«Профессия инженера стала сегодня актуальной»
Уже два года подряд в ряде новосибирских школ открываются классы инженерно-технологического направления. Они стали дополнением к уже работающей сети специализированных классов математического и естественнонаучного направлений в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области. Образовательные программы для инженерных классов предусматривают углубленное изучение предметов математического и естественнонаучного цикла. Школьники пройдут специальную подготовку в области проектирования, конструирования, программирования, моделирования, технического творчества в рамках информатики, черчения, а также других специальных курсов (робототехника, инженерное дело, инженерная графика).
О специфике инженерной специальности, ее востребованности на рынке труда и о том, чему учат в инженерных классах наш разговор с директором Инженерного лицея НГТУ Безлепкиной Маргаритой Александровной и заместителем директора по учебно-воспитательной работе лицея Заковряшиной Ольгой Владимировной.
«Инженерные классы – перспективный, значимый проект»
– Вопрос подготовки инженерных кадров в России назрел давно. Действительно ли дало толчок к созданию инженерных классов выступление В.В. Путина в 2013 году?
– Маргарита Александровна: Мне кажется, толчок был чуть раньше. Программа создания специализированных классов – региональный проект Новосибирской области – начала действовать с 2010 года. А специализированные классы по физике, математике – это ориентация на исследовательскую деятельность учащихся, на приоритет естественнонаучных предметов, на подготовку студентов для технических вузов. А выступление Президента в 2013 году – это, прежде всего, мощный толчок для дополнительных финансовых вливаний в инженерное образование.
– Как Вы думаете, а нужны ли в школах специализированные классы инженерно-технологического направления? В чем смысл их создания?
– М.А.: Конечно, нужны. Инженерные классы – очень хороший, перспективный, значимый проект. Сама идея специализированных классов базировалась и на дополнительном финансировании. Это не просто декларация и открытие специализированных классов, это финансирование для модернизации учебно-лабораторного оборудования, оборудования для робототехники, это и возможность привлечения специалистов из вузов, с предприятий для работы с учащимися, возможность повышения мотивации школьников к изучению естественнонаучных предметов.
Учащиеся инженерных классов уже в школе готовятся к научно-исследовательской деятельности, к будущей работе по инженерной специальности. Самое главное, что они могут сами попробовать что-то сконструировать руками, исследовать и посмотреть, насколько это эффективно в будущем.
«Инженерный лицей НГТУ» – уникальное образовательное учреждение
– В чем уникальность вашего учебного заведения? С какой целью оно было создано?
– М.А.: Нашему Инженерному лицею НГТУ в этом году исполнилось 18 лет. Он появился на базе подготовительного отделения Новосибирского государственного технического университета. Виктор Анатольевич Эстрайх, руководитель подготовительного отделения НГТУ, правильно понимал, что вуз должен готовить своего абитуриента. По инициативе НГТУ и при поддержке Главного управления образования мэрии Новосибирска в 1996 году и был создан МБОУ «Инженерный лицей НГТУ» – уникальное образовательное учреждение физико-математического и технического профиля, выпускники которого успешно обучаются в вузах России и всего мира. Вначале он располагался в НГТУ. Вуз всегда был заинтересован в том, чтобы между лицеем и вузом, между педагогами лицея и вуза, учащимися старших классов и студентами НГТУ существовала сильная методическая связь. Идея себя оправдала, но в какой-то момент стало понятно, что лицей не может оставаться на уровне 10-11 классов. Готовить детей по математике и физике надо раньше.
Поэтому в 2009 году прошла реорганизация, и к нам присоединилась школа № 171. В этом году у нас пять десятых и шесть одиннадцатых классов, было и по семь, восемь классов на параллели. Причина сокращения численности старших классов – не хватает помещений. В лицее все классы переполнены. Родителей и учащихся привлекают не стены, а внутреннее содержание, успешность выпускников. Кстати, мы вошли в Топ-500 (туда попали 11 учреждений Новосибирской области, среди них и Инженерный лицей НГТУ). Это показатель достижений наших учащихся: результаты ЕГЭ, победы на олимпиадах и др.
– Ольга Владимировна: Много лет лицей активно сотрудничает с НГТУ по нескольким направлениям. Это и проведение занятий на базе лабораторий вуза по химии и инженерной графике, дополнительное финансирование ставок преподавателей, предоставление доступа учащимся и педагогам к информационным ресурсам НГТУ (библиотека, интернет, издательско-полиграфический комплекс) и многое другое.
– В 2014-2015 учебном году впервые в Инженерном лицее НГТУ открыт специализированный класс инженерно-технологического направления – 8 «Б». С какой целью вы участвуете в проекте, ведь ваше учебное заведение и так носит название «Инженерный лицей НГТУ»? Чего ждете от проекта?
– М.А.: Мы назывались в разные периоды времени по-разному: Лицей НГТУ, Технический лицей НГТУ, а в 2009 году стали Инженерным лицеем НГТУ, взяв на себя такую ответственность, почувствовав свою миссию. Мы видим, что наши выпускники после окончания вузов востребованы, трудятся на предприятиях в разных областях экономики России.
Лицей стал готовить ребят к инженерному образованию с пятого класса, когда вводятся дополнительные часы математики в общеобразовательную программу, с 7 класса, когда начинается физика, появляются дополнительные спецкурсы по физике, математике, а теперь в 8 классе стали изучать инженерную графику. Наш проект – открытие инженерного класса с 8 класса – родился из обсуждения этого вопроса на совете лицея, на совете руководителей наших методических объединений и кафедр. От проекта ждем заинтересованности детей, их мотивации, интереса к исследованию, к проектированию, очень хочется, чтобы у ребят был интерес именно к такой деятельности – что-то создавать.
– О.В.: Наши старшеклассники занимаются не только на базе лицея, но и в аудиториях вуза, где изучают информатику, инженерную графику, занимаются физкультурой в спорткомплексе НГТУ. Самое главное – это те научные лаборатории, которые позволяют нашим детям под руководством аспирантов и магистрантов НГТУ заниматься исследовательской деятельностью. Наши ребята трудятся над проектами в Наноцентре НГТУ, мы сотрудничаем со студенческим конструкторским бюро НГТУ «Искусственный интеллект». В лицее стало традицией, что его выпускники, становясь студентами, магистрантами, аспирантами, активно занимаются с лицеистами не только научно-исследовательской деятельностью, но и осуществляют руководство лицейской инициативной группой (ученический орган самоуправления), работают на выездных мероприятиях.
Попробовать себя в роли исследователя, инженера
– Чем отличаются инженерные классы от специализированных классов по математике или физике?
– М.А.: Базовая подготовка в этих классах одинаковая. Можно сказать, что специализированный класс по физике заведомо инженерный, потому что в 10-11 классе у них есть и инженерная графика, и погружение в робототехнику. Надеемся, что наш инженерно-технологический класс (8 Б) будет отличаться от других специализированных классов более высокой мотивацией. В инженерном классе у ребят будет больше опыта и возможностей что-то создавать и конструировать своими руками. Это и авиамоделирование, и робототехника, когда они сами создают своих роботов, обкатывают, тренируют их, участвуют в различных соревнованиях. Ребята из инженерного класса уже были в Казани на соревнованиях по робототехнике.
– В чем особенность образовательных программ для инженерных классов? Какие новые предметы изучаются в специализированных классах инженерно-технологического направления?
– О.В.: Чтобы подготовить высококвалифицированного инженера, надо на углубленном уровне изучать физику, математику, так же, как и в специализированном математическом или физическом классе. Поэтому в рамках урока в инженерном классе тоже углубленно изучаются эти предметы. Внеурочная деятельность в специализированных классах более активная, создаются специальные условия, чтобы все учащиеся попробовали себя в роли исследователя, инженера. Даже если ребята не станут настоящими инженерами, то будут иметь грамотное представление, что это за профессия.
– Нужны ли региональные научно-образовательные центры, такие как Музей науки и технологий?
– М.А.: Конечно, они должны быть, и прежде всего, служить мотивации детей. Во многих странах есть очень интересные музеи науки и техники, игровые центры, где каждый ребенок может все попробовать своими руками. Хорошо бы, чтобы такие музеи были и у нас.
– Как осуществляется отбор в инженерные классы? Много ли желающих в них учиться?
– М.А.: Желающих поступить в инженерный класс лицея много. В соответствии с положением о специализированных классах, они могут поступить на конкурсной основе. Это могут быть дети, обучающиеся в лицее, а также ребята, пришедшие из других образовательных учреждений Новосибирска и Новосибирской области. У нас существует конкурсное собеседование. Поступающий в инженерный класс должен сдавать математику, физику и русский язык. Набор проводим на мартовских каникулах, чтобы дети могли заранее знать, поступили ли они в специализированные (математика, физика) и инженерные классы или нет. В июне есть дополнительный набор для 10 класса. Конкурс большой, даже не все наши дети поступают. Ребята, прошедшие собеседование, как правило, уникальными способностями не отличаются, но отличаются большим желанием, готовностью к серьезной и увлекательной работе.
Нужна мастерская с современным оборудованием
– Есть ли в Инженерном лицее НГТУ проблемы? Мешает ли что-то внедрять инженерное образование?
– М.А.: Проблемы, конечно, есть, как и во всех учебных заведениях. Главная из них – не хватает помещений. Здание лицея изначально строилось, как медицинское учреждение и не было предназначено для школы. Поэтому у нас нет актового зала, сцена находится в обеденном зале столовой. К счастью, мы используем базу НГТУ, например, Центр культуры, в котором проходят все мероприятия лицея. Поэтому Инженерному лицею НГТУ требуется пристройка.
Еще одна проблема – мастерские требуют реконструкции, ремонта, для того чтобы установить в них современное оборудование для инженерного класса. Очень хотелось бы, чтобы в мастерской появились современные слесарные, токарные, столярные станки. Пока такой возможности нет, потому что это дорогостоящий ремонт. В некоторых школах Новосибирска такое оборудование уже есть. Кроме того, в мастерской должен работать высококвалифицированный специалист, которого найти довольно сложно. Хотя проблем с кадрами мы не испытываем. В этом году к нам пришло пять молодых специалистов.
Турнир юных физиков – большая исследовательская работа
– Осуществляется ли в лицее учебно-исследовательская деятельность и научно-исследовательская практика?
– М.А.: Эта деятельность чаще всего осуществляется внеурочно. У нас есть курсы «Экспериментальная физика» в рамках учебной программы. По разным классам учителями ведутся разные факультативы. В рамках этих факультативов и выполняются исследовательские работы и проекты. Потом с ними выступают на конференциях. Не первый год мы участвуем в Сибирском турнире юных физиков (ТЮФ). Это большая исследовательская работа, когда школьники пытаются решать открытые экспериментальные задачи. Главные участники в ТЮФ – это учащиеся специализированных классов по физике. У нас уже сформировалась мощная команда.
Кроме того, педагоги нашего образовательного учреждения выиграли грант на подготовку двух команд. Мы стали полигоном для подготовки к турниру юных физиков. В лицее поставлено оборудование, на котором могут заниматься учащиеся из любого образовательного учреждения города. Этот полигон – любимое место наших детей, лаборатория, где находится самое разное оборудование. В центре стоит большой стол, где «тюфовцы» собираются и обсуждают решение поставленных задач. Исследовательская практика начинается в этой лаборатории. Если вдруг здесь не удается провести какие-то эксперименты, пробуем провести в их лабораториях нашего вуза – НГТУ.
– Используются ли в специализированных инженерных классах современные образовательные технологии?
– О.В.: В образовательном процессе необходимо активно использовать современные образовательные технологии. Работа на современных станках с числовым программным управлением с помощью компьютера очень привлекательна. Учащиеся могут заниматься компьютерным моделированием не только в рамках спецкурсов «Моделирование в задачах механики», «Компьютерная графика», а также в микрогруппах на базе кафедры «Материаловедение в машиностроении» на курсе «Токарная обработка». Рабочая программа по курсу «Инженерная графика» разработана с учетом преемственности и непрерывности графического образования в системе «лицей-вуз». Выбор графической системы AutoCAD (для старших классов) обоснован широкой распространенностью в вузах нашего города и на предприятиях промышленности России. Элективные курсы «Информационные технологии в физике», «Компьютерный практикум по математике» являются компонентами технологической подготовки учащихся, дополняют и развивают школьный курс физики, математики и информатики, и предполагают использование информационных технологий для решения прикладных задач.
Робототехника – хороший мотив к изучению предметов естественнонаучного цикла и математики
– А развивается ли у вас такое популярное сегодня направление, как робототехника?
– О.В.: Как и в ряде школ России, в рамках Общероссийской программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» в дополнительную образовательную программу лицея введены спецкурсы по основам робототехники. Цели – обеспечение интереса школьников к профессиям, связанным с высокими технологиями, практическое знакомство с ними и ранняя профориентация. С 2010 года в лицее проводятся занятия по робототехнике для учащихся 5-11 классов лицея, с 2011 года – занятия Школы робототехники для учащихся из других образовательных учреждений.
– М.А.: В нашем лицее работает великолепный специалист в области образовательной робототехники – Ирина Николаевна Яковина, к.т.н., доцент кафедры вычислительной техники НГТУ. Под ее руководством работают несколько молодых педагогов, которые ведут занятия с нашими лицеистами. Когда-то была актуальна радиотехника, каждый пытался собрать радио. Робототехника – примерно то же самое, но на новом уровне. Это дает возможность ребенку сделать что-то самому, что будет работать. А если не работает, то надо разобраться, почему это не работает. Здесь и физику надо знать, и математику.
Робототехника – это хороший мотив к изучению предметов естественнонаучного цикла и математики. Не зря она называется образовательная робототехника. Это не просто – собрать робота и заставить его двигаться по какой-то траектории. У нас робототехника во второй половине дня начинается с 5-го класса. Есть день погружения. Когда весь 5 класс целый день (почти 8 часов) проводит в студенческом конструкторском бюро. Им все показывают, они сами пытаются что-то собрать. У ребят проявляется интерес. И тех детей, кому это особенно интересно, мы отбираем на специализированный курс. И так в каждом классе – с 5-го по 11-й. Это разные курсы. Есть ребята, которые начали изучать робототехнику только в 10 классе, а кто-то этим занимается с 5 класса.
«Ориентировать ребят на инженерное образование нужно с первого класса»
– Как Вы думаете, с какого возраста нужно ориентировать детей на инженерное образование?
– М.А.: Ориентировать ребят на инженерное образование, возить их в центры, музеи нужно с первого класса. Уже в этом возрасте у них должен проявляться интерес к будущему проектированию и к будущей инженерной специальности. Их нужно заинтересовывать исподволь. Например, у нас для этого в начальной школе есть очень хороший предмет – бумагопластика. А вводить для внеурочной деятельности специальные курсы технического направления желательно с 5 класса, а некоторые – позже.
– Откроются ли на следующий учебный год новые инженерные классы?
– М.А.: Мы думаем попробовать ввести инженерно-технологическое обучение с 7 класса. Конечно, будем расширять – 7-й, 8-й, 9-й, 10-й, а потом и 11-й классы.
Потребность в хороших инженерных кадрах есть и сегодня
– Не получится ли так, что мы снова готовим кадры для Запада? Смогут ли выпускники технических вузов работать по специальности? Есть ли для них рабочие места на предприятиях?
– О.В.: Анализируя поступление наших выпускников в вузы, видим, что большая часть их остается в Новосибирске. В основном они становятся студентами НГТУ и НГУ. Хотя выпускники лицея поступают и в Москву, и в Санкт-Петербург, и в Томск. В процентном отношении ничего не меняется – уезжает не более 10%. Примерно половина всех наших выпускников идут на технические специальности. До детей мы пытаемся донести идею, что инженерное образование очень глубокое и очень нужное, на него возможно потом наложить любое второе образование (управленческое, юридическое).
– М.А.: Судя по тому, как сейчас развивается Новосибирск и промышленность Новосибирска, мне кажется, что предприятия скоро будут работать на полную мощность. У нас в совете учреждения есть руководители крупных предприятий, которые и сейчас работают хорошо. У наших лицеистов есть возможность побывать на экскурсиях на этих предприятиях, посмотреть, насколько инженеры будут востребованы в будущем. Родители наших учащихся также понимают, что у инженерных специальностей есть будущее, потому что уже сейчас есть потребность в хороших инженерных кадрах.
Количество просмотров: 6746 |
Добавить комментарий