В настоящее время очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, поднять патриотические настроения. В воспитательном процессе безжалостное обрубание своих корней от народности ведёт к бездуховности.
Внедрение музейной педагогики в работу ДОУ создает условия для развития личности ребенка путем включения ее в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы. Музейная педагогика в ДОУ – это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива, который интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания.
В условиях нашего города много музеев и ориентированы они, в основном, на школьников. Наш детский сад находится далеко от центра города и существует проблема с организацией посещения музеев. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, многие не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей в этом возрасте в музей. 10 % посещали музей, но в других городах: Москва, Санкт-Петербург. Про музей Первомайского района узнали от нас, сотрудников детского сада.
Поэтому проблему решаем через создание мини-музеев в ДОУ, так как они являются наиболее оптимальным средством передачи информации в воспитательно-образовательном процессе средств музейной педагогики и создания в детском саду музейно-образовательного пространства. Но в условиях детского сада создание экспозиций, которые соответствовали бы всем требованиям музейного дела, в данный период невозможно. Поэтому музеи в детском саду мы называем «мини-музеи». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, и размер её экспозиции, и размер образовательного пространства.
Методический процесс организации мини-музея в детском саду – процесс длительный, но увлекательный. Музейная педагогика в ДОУ:
– имеет богатый содержательный и методологический аспект;
– представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в предметно-развивающее пространство ДОУ;
– несет потенциал развития дошкольника во всех видах детской деятельности;
– отличается наличием партнерской позиции взрослого и ребенка (диалоговый, субъектный характер отношений);
– дает возможность целенаправленного развития и совершенствования коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника;
– реализует принцип интерактивности предметной среды, позволяющий наладить совместную исследовательскую деятельность;
– способствует успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе;
– реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать;
– повышение квалификации педагогов путем проведения консультативно-наставнической работы «научился сам, научи другого».
Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на этапы работы:
При организации мини-музея мы придерживались определенного плана или этапов работы.
I этап – выбор помещения, названия музея.
II этап – постановка цели, задач.
III этап – сбор экспонатов, определение экспозиций.
IV этап – оформление мини-музея.
V этап – разработка плана мероприятий.
VI этап – разработка пакета документов (положение о мини-музее, приказ по ДОУ, правила поведения в музее, перспективные планы работы мини-музея, сценарии досугов, развлечений, конспекты консультаций, экскурсий, анкеты для родителей, сотрудников, визитная карточка мини-музея, паспорта экспонатов и т.д.).
VII этап – открытие мини-музея.
В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а в наших он – соавтор, творец экспозиции, причем не только он сам, но и его семья. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и родителей.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении создано 12 мини-музеев по разным тематикам. Это и «Секреты бабушкиного сундука», «Игрушки-забавы», «Магниты со всей планеты», «Русский быт», «Насекомые» и др. А в кабинете старшего воспитателя мини-музей «Русская изба», это уменьшенная копия нашего настоящего, в своё время паспортизированного музея «Русская изба» (2009-2017 гг.).
Таким образом, мы стараемся обеспечить создание образовательного пространства, которое гарантирует эмоциональное благополучие воспитанников в дошкольном учреждении.