Формирование гражданственности и патриотизма у детей с проблемами слуха через создание музея истории школы: опыт и перспективы работы
Очень важная составляющая духовного-нравственного воспитания – это гражданско-патриотическое воспитание, которое является одним из направлений государственной политики в области образования. Также в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрено обновление воспитательного процесса с учётом современных достижений науки на основе отечественных традиций и среди основных направлений развития воспитания выделяется гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное и приобщение детей к культурному наследию.
Как специалисты, мы знаем, что специфика нарушения развития обучающихся с проблемами слуха существенно осложняет процесс формирования духовно-нравственных представлений, процесс духовно-нравственного развития и воспитания. Опыт работы в нашей школе показывает, что в сложных современных условиях воспитывать у глухих и слабослышащих детей и подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, очень трудно.
Причины трудностей следующие:
- сложная социальная ситуация;
- трудности восприятия детьми с проблемами слуха информации окружающего мира, общества;
- ограниченность представлений о мире, о своём месте в нем.
Близким и понятным для наших ребят являются семья и школа, поэтому с изучения истории школы и начинается изучение истории Родины, что является необходимым условием формирования гражданственности, патриотизма и исторического сознания. Целью нашей работы является социализация человека с проблемами слуха, его адаптация в современном мире. Для достижения этой цели необходимы информация и деятельность, обеспечивающая единство с окружающим обществом. Как показывает практика, работа по созданию школьного музея и проведение различных форм работы на его базе способствуют развитию умения получать информацию, работать с ней и применять ее в дальнейшей деятельности.
Знаменательным для нашей школы был 2018 год. Созданная 28 октября 1928 года, она отпраздновала 90-летний юбилей в новом здании, в котором и начал работать музей по истории школы. Вообще, работа по созданию музея проводилась в нашем коллективе постоянно, но в последние годы она особенно активизировалась в связи с переездом. Идейным вдохновителем, движущей силой работы по созданию музея школы была долгое время великолепный учитель-дефектолог, ветеран труда, методист Татьяна Петровна Горохова, около 40 лет проработавшая в сурдопедагогике, долгое время работавшая завучем по начальной школе. Большое спасибо за помощь и поддержку можно сказать всему коллективу, по крупицам собиравшему материалы для школы. Так, Галина Федоровна Котлярова долгое время работала в городском архиве с документами; Светлана Геннадьевна Сизова собирала и хранила старые фотографии, альбомы; Диляра Усеиновна Фортунатова и Варвара Александровна Дунина создавали электронную базу материалов, Светлана Валентиновна Эм занималась эстетикой и лаконичностью содержания информации, а также до сих пор является замечательным экскурсоводом. Всех, конечно, перечислить невозможно, но каждый так или иначе прикоснулся к созданию музея. Творческая группа из педагогов, родителей, детей постарались сохранить не только в памяти, но и в различных изделиях и экспонатах материально оформленную историю.
Так появился общешкольный педагогический проект «Воспитание любви к Родине, гражданственности через изучение и популяризацию истории своей школы».
Нами создана модель формирования гражданственности и патриотизма у детей с проблемами слуха через изучение и популяризацию истории школы.
Работа по изучению и популяризации истории школы проводится по следующим направлениям:
- получение информации по истории школы;
- изготовление экспонатов, рассказывающих об истории школы;
- популяризация школы.
Получение информации происходит через:
– изучение вместе с педагогами материалов по истории школы (школьных альбомов, фотографий, фильмов и т.д.);
– встречи с педагогами-ветеранами и выпускниками прошлых лет, составление рассказов и фильмов об этих встречах;
– поиск в интернете и других источниках материалов об истории школы.
Изготовление экспонатов происходит через реализацию проектов учеников, совместных проектов учителей и обучающихся:
Макеты зданий, в которых работала школа
Создание макета школы
- «Какой я вижу школу в будущем»
- «Наши таланты»
- Проект-фильм «Пройдём по нашей школе»
- Фильм «В гостях у Титовой Антонины Владимировны 23 октября 2012 года»
- Фильм с использованием анимации «История нашей школы»
- Фильм «Школа-2018»
- Виртуальная экскурсия «Творим Историю своими руками»
- Виртуальная экскурсия в храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в котором организован Новосибирский православный центр глухих и слабослышащих. Именно там 2 октября 2004 года была впервые отслужена Божественная литургия с сурдопереводом. Этот проект стал лауреатом городского конкурса «Музейный маршрут» в 2017 году.
В рамках учительского проекта по технологии «Эволюция школьной формы в России» создаются ученические проекты:
- «Зарождение женского образования в России»
- «Изучение классификации форменной одежды гимназисток»
- «Вязание ажурных воротничков и манжетов для форменной одежды»
- «Создание школьной формы для последнего звонка»
- «Поиск и сбор моделей школьной формы прошлых лет»
- «Пошив школьной формы прошлых лет»
- «Материаловедение»
- «Психология форменной одежды»
В 2018-2019 учебном году в межрегиональной Олимпиаде по русскому языку и литературе (с международным участием) среди выпускных и предвыпускных классов специальных коррекционных школ среди лиц с нарушениями слуха ученический проект «Форменная одежда воспитанниц Императорского Воспитательного общества благородных девиц» занял 1 место.
Популяризация школы происходит через:
– проведение экскурсий для учащихся школы, педагогов, родителей и гостей;
– проведение выставок материалов по истории школы.
На базе музея осуществляется работа по следующим направлениям:
- формирование гражданственности и патриотизма. Определение связи истории школы с историей города, региона, страны
- популяризация школы
- создание учительских и ученических проектов
- ведётся работа по изучению традиций и инноваций коррекционной педагогики в г. Новосибирске (работа в архиве дефектологической лаборатории г. Новосибирска, собираются сведения о работе школы с учеными-дефектологами СССР и России)
- пополняется видеотека фильмов о школе, которые создаются в медиастудии «DEAF_LOOK»
- идет работа над созданием аудиоэкскурсии по истории школы. Созданы тексты реплик взрослых и обучающихся. Ждем завершения технического оснащения школьной студии звукозаписи для завершения работы.
- создание виртуальной экскурсии по школьному музею на сайте школы, на видеохостинге «You Tube».
В перспективе наш музей – это не только выставочный центр, а музей-мастерская, музей-лаборатория, музей-клуб, игротека и в конце концов – музей-адаптационный центр.
В заключение хочется вспомнить отрывок из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
«Маленький принц пересек пустыню и никого не встретил. За все время ему попался только один цветок - крохотный, невзрачный цветок о трех лепестках...
- Здравствуй, - сказал Маленький принц.
- Здравствуй, - отвечал цветок.
- А где люди? - вежливо спросил Маленький принц.
Цветок видел однажды, как мимо шел караван.
- Люди? Ах да... Их всего-то, кажется, шесть или семь. Я видел их много лет назад. Но где их искать - неизвестно. Их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно.
- Прощай, - сказал Маленький принц.
- Прощай, - сказал цветок».
Задача педагогов нашего коллектива, работающих в этом направлении, заключается в том, чтобы у подрастающих людей, которым мы открываем путь в будущее, появились корни и их не носило ветром.
Количество просмотров: 4259 |
Добавить комментарий