Школьные библиотеки и музеи как средство реализации регионально-краеведческого компонента в учебно-воспитательном процессе

 
 

Куликова Валентина Михайловна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

руководитель музея Боевой славы,

заведующая информационно-библиотечным центром

МБОУ СОШ № 15 г. Новосибирска

 

Школьные библиотеки и музеи как средство реализации регионально-краеведческого компонента в учебно-воспитательном процессе

Увидеть и познать свой край можно

либо своими глазами, либо с помощью книг.

М. В. Ломоносов

У каждого из нас – своя малая Родина. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. Краеведение сегодня – это главная составляющая в деятельности школьных музеев и библиотек – ведь в музеях проводится большая поисковая работа по краеведению, а библиотеки обеспечивают информационную составляющую для этой кропотливой работы. Кроме того, мы с коллегами давно пришли к выводу: библиотека и музей – два подразделения в общеобразовательном учреждении, которые напрямую не связаны с процессом обучения, но являются активными помощниками в учебно-воспитательном процессе (об этом вы можете почитать статьи в выпуске № 56, декабрь 2014 и № 82, апрель 2019).

Попробую рассказать о том, как же работает эта модель взаимодействия в русле краеведения. При этом буду опираться на свой опыт и опыт моих коллег, с которыми мы много лет сотрудничаем.

Школьные музеи разнообразны по профилю, но, рассматривая опыт их работы, убеждаемся в том, что они имеют цели, близкие по духу; практически идентичные формы работы. С годами выработан некий алгоритм, которому следуют при работе в любых направлениях. С чего же начинается краеведческая работа в музее?

Несомненно, с истоков, с истории. Истории музея, города, края, либо события, которому и посвящён музей.

С чего начиналась школа, в которой мы учимся? Город, в котором живём? Чьё имя носит Станиславский жилой массив и когда он образовался? А в честь кого улица Титова получила своё название? Откуда берёт истоки микрорайон «Затон»? Порой даже мы, взрослые, затрудняемся ответить на эти вопросы, что же говорить о детях?

Вот здесь мы и предлагаем ребятам заняться изучением истории края и своей школы. С этой целью мы проводим несколько занятий в школьной библиотеке. Для самых маленьких читателей – первоклассников и ребятишек из детского сада – проводим цикл бесед по изучению родного города Новосибирска. Цель таких занятий – познакомить обучающихся с главными символами города, расширить кругозор детей, рассказав об истории развития родного города, и тем самым формировать интерес к истории Родины. Малыши любознательны и эмоциональны, именно с ними можно и нужно начинать изучать наш край.

2018 год для нашей школы был юбилейным – ровно 50 лет тому назад она впервые распахнула свои двери для учеников, чтобы давать им знания, быть для них вторым домом и провожать во взрослую жизнь! Сегодняшние ребятишки с удовольствием узнавали историю школы, брали интервью у своих родителей и педагогов, писали эссе и стихи. Чтобы окунуться в атмосферу «семидесятых», девочки примеряли ученические фартуки и с удовольствием рассказывали стихи о школе своим одноклассникам и ребятам помладше. В музее мы оформили выставку школьных принадлежностей тех лет. Нам в этом помогали родители: они радовались возможности вернуться на несколько лет назад, вспомнить свои школьные годы и передать эти воспоминания своим детям. А дети, в свою очередь, с интересом слушали их рассказы, рассматривали школьные принадлежности и писали пожелания родителям, учителям, школе.

Учим школьников работать со справочной литературой: словарями, энциклопедиями, альманахами, ежегодниками, справочниками по общественным дисциплинам; с библиографическими и юридическими изданиями. Большим подспорьем служит нам пособие новосибирских историков-исследователей «История Новосибирской области», в которой собраны уникальные факты о нашем крае, о людях, которые открыли Сибирь.

А для того, чтобы школьники могли сами стать исследователями, знакомим их с методикой исследовательской работы с архивными документами, с материалами периодической печати. И теперь ученики готовы начать своё собственное исследование.

Первые наши исследования были связаны с историей музея Боевой славы 278-й сибирской истребительной авиадивизии, для чего была проведена большая поисковая работа по сбору материала. При этом определённая часть работы легла в основу летописи школы, ведь история любого музея невозможна без истории школы! Затем Гейко Александра и Луцук Татьяна выполнили исследование Боевого пути 278-й сибирской авиадивизии.

Важно было сделать правильный вывод из проведённого исследования. Так, Татьяна в заключении работы написала: «Проследив боевой путь 278-й авиадивизии, я попыталась связать музейные экспонаты (а именно священную землю), города, из которых эта земля привезена, события Великой Отечественной войны, произошедшие в этих местах и участие в этих событиях летчиков 278-й авиадивизии. Оказывается, обыкновенная земля, заключенная под стекло, может рассказать многое не только о тех местах, откуда она взята, но и о тех людях, которые сражались за её освобождение!».

Как известно, история не свершается сама собой, её делают люди. Стараемся передать нашим воспитанникам эту простую истину. Нельзя говорить о том или ином событии только в датах, обязательно расскажите о людях, играющих значительную роль в этих событиях.

Так, говоря об открытии школ или о создании в них музеев, ребята рассказывают о первых директорах и учителях; об инициаторах создания музеев и их первых руководителях. Достаточно привести лишь несколько примеров из своего опыта и опыта моих коллег. Так, Наталья Михайловна Томилова, заведующая информационно-библиотечным центром МАОУ ИЭЛ, провела со своими воспитанниками большую поисковую работу, результатом которой стало открытие в лицее музея истории лицея. «Наш музей о нас самих, о наших родителях, бабушках и дедушках, – рассказывают ученики, принимавшие участие в формировании музейных экспозиций (http://io.nios.ru/articles2/80/5/slyot-edinomyshlennikov-kak-sredstvo-socializacii-aktiva-shkolnogo-muzeya).

С большим уважением отношусь к Маргарите Георгиевне Стоценко, заведующей библиотекой МБОУ СОШ № 69. Её работоспособности и поисковому азарту можно только позавидовать! Затон – удалённый микрорайон нашего города – для неё родной и любимый, и эту свою любовь она вот уже много лет передаёт своим ученикам. Статья Маргариты Георгиевны о Германе Буркове, выпускнике 1956 года (http://io.nios.ru/articles2/51/15/zaton-nashego-detstva-105-letiyu-mikrorayona-zaton-posvyashchaetsya) – только начало поисков Совета музея о судьбах выпускников затонской школы, которые прославляют её.

Музей Боевой славы 278-й авиадивизии в нашей, «пятнадцатой» школе был открыт по инициативе и под непосредственным руководством Затёсаной Марии Павловны, учителя немецкого языка. И наши учащиеся с большим упорством, трудолюбием и уважением к старшему поколению по крупицам собирали факты из жизни и трудового пути Марии Павловны.

Не знавшая покоя, Мария Павловна много сил, знаний и умений отдала поисково-исследовательской деятельности школьников: вместе с первыми красными следопытами выезжала на места боёв 278-й авиадивизии, вела большую работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Благодаря усилиям поисковых отрядов в школе был создан музей имени 278-й истребительной авиадивизии. 7 мая 1975 года музей был открыт; его Мария Павловна до последнего дня считала самой светлой страничкой своей жизни.

Огромный воспитательный потенциал несут в себе письма. В арсенале музея – фронтовые письма, послевоенная переписка фронтовиков с «красными следопытами» школ, письма от наших соотечественников из «горячих точек», письма-ответы родных и близких. Читая такие письма, нельзя остаться равнодушным к событиям тех грозных лет.

Один из разделов экспозиции нашего музея так и называется: «Письма и фронтовые газеты». Здесь собраны уникальные письма грозных «сороковых», среди которых – письма Михаила Колокольникова, нашего земляка, своим родным. Адрес на фронтовом треугольнике «Новосибирск, улица Тульская, дом № 345» заставляет трепетать детские сердца – ведь это совсем рядом с нашей школой! Надо бежать искать этот дом! Пока этот дом не найден, возможно, был снесён. Тем не менее, Михаил остаётся нашим земляком, а его письма хранят память о давно отгремевшей Великой Отечественной…

Со своими исследовательскими работами наши учащиеся выступали на научно-практических конференциях различного уровня и неоднократно становились победителями и лауреатами.

Большое место в музейной деятельности отводится экскурсиям. Это обзорные или тематические экскурсии по своему музею, это и посещение музеев других образовательных организаций и музеев города. Но не только…

9 мая 2019 года, в день празднования Великой Победы, наши учащиеся вместе с другими школьниками Ленинского района приняли участие в акции «Ленинград и Новосибирск. Вместе к Победе!». В рамках акции на Монументе славы воинам-сибирякам были проведены экскурсии по музейной экспозиции для жителей нашего города.

Посетители слушали рассказ о Блокаде Ленинграда, о блокадном хлебе, о Дороге жизни и Дороге спасения; увидели личные вещи солдат, павших в годы Великой Отечественной войны под Ленинградом, поднятые поисковым отрядом НСО «Поиск МГиВ» в ходе раскопок в Ленинградской области. Узнали, что же связывало Новосибирск и Ленинград, почему и за что ленинградцы до сих пор благодарны сибирякам.

В дни празднования Великой Победы в нашей библиотеке была оформлена книжная выставка «Поэты-сибиряки о войне» и прошли библиотечные занятия по этой теме в пятых классах. Ребята познакомились с биографией и творчеством наших земляков: Бориса Богаткова, Ивана Краснова, Моисея Рыбакова, Георгия Суворова, Елизаветы Стюарт. Торжественно и проникновенно звучали их стихи. Равнодушных не было!

Хочется отметить, что музеи не работают сами по себе – существует некое содружество (сотрудничество, сотворчество) разных муниципальных и общественных организаций.

Прежде всего, координатором музейного движения в Новосибирске (и краеведческого в том числе) является городской Центр физической культуры и патриотического воспитания «Виктория». Наш неустанный путеводитель – Букарева Наталья Николаевна, начальник отдела по работе со школьными музеями. Именно здесь мы совершенствуем своё мастерство в музейной деятельности, именно здесь получают знания и наши учащиеся.

Так, для руководителей музеев есть возможность повысить свою квалификацию на курсах, организуемых Натальей Николаевной и другими методистами «Виктории». Курсовая подготовка ведётся по теме «Содержание и методика краеведения в современной школе».

Уже второй год работает экспериментальный проект «Детское экскурсионное бюро «Любимый город», который был создан для повышения мастерства экскурсоводов среди активистов школьных музеев, профессиональной ориентации обучающихся, активизации деятельности школьных музеев, создания банка экскурсионных маршрутов.

Большую роль в краеведческой деятельности играет участие в различных конкурсах. Много конкурсов можно найти на Новосибирском информационно-образовательном сайте, достаточно лишь открыть сборник городских массовых дел. Интересные конкурсы нам готовит Городской центр информатизации «Эгида» и другие ресурсные центры. Только в ближайшие годы прошли такие конкурсы:

– Фотоконкурс «Отцы и дети»;

– Конкурс произведений о малой Родине;

– III творческий конкурс видеосюжетов «Пишу историю города» – кинолетопись свершений в Новосибирске по годам проведения «Эстафеты патриотизма поколений»;

– Конкурс «Читая сибирскую литературу»;

– Конкурс «Люби и знай родной свой край»;

– Городской конкурс школьных аудиогидов «Дом, в котором я живу».

Конкурс аудиогидов являет собой новый формат конкурсной деятельности. Он был задуман с целью привлечения к краеведческим исследованиям обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Новосибирска, приурочен к Году детского туризма в рамках проведения Десятилетия детства. В нём приняли участие 29 учащихся из 13 образовательных учреждений Новосибирска с 5-го по 11-й классы. Отрадно отметить, что в большинстве это активисты школьных музеев. Наш район не остался в стороне: среди победителей конкурса – команда Новосибирской классической гимназии № 17 (руководитель музея «У истоков города» Яковлева Людмила Демьяновна) и активисты музея А.И. Покрышкина МБОУ СОШ № 129 (руководитель музея Чадова Людмила Викторовна).

А каким увлекательным и насыщенным был конкурс «Новосибирск от А до Я», проведённый «Эгидой» в рамках проекта «Отражение»! Какое поле для краеведческой деятельности – найти и исследовать объекты нашего города (или персоналии), начинающиеся с каждой буква алфавита! Наши учащиеся активно включились в работу, и результатом стали такие статьи: «Виртуальная экскурсия «Сибирский Чикаго» (по микрорайону «Чистая Слобода»), «История здания Новониколаевского реального училища имени Дома Романовых», «Героями не рождаются – героями становятся (о нашем героическом земляке А.И. Покрышкине), сказки и стихи о Новосибирске. С этими работами можно познакомиться на сайте: http://wiki.nios.ru/index.php/Новосибирск_от_А_до_Я.

Конкурс городского центра «Виктория» «Герои Отечества» затронул самые лучшие человеческие качества: гражданственность, патриотизм, уважение к историческим событиям и гордость за людей, принимавших в них участие. Мы выбрали номинацию «Герой из нашей школы». Для участия в этом конкурсе учащиеся проявили большое внимание к родным и близким не только участников Великой Отечественной войны, но и ребят, погибших при исполнении воинского долга на территории Афганистана и Чечни. Выявить как можно больше имён наших земляков, узнать о их жизни и боевом пути – задача не из лёгких, ведь не все мамы соглашаются на откровенный разговор о погибших сыновьях.

В нашей школе стало доброй традицией проводить линейки памяти нашего выпускника Ильи Красовского, погибшего на территории Чеченской республики в 2002 году. На наше приглашение с благодарностью откликаются родители Ильи отец Станислав Васильевич и мама Тамара Владимировна. Родители принесли в музей личные вещи сына и его письма. Читая эти письма и письма других бойцов, узнаёшь о том, какие смелые, стойкие и отважные ребята – наши сибиряки!

На торжественной линейке, проводимой в память о Красовском Илье, корреспондент Сергей Кузьмин взял интервью у ребят и пришёл к такому выводу: «Многих терзает вопрос: в чём смысл жизни? Есть ли смысл умереть в 24 года, как Илья Красовский? Многие ученики школы № 15 очень серьёзно отнеслись к поиску ответа на этот волнующий всех вопрос. Отметки за такой ответ не ставят. Их ставит жизнь».

Подводя итог сказанному, хочу отметить: работа музеев и библиотек разнопланова, в каждой образовательной организации – свои приоритеты. Но работа по краеведению – основа основ. Краеведческая работа даёт эффективные результаты в том случае, если в её организации соблюдаются систематичность и непрерывность. В ходе такой работы дети расширяют свои знания по изучаемой теме, у них воспитывается чувство патриотизма, любви к своей малой Родине, умение быть неравнодушными к проблемам своего города и размышлять, как улучшить жизнь людей.

Количество просмотров: 6021  

Добавить комментарий

1. Школьные библиотеки и музеи как средство реализации регионально-краеведческого компонента в учебно-воспитательном процессе
2. Формирование гражданственности и патриотизма у детей с проблемами слуха через создание музея истории школы: опыт и перспективы работы
3. Из опыта работы с активом музея истории школы № 127 – гимназии № 14 «Университетская»
4. Финансовое обеспечение деятельности музея образовательного учреждения на примере музея «Памяти жертв политических репрессий»
5. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации проекта «Никто не забыт, ничто не забыто!»
6. Работа с активом школьного музея
7. Взаимодействие с ТОСами как альтернативный источник финансирования школьных музеев
8. Основные направления деятельности по формированию актива школьного музея
9. Из опыта привлечения дополнительных источников финансирования школьным музеем
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы