных документах возможности образуют целую систему источников финансирования деятельности школьных музеев, а именно:

− бюджетные ассигнования и другие поступления от учредителей;

− часть доходов от платных форм культурной деятельности, осуществляемой образовательным учреждением;

− платежи за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;

− добровольные пожертвования, субсидии, средства, полученные по завещаниям;

− другие доходы и поступления в соответствии с законодательством.

В последнее десятилетие эту систему дополняют новые формы финансирования:

– фандрайзинг (создание финансово успешных культурных проектов для бизнеса);

– спонсорство;

– меценатство.

Количество просмотров: 5058  

Добавить комментарий

1. Школьные библиотеки и музеи как средство реализации регионально-краеведческого компонента в учебно-воспитательном процессе
2. Формирование гражданственности и патриотизма у детей с проблемами слуха через создание музея истории школы: опыт и перспективы работы
3. Из опыта работы с активом музея истории школы № 127 – гимназии № 14 «Университетская»
4. Финансовое обеспечение деятельности музея образовательного учреждения на примере музея «Памяти жертв политических репрессий»
5. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации проекта «Никто не забыт, ничто не забыто!»
6. Работа с активом школьного музея
7. Взаимодействие с ТОСами как альтернативный источник финансирования школьных музеев
8. Основные направления деятельности по формированию актива школьного музея
9. Из опыта привлечения дополнительных источников финансирования школьным музеем
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы