Сегодня, в свете последних законопроектов в образовании, в том числе дошкольном, мы говорим о том, что необходимо не просто повысить качество образовательных услуг, но и создать для каждого ребенка условия для выбора траектории своего развития. А это значит нам, педагогам дошкольных образовательных организаций, предстоит, с одной стороны, помочь дошколятам обнаружить и раскрыть свой творческий потенциал, данный природой, а с другой, выполняя социальный заказ государства, – подготовить базу для будущей профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Не так давно выпускники наших технических вузов ценились во всем мире. А сегодня нам самим остро не хватает инженеров. Почему?
Многие считают, что азы инженерного образования связаны с использованием технических игрушек и средств обучения. Бесспорно, это так. Но рассмотрим этот вопрос с другой стороны. Инженерное мышление – самое естественное для ребенка-дошкольника. Именно в этом возрасте возникают первые представления, как устроен мир, первые попытки познать его через созидание.
Дети в детском саду постоянно заняты созданием чего-то нового, исследованием, изучением, экспериментированием. И в процессе образования они получают знания. Когда дети возводят башни из кубиков, они изучают основы строительства и понятие «стабильности». Рисуя – палитру цветов. Занимаясь лепкой или оригами – постигают азы пространственного моделирования. Но, что самое главное, они учатся нестандартно мыслить. Они начинают понимать, что такое творческий процесс. Что значит начать с идеи и превратить ее в настоящий проект с конечным результатом.
Инженер во все времена – это «решатель проблем». Если посмотреть на всех инженеров: конструкторов, энергетиков, механиков, программистов – всё это люди, решающие проблемы. Они делают это разными способами, используя разные инструменты, и их компетентность в той или иной области может быть разной. Но общая нить всех инженеров, сердце их профессии – это организованный способ искать решение проблем. Не имеет значения, с какого типа проблемой ты столкнулся – технического, организационного или социального плана. Инженерная мысль просто анализирует проблему и ищет решение.
Но ведь в этом же заключается и детское проектирование, которое сегодня находит все больше сторонников среди педагогов-дошкольников. На страницах нашей газеты неоднократно публиковались материалы детских проектов, как творческих, так и исследовательских. И мы благодарим педагогов, которые не только изменяют свой подход к организации дошкольного образования, но и делятся своим опытом, находками, достижениями с нашими читателями!