Всегда рады видеть вас на страницах нашей творческой рубрики.
Сегодня дистанционному обучению, как никогда, посвящено множество статей и методических рекомендаций, и разбираться в многочисленных материалах приходится как педагогам, детям, так и родителям. Дистанционное обучение – это не столько новый подход к обучению, сколько отражение тех изменений, которые формируют новое информационное общество и изменяют образовательную парадигму.
Так что же представляет собой этот вид обучения и в чем его особенность? Дистанционное обучение – это особый вид обучения, главной особенностью которого является интерактивность взаимодействия всех участников образовательного процесса. При данном виде обучения реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, происходит максимальная индивидуализация обучения, которому свойственны как общепедагогические дидактические принципы обучения, так и специфические принципы. Использование новых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет осуществить взаимодействие участников дистанционного обучения независимо от их местонахождения с помощью электронной почты, чата, форума, видеоконференции, вебинара, онлайн-семинара и т. п. Методической особенностью дистанционного обучения является то, что усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных образовательными программами, осуществляется не в традиционных формах обучения (лекция, уроки, семинары и т.д.), а путем самостоятельной работы обучаемого с помощью различных средств – носителей информации.
Таким образом, в центре процесса дистанционного обучения находится не преподавание, а учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками. При этом обучающийся должен не только владеть навыками работы с компьютером, но и способами работы с учебной информацией, с которой он встречается в процессе дистанционного обучения.
В системе дополнительного образования дистанционное обучение или поддержка также могут оказать существенное влияние на успех образовательной деятельности и профессиональное самоопределение, поскольку свобода выбора способа получения знаний и способов предъявления результатов своей деятельности существенно расширяют возможности обучающихся в выборе собственной образовательной траектории. Более того, дистанционные формы работы необходимы в дополнительном образовании в качестве инструментов мотивации обучающихся и развития их индивидуальных личностных интересов.
Таким образом, система дистанционного образования может и должна занять свое место в системе образования, поскольку при ее грамотной организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и в ближайшей перспективе.